Эмоциональная составляющая в коммуникации

Вопрос № 28. Основные стили общения журналиста

Стиль общения - это индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми. Стиль общения определяет предрасположенность к определенному взаимодействию, направленность, готовность к нему, которая проявляется в том, как человек склонен подходить к большинству ситуаций. Различают ритуальный, манипулятивный и гуманистический стили общения. Ритуальный стиль порождается межгрупповыми ситуациями, манипулятивный - деловыми, а гуманистический - межличностными. Однако стиль не полностью определяет общение человека, он может общаться и в чужом стиле. Например, если человеку свойственен в основном манипулятивный cтиль, это не значит, что его общение с ближайшим другом тоже будет деловым.

Подразделяется три основных стиля в общении журналиста:

1. Ритуальный (я-центрация) - поддержание связи с социумом. Цель общения - не изменение другого, не воздействие на него, а утверждение себя (самопрезентация);

Пример: ранний Дудь (деньги, секс, Путин-красавчик)

2. Манипулятивный (другое-центрация) - преследует цель достижения влияния. Вместо истинного образа журналист предлагает партнеру стереотип, который считает выгодным в данный момент. Стиль основан на таком качестве как нарциссизм.

Пример: стиль Невзорова

3. Гуманистический (другой-центрация) - предполагает личностное общение, где источник информации занимает для журналиста существенное место. Цели гибко меняются. Ожидаемый результат - прогресс в общих представлениях о событии.

Пример: «Еще не Познер»

Литература:

Мельник Г.С. Общение в журналистике: секреты мастерства (с. 93-98) – выслана по почте

 


 


Вопрос № 3 (4). Специфика эмоциональной составляющей в процессе коммуникации. Эмоциональная саморегуляция

Эмоции как психический процесс.

Эмоции – реакции организма на воздействие факторов внешней и внутренней среды, а также результаты собственной деятельности, проявляющиеся в субъективных переживаниях той или иной модальности и интенсивности (страх, радость), специфическими двигательными реакциями (мимика, жесты) и неспецифическими сдвигами в деятельности внутренних органов.

Эмоции - это отражение реальных отношений человека к окружающему миру и к себе самому. Они являются для нас источником информации о том, насколько важны те или иные события, адекватны или нет обстоятельства жизни нашим потребностям.

Функции эмоций:

1. коммуникативная

2. регулятивная

3. сигнальная

4. мотивационная

5. оценочная

6. стимулирующая

7. защитная

8. адаптивная

 

Любая эмоция содержит три компонента

1.              органические проявления

2.              выразительные проявления

3.              субъективные переживания

По знаку различаются положительные и отрицательные эмоции.

Положительные возникают в ситуациях, сулящих успех, достижение цели, удовлетворение потребности. Положительной эмоциональная реакция будет и в том случае, если мы знаем, как действовать, каким путем в данной ситуации достичь желаемого. Положительные эмоции, таким образом, являются сигналом собственной поведенческой компетентности. Отрицательные эмоции возникают в ситуации появления препятствия на пути к достижению целей, т.е. в ситуации фрустрации. В повседневной жизни такие препятствия часто бывают мнимыми и преувеличенными.

Отрицательные эмоции связаны также с некомпетентностью, потерями, боязнью ответственности, а также эгоцентризмом, порождающим несбыточные ожидания, будто мир создан специально для наших целей и желаний. Отрицательные эмоции позволяют увидеть проблемы и направления личностного роста. Эти эмоции блокируют неэффективные стратегии поведения. Они стимулируют наше развитие, только если принимать их, а не стремиться их подавлять.

 

Эмоции могут быть первичными (базовые или фундаментальные, имеющие разные феноменологические значения и разные нервные субстраты, связаны с основными потребностями) и вторичными (социальные).

 Фундаментальные эмоции.

По Изарду (см. список литературы) выделяет десять фундаментальных эмоций, которые образуют мотивационную систему человека

 удивление                                               отвращение

 радость                                                    презрение

 гнев                                                         стыд

 горе                                                          вина

страх                                                         интерес

Эмоциональные черты характера.

Кроме ситуативного проявления эмоций существует личностная склонность к переживанию тех или иных эмоций, связанная с низкими порогами их возникновения.

Такими стабильными чертами могут быть агрессивность, депрессивность, тревожность и др. Причинами высокой толерантности к определенным переживаниям могут быть врожденные, психологические и социальные механизмы. (про личностные характерологические особенности будем говорить на «Психологии журналистики»)

Эмоциональная саморегуляция

Необходимо отметить, что вытеснение нежелательных эмоций ведет к невротическим состояниям.

Изменить свое эмоциональное состояние можно следующими способами:

- Через тело. Изменение мимики, физические упражнения, биологическая обратная связь (контроль своих физиологических показателей), употребление продуктов, содержащих серотонин, ровное глубокое дыхание.

-Через мысль. Осознание своего эмоционального состояния- размышление по поводу эмоций, чтобы лишить их энергии. Расстраивает не событие, а наша интерпретация события.

-С помощью другой эмоции. К примеру, гнев подавляет страх.   

Эмоциональная составляющая в коммуникации

 

В коммуникации схему реакции человека на событие можно изобразить как:

Факт – Интерпретация – Эмоция – Действие.

 

При изменении «интерпретации» факта, меняется эмоциональная реакция человека. Одно и то же событие – факт – можно интерпретировать как обидными словами, так и хвалебными или нейтральными.

Человек, рассказывающий полиции о нарушениях других людей: социально-активный (+) или стукач (-). Мы заменяем один смысл на другой: непослушность на самостоятельность, раскованность на развязность, упорство на упрямство, деловую хватку на воровство, то есть при интерпретации меняется смысл факта. Это называется рефрейминг смысла – прямая замена значения факта.

Рефрейминг – это речевой способ смены точки зрения, которая приводит к изменению оценки ситуации.

С английского «reframe» можно перевести и как замену картины в рамке, так и замену рамы у картины.

Если же мы поставим под сомнение, что считать фактом (который является растяжимым понятием), тогда будем иметь рефрейминг контекста – утверждение помещается в контекст, при котором оно будет иметь другой смысл.

 

Пример: Беседа циника с романтиком. Александр Невзоров и Артемий Троицкий.

https://www.youtube.com/watch?v=o_zgWFTk64g

Рефрейминг смысла:

02:00 Невзоров: «Вас это задевает, а меня это развлекает и радует…»

04:27 Невзоров: «Мне в этой кошмарной среде еще и уютно»

Рефрейминг контекста:

03:35 Невзоров: «Нет, всё неправильно» (не герой и не мученик, а такой же орк)

05:20 Невзоров: «И речь и мышление портит художественная литература»

06:44 Невзоров: «Несчастным глупым Пушкиным кормят бедных детей», Евгений Онегин – бред; и далее по тексту про Онегина

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: