манипуляторы склонны к аддикциям, использованию защитных механизмов (в особенности — отрицания, замещения, регрессии), они экстернальны, склонны к соматическим заболеваниям, не склонны к самоактуализации, не спонтанны, не ориентированы на настоящее, не стремятся к достижению успеха.
Манипулятор может иметь следующие личностные расстройства:
· макиавеллизм,
· нарциссическое расстройство личности,
· пограничное расстройство личности,
· тревожное расстройство личности,
· зависимое расстройство личности,
· истерическое расстройство личности,
· пассивно-агрессивное расстройство личности,
· диссоциальное расстройство личности,
· нервозность.
2 способа нейтрализации манипулятора: 1) отслеживание изменений ситуации, порождённых технологией психологического воздействия, и 2) анализ механизмов этого воздействия. Важный признак - нарушение пропорции тех или иных «переменных взаимодействия»:
· Дисбаланс в распределении ответственности — замечаем, что кому-то что-то «должны», «не оправдали» чьих-то надежд.
· Дисбаланс в соотношении выигрыша и платы — результат проделанной работы не соответствует затраченным усилиям).
· Наличие силового давления.
· Дисбаланс элементов ситуации — необычность мишеней воздействия (новый знакомый держится с нами так, как будто знает нас очень давно) или необычность компоновки или подачи информации (собеседник делает акценты на второстепенных деталях того или иного вопроса, опуская при этом все важные подробности).
· Неконгруэнтность в поведении партнёра — различные каналы передают противоречивую информацию (уверенные слова собеседника контрастируют с нежеланием смотреть в глаза, суетливыми движениями рук).
· Склонность партнёра к стереотипизации наших действий — стремление привести их в соответствие с представлениями о поведении «настоящего мужчины», «честного гражданина» или с нашими предшествующими поступками («я знаю, ты никогда не нарушаешь своих обещаний…»).
Профилактика аддиктивного поведения.
Профилактика – система экономических, социальных, гигиенических и медицинских мер, проводимых государством, общественными организациями и отдельными гражданами с целью обеспечения высокого уровня здоровья населения и предупреждения болезней.
Профилактики аддиктивного поведения: необходимо устранить существующие факторы риска аддикций и усилить защитные факторы. 2 подхода: один ориентирован на человека, другой - на структуру, для эффективными необходимо использовать оба в определенной комбинации. Профилактика адресуется всему населению, определенным группам или даже индивидуумам, находящимся в опасности.
3 вида профилактики (терминология ВОЗ).
Первичная профилактика - предупреждение возникновения заболевания. В отношении аддикций это комплекс мер по формированию здорового образа жизни, предупреждению первой пробы и борьбу с аддиктивным поведением у подростков.
Вторичная профилактика –распознавать аддиктивнное поведение и его симптомы и уменьшить их действие. Предотвращение рецидивов после лечения ранних форм зависимостей. Ее цель – максимально сократить продолжительность воздействия ПАВ на человека, ограничить степень вреда, наносимого аддиктивным поведением как потребителю, так и окружающей его микросреде - учащимся образовательного учреждения и семье, предотвратить формирование хронического заболевания. Составные части: создание системы раннего выявления аддиктивного поведения, обеспечение доступности комплексного обследования и оказание квалифицированной психологической, медицинской, педагогической и социальной помощи.
Третичная профилактика –работает на стадии проявившейся болезни, стараясь унять боль и помочь в реабилитации. Необходима при неоднократных рецидивах. Это мероприятия по предотвращению срывов и рецидивов. Это реабилитация - комплексное направленное использование медицинских, психологических, социальных, образовательных и трудовых мер с целью приспособления больного к деятельности на максимально возможном для него уровне.
Копинг-профилактика злоупотребления психоактивными веществами включает в себя развитие:
- поведенческих стратегий;
- процесса оценки стрессовой и/или проблемной ситуации;
- процесса принятия решений;
- ресурсов личности и среды.
Профилактика предусматривает: когнитивное обучение; аффективное обучение; тренинг поведенческих навыков и изменение влияния среды в виде формирования альтернативного поведения и интересов; создание групп социальной поддержки; обучение лидеров – сверстников, педагогов и родителей.
Работа педагога с зависимыми подростками.
Влечение подростка к химической и нехимической зависимости является признаком личностного психологического неблагополучия и является завершением процесса аномального (деструктивного) развития.
Причины:
- неспособность подростка к продуктивному выходу из ситуации затрудненности удовлетворения актуальных жизненно важных потребностей;
- несформированность и неэффективность способов психологической защиты подростка, позволяющей ему справляться с эмоциональным напряжением;
- наличие психотравмирующей ситуации, из которой подросток не находит конструктивного решения.
Работа педагога
1. Подростки, способные к конструктивному поведению в конфликтных ситуациях со взрослыми или сверстниками, значительно устойчивы в отношении аддикций. Следовательно, целенаправленное обучение подростков психологическим основам конструктивного поведения в условиях конфликтных взаимоотношений повышает их зависимоустойчивость
2. Подростки, обладающие индивидуальной внутрипсихологической способностью или умением преодолевать стрессовые ситуации, трансформировать их в различного рода поисковую активность, значительно более устойчивы к зависимостям, чем не умеющие этого делать. Данное личностное качество может быть сформировано психолого-педагогическими средствами и служить целям профилактики зависимостей.
Это не только доступная и грамотная информация, которая может быть воспринята разными слоями населения и общества в целом. 2 модели обучающих программ 1) программа достижения социально-психологической компетентности (цель выработать навыки эффективного общения).2) программа обучения жизненным навыкам (цель – выработать навык ответственного принятия решений).
Это развитие здорового поведения и ресурсов личности и значимой группы и семьи, препятствующих риску аддикций. Подросток будет защищен от различных видов зависимости в том случае, если будут развиты его духовные, личностные, средовые ресурсы. Это значит, чторабота педагога должна быть направлена на предоставление возможности человеку формировать здоровое поведение на основе развития духовного, физического, психического и социального благополучия, а личности – развивать психологические, социальные и духовные начала.
Принципы работы: комплексность, дифференцированность, аксиологичность (ценностная ориентация), многоаспектность (воспитательный, психологический, общеобразовательно-обучающий аспекты), последовательность педагогических воздействий на зависмых подростков и профилактику.