Расскажите о педагогической деятельности и научно-методических трудах российских сурдопедагогов В.И.Флери, Г. А. Гурцова, Я.Т.Спешнева, И.Я.Селезнева, А.Ф.Остроградского

Назовите факторы, определившие расцвет российской педагогической мысли и развитие отечественной специальной школы в XIX в.

В начале XIX в. в России распространяются идеи европейского просвещения. Вопросы воспитания поднимались в трудах философов, писателей, историков, в проектах общественного переустройства, предлагаемых декабристами. Получил известность «Трактат о воспитании» (1798) А.Ф. Бестужева, в котором на основе изучения философов античности и Нового времени, а также собственного опыта преподавания в кадетском корпусе раскрывались задачи воспитания и его методика применительно к представителям дворянского сословия.

Общественное внимание к вопросам просвещения усиливается после восстания декабристов. Правительство Николая I осознало необходимость воспитания законопослушных верноподданных. Идет поиск идеологии, теоретических основ воспитания, обоснование его национальной специфики и самобытности. В 1830—1850-х гг. в сфере образования и педагогической мысли оформляются две тенденции: одна отражает официальную политику, другая — демократические настроения общества. В 40-е гг. XIX в. интеллигенция в русском обществе разделилась на два лагеря — западников и славянофилов, отстаивавших различные пути развития страны. Полемика, развернувшаяся между ними, затронула и вопросы просвещения. Западники (В.Г. Белинский, Т.Н. Грановский, В.Ф. Одоевский. Н.В. Станкевич), выступавшие за развитие России по западной модели, приветствовали западноевропейскую образованность, заимствование зарубежных педагогических идей, форм и методов обучения и воспитания. Славянофилы (И.В. Кириевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин и др.), считавшие, что России предначертан особый путь развития, полагали, что система просвещения должна строиться с учетом национальной самобытности русского народа, опоры на православные традиции воспитания.

Известный литературный критик, публицист В.Г. Белинский (1811—1848) в многочисленных статьях и рецензиях дал развернутое изложение своих педагогических взглядов. Отстаивал идею создания подлинно национальной системы просвещения, отвечающей интересам государства. Он писал: «Надобно, чтобы у нас было просвещение, созданное нашими трудами, взращенное на родной почве». Ребенок, считал Белинский, «это дерево в зерне, человек в возможности». Воспитание, не учитывающее природных задатков человека, ущербно. С его точки зрения, приступать к обучению детей нужно с 6 лет, следуя принципам систематичности и научности. Высоко оценивал роль отечественной литературы, истории, естественных наук в формировании личности. Особую ценность представляют его взгляды на нравственное воспитание. Нравственные привычки и навыки поведения нужно вырабатывать в младшем возрасте, формировать нравственные понятия — в отрочестве. Здесь не следует ограничиваться наставлениями, главное — убеждающий пример (биографии великих людей, поведение воспитателя и ближайшего окружения). В качестве наказания предлагал использовать суровый взгляд, лишение прогулки, общения, временную холодность [12, с. 76].

Русский публицист, философ и писатель А.И. Герцен (1812— 1870) не оставил специальных работ по воспитанию. Однако на протяжении жизни он живо интересовался педагогическими проблемами. Критикуя современную школьную систему, он выступал против «рабского духа, рабской дисциплины, рабского молчания», царивших в гимназиях. Воспитание в семье, в стенах школы и университета должно быть основано на уважении к личности воспитанника, признании его индивидуальности. Герцен высоко оценивал роль естественных наук в формировании материалистического мировоззрения. Он был автором двух рассчитанных на детей и юношество работ, в которых популяризация естественно-научных знаний тесно увязывалась с формированием мышления. Герцен вместе с тем отдавал отчет в том, что полноценное воспитание немыслимо без гуманитарных знаний. Он отводил приоритетную роль языку и литературе, истории в воспитании нравственных чувств, формировании общественных идеалов.

 

Какое значение для становления практики системного обучения детей с отклонениями в развитии и специальной педагогики имело открытие в России первых специализированных училищ для глухих (1806) и слепых (1807) детей?

В 1802 и 1809 годах в Риге открываются частные училища (школы) для глухих детей; в 1806 - училище для глухонемых (под покровительством императрицы Марии Федоровны); в 1807 году - институт для слепых. Большая заслуга в создании института для взрослых слепых (школу для детей открыть не удается) в России принадлежит французскому тифлопедагогу В. Гаюи, который приезжает в Россию по приглашению Александра I и в течение нескольких лет работает в Санкт-Петербурге.

Большую роль в организации отечественной тифлопедагогики играет К. К. Грот (1815-1892), который создает училище для слепых мальчиков (1881) в Санкт-Петербурге, разрабатывает устав и содержание обучения. Соратник К. К. Грота, известный отечественный тифлопедагог А. И. Скребицкий, разрабатывает специальный шрифт для обучения слепых - рельефно-линейный русский шрифт, организовывает печатание книг для слепых детей.

Особенностью деятельности данных учреждений была их практическая направленность - помимо получения общеобразовательных знаний воспитанники овладевают различными профессиями, которые пригодятся им в жизни.

Первое в России учреждение для слабоумных открывается лишь в 1854 году - в Риге доктором Ф. Пляцем. Небольшое учреждение является частным; в нем оказывается помощь достаточно широкой категории детей и подростков - больным эпилепсией, малоспособным, «идиотам». Необходимо отметить также частное Врачебно-воспитательное заведение доктора И. В. Маляревского, открытое в Санкт-Петербурге в 1882 году, приют Е. К. Грачевой, созданный на средства благотворительности в Москве в 1894 году.

 

Раскройте роль отечественных просветителей, ученых, педагогов (А.И.Герцена, В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, К.Д.Ушинского, Н.И.Пирогова, Л.Н.Толстого) в совершенствовании педагогических подходов к обучению детей с ограниченными возможностями.

В.Г. Белинский (1811–1848) стал основоположником революционно-демократического направления в российской общественной мысли и в российской педагогике. Его важнейшие требования: свобода личности, равенство и т.д. Главными противниками свободы личности, прогресса страны, по его мнению, были монархический строй и православие, которые следовало устранить.

Н.Г. Чернышевский (1828–1889) сыграл большую роль в утверждении и развитии революционно-демократической идеологии и педагогической мысли.

Как последователь идей эпохи Просвещения, он доказывал, что прогресс общества определяется степенью развития разума, а потому просвещение является важнейшим двигателем прогресса человечества. Поэтому важнейшей задачей философии, науки, литературы, искусства является, по Чернышевскому, умственное и нравственное развитие народа. Отсюда особая ответственность интеллигенции, просвещенных людей перед своим народом за его образование и воспитание (вообще, сочинения Чернышевского сыграли большую роль в укоренении в России таких понятий, как долг, служение Родине и народу), ответственность за образование тех, кто его лишен – простой народ, женщины. Чернышевскому принадлежит большая заслуга в обосновании антропологического принципа в качестве ведущего научного принципа социальных наук, в том числе и педагогики.

Н.Д Добролюбов (1836–1861) оказал заметное влияние на развитие педагогической мысли России. Им написан целый ряд глубоких педагогических статей, в которых он изложил свое понимание природы ребенка и его воспитания.

Исходная идея педагогики Добролюбова – идея разумной природы ребенка, которую он выдвинул в статье «О значении авторитета в воспитании». Правильное воспитание, доказывал Добролюбов, должно строиться в соответствии с разумной природой ребенка, должно ориентироваться на «развитие внутреннего человека». Опираясь на эту идею, Добролюбов сумел пересмотреть многие стороны существовавшего образования и определить пути его совершенствования. Так, он выступил решительным противником авторитарных концепций воспитания, требовавших подавления воли ребенка и подчинения его «разумной воле взрослого», против неразумного наказания детей, особенно физического. И видимо благодаря страстной и решительной позиции Добролюбова, уже в 60-е гг. физические наказания в российской школе были официально отменены. Кто подсчитает, скольким миллионам детей сохранил Добролюбов здоровье своей бескомпромиссной позицией... Добролюбов внес определенный вклад в совершенствование содержания школьного обучения и детского чтения.

 

Александр Иванович Герцен (1812-1870) - писатель, философ, публицист. Выступал за развитие русской педагогической науки и образования по моделям, исторически отработанным в Западной Европе. В течение всей жизни интересовался педагогическими проблемами. Педагогические взгляды определялись философскими (атеизм и материализм) и политическими (революционный демократизм) убеждениями.

Лев Николаевич Толстой. Толстой сформулировал такое правило: «критерием педагогики – свобода», что послужило основанием к обвинению его в подражании Руссо и пропаганде идей «свободного воспитания».

По мнению Толстого, дети по своей природе стоят ближе к идеалу совершенства, чем взрослые, сформировавшиеся в условиях несправедливого и далекого от идеала общества. Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра. Очень важно отметить, что настойчивое требование Толстого о свободном воспитании было формой его протеста против царской официальной педагогики и казенной школы.

 

Расскажите о педагогической деятельности и научно-методических трудах российских сурдопедагогов В.И.Флери, Г. А. Гурцова, Я.Т.Спешнева, И.Я.Селезнева, А.Ф.Остроградского.

На Руси призрением глухих и других «убогих» занимались православная церковь и монастыри.

Опыт воспитания и обучения глухих в России был накоплен также благодаря организации системы общественного, а не церковного призрения, удачным примером которого было создание Петербургского и Московского воспитательных домов, где вместе с детьми-сиротами воспитывались глухие дети, осваивая основы грамоты и ремесло (XVIII в.).

Мимическая и устная системы обучения глухих появились в России в XIX в. в связи с началом школьного обучения. Первая школа была открыта для глухих детей из высших сословий в г. Павловске под С.-Петербургом в 1806 г.

Развитие российской сурдопедагогики в XIX в. связано с педагогической деятельностью таких известных сурдопедагогов, как В. И. Флери, Г. А. Гурцов, И. Я. Селезнев, А. Ф. Остроградский, И. А. Васильев, Н. М. Лаговский, Ф. A. Pay.

Российская система обучения глухих, сформировавшаяся в XIX в., опиралась на использование в учебном процессе и словесного, и жестового языков. Однако уже в конце века преимущество стало отдаваться устной словесной системе обучения, жестовый язык стал вытесняться из специальной школы глухих.

С начала XX в. зарождается дошкольное обучение детей с нарушенным слухом. В 1900 г. в Москве открывается первый детский сад для глухих детей, организованный супругами Ф.А. и Н.А.Рау.

После революции 1917 г: школы для глухих в СССР были переданы в государственную систему образования. В 30-е гг. появляются первые классы, а затем и школы для слабослышащих и позднооглохших детей. Особенно плодотворным стал период, начавшийся в 50-е гг. Целая плеяда выдающихся ученых сурдопедагогов в течение десятилетий создала оригинальную советскую систему воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей.

Исследования проводились в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР, где работали ученые-сурдопеда- гоги - Р.М.Боскис, А.И.Дьячков, С.А.Зыков, Ф.Ф.Рау, Н.Ф.Сле- зина, В. И. Бельтюков, А. Г. Зикеев, К. Г. Коровин, Б. Д. Корсунская, А.Ф.Понгильская, Э.И.Леонгард, А.П.Гозова, Т.А.Власова, Г.Л.Зайцева, Л.П.Носкова, Е.П.Кузьмичева, Э.В.Миронова и многие другие, а также ученые-сурдопсихологи - И.М.Соловьев, Ж. И. Шиф, Т. В. Розанова и др.

Советскую систему обучения неслышащих отличало следующее?* ориентация содержания обучения на массовую систему обрй* зования;

внимание к формированию и развитию словесной, и в том чисдац устной, речи, к развитию слухового восприятия и обучению их и<М пользованию в познавательной деятельности, в учебном процессе^ использование жестового языка как вспомогательного средсїр ва воспитания и обучения;

создание и внедрение в образовательный процесс деятельносТ, ного подхода к обучению (С.А.Зыков и др.)

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: