О традиционном составе этих запретов уже приходилось упоминать: это действия, связанные с прядением, тканьем, шитьем, завязыванием узлов, запреты на полевые работы, побелку печи и ряд других, хорошо известных в святочном цикле, в поминальном комплексе (на «деды») и в иные периоды календаря. Характерно, что мотивировка запретов троицко-русального периода устойчиво связывается с представлениями о пребывании на земле русалок: «Нельзя на Русальной неделе ни белить, ни шить, чтобы русалки не навредили» [ПА, Стодоличи]; «Ў сух и четверг на Рус а льном тыжни нич о го р о бить не м о жна — иначе будешь встречаться с русалками» [ПА, Выступовичи]; «На Русальны тыждень не купаются в реках, не садят в землю картошки, не копают, не окучивают, не ходят в огород, — бо там буде русалка» [ПА, Кочище]; «На Рус а лны тыждень не ш ы ем, не м а жем на дворе, шоб русалкам очей не забрызгать глиною» [ПА, Червона Волока]; «У кого в род у рус а лка е, (те) не пр а лы и не ш ы лы, и не стир а лы, не м а залы на Рус а лку (т. е. в воскресенье на Русальной неделе) бо, ка (=кажуть), заш ы еш русалцы очы» [ПА, Чудель]; «На Рус а льны тыждень к а жуть, не треба шыть, бо рус а лку уш ы еш» [ПА, Тхорин]. Известны связанные с этим поверьем шутливые приговоры: «Не шый, бо русалку заш ы еш — буде пищ а ть тоби ц и лый рик» или: «Не маст ы хату (печь), бо русалку замажеш — буде пищать тоби рик» [ПА, Рясное].
|
|
Хотелось бы попутно обратить внимание на то, что большая часть быличек, описывающих встречи с русалкой, неявным образом отражает мотив нарушения запрета на какие-либо виды работ (рубка деревьев, полевые работы и пр.), характерные для Русальной недели, в наказание за что и встречается или вредит русалка:
«Ехал мужик перед Троицей по дрова <!>. Села русалка гола (к нему на телегу) и сидит на дровах. Вун привез ее во двор, посадил у хате — вона засмеялась, потом у комин да й пошла-а!» [ПА, Тонеж]; «Возвращался на Сухий четверг один с поля, а к нему на борону русалка села, приехала домой, села на грубку…» [ПА, Челхов].
Из других форм запретов фиксировались также следующие: нельзя спать в дневное время, топить печь на Троицу до тех пор, пока не сходят на кладбище, купаться в реке, аукаться и перекликаться в лесу, толочь зерно в ступе, иначе русалки будут «толкти тебе». С последним из этих запретов связаны, по-видимому, формулы угроз, что русалка истолчет в ступе.
Ряд запретов недвусмысленно обнаруживает представления о русалках как о душах умерших родственниц, т. е. является типично поминальными. Например, запрет убирать на ночь остатки троицкого ужина: «Русалкы — це мертви души. От Трийцы на другый день, в понедилок прыходять русалкы. Кожный лышае на столи вечерю — то, шо сами йилы, то и лышають» [ПМ-Г, Свитязь]; «На Рус а лнум тыждни не м о жна ў в е чери л о жак муть, не м о жна кус расчесывать ў вечери. Л о жачки треба узобрать со стола да прикрыть… а пам у еш як р а но ўст а неш. То уже, ўр о ди, д е ўка пом у е л о жки цы што — рус а ўка ск а же: „Мо я ўже б у де (та девка)!“» [ПА, Замошье].
|
|
Русалкам приписывается также формула угрозы «забрать с собой» в наказание за нарушение запрета сеять муку прямо в дежу: «Хто над дежею муку с е е, то той наш б у де!» [ПА, Дяковичи]. Можно предположить, что этот запрет связан с опасением навредить незримо присутствующим душам умерших. Ср., например, следующее сообщение: «У кого вел и кая д е ўка пом е рла, т а я м а ти береж ы цца: ў суботу (Троицкой недели) п и лу не р о блять… шоб п и лу не бул о ў х а ти (т. е. стараются не поднимать пыли)» [ПА, Радчицк].
Известны некоторые словесные формулы угроз и припевки, приписываемые русалкам, в которых очевидно формулируются некоторые запреты, выполнение которых русалки и контролируют. Например: «Не трый н у жка об н у жку, и не сий мук и на д и жку, и не держы лоп а ты ў х а ты, бо б у де в а жко кон а ты» [ПА, Озерск]; «Не мый нижку об нижку и не сий муку на дижку, бо великий грих!» [ПМ-Г, Сварицевичи]; «Ето т а я, шчо ў суб о ту пл а тье кач а ла, ў нед е лю да с о нца п е сни п е ла, а на стол е хлеб месила…» [ПА, Убортская Рудня]; «Не клад и те хлиб на д и жку, бо не б у де сп о ру» [ПА, Нобель].
Характерно, что большая часть запретов распространяется только на тех, у кого умершие дети считались русалками: «У кого хто повмераў — дивчата незамужни — то святкують (т. е. не должны работать)» [ПМ-Г, Ветлы]. Особенно строго соблюдали запреты в четверг троицкой недели (на «Трийцю мерлых») или в понедельник Русальной недели. В мотивировках этих запретов наряду с русалками часто фигурировали прямо души умерших: «На Русальници… стирать не можно, белить не можно. Кажуть: м е ртвым в о чы заш ы еш, зам а жэш» [ПА, Чудель].
Соответственно, в этот период практиковался и ряд действий, характерных для поминальных обрядов, например, таких, как обычай насыпать золу или песок на пол с целью определения, приходили ли умершие: «Пад Ив а нов день хад и ли па домам рус а ўки. Так (люди) зал ы нас ы пят на пр о бы — чы б ы ли: „Сляд о чки е, был а русаўка?“» (спрашивают друг друга утром) [ПА, Картушино]; «Русалак видели на Тра е цкой няд е ле… ани б е гали в х а ту. Пасып а ють на Тра е цких св я тках пол пяс о чкам — на р а нак сляд ы д е тские (остаются)» [ПА, Жихово].
Таким образом, материал полесских поверий последовательно связывает представления о русалках с душами умерших женщин, девушек или детей, которые появлялись на земле в троицко-русальный период с «того света» и уходили обратно в «м о гилки» в понедельник после Русальной недели. С этими сезонными переходами связана и терминология календарных дат: «Навська Троица», «Тр и йця м е рлых» (= четверг Русальной недели), «Рус а лка» (= воскресенье или понедельник после Русальной недели), «Р о зыгры» или «Пр о воды» — день ухода русалок «на свои места». Большая часть поверий о русалках, обереги против них, ряд обычаев поминального характера, запреты троицкого цикла, — все подтверждает правильность многократно формулированного в специальной литературе вывода о трактовке русалок как «навий». Кроме известных вариантов названий русалки, отмеченных Д. К. Зелениным, — «навка», «мавка», «лоскотуха», «казытка», «купалка», следует еще упомянуть термин, характерный для украинской Карпатской традиции: «На Русальной недили появляются „ мертвушки “ — души умерших девчат» [Kolberg 1962/29, s. 200; 1970/54, s. 281].
|
|