Искусство Причерноморья

Называем основные центры, как происходило освоение и говорим про синтез эллинистического и скифского искусства

Пантикапей, Фанагория (они потом объединились в Боспорское государство), Херсонес,, Ольвия, Феодосия, Милет, Синопа, Гераклея, Диоскуриада, Фасис, Истрия и Одесс– основные центры

 

Великая греческая колонизация – это выселение греков из городов Эгейского бассейна в многочисленные колонии (по-гречески «апойкии»), расположенные по побережью Средиземного и Черного морей

 

Как происходило?

  1. Разведка и обращение к оракулу
  2. Составление списков желающих отправиться и назначение главы – ойкиста
  3. Взятие огня с алтаря и отправление в новые земли
  4. Деление территории на клеры (участки) и строительство оборонительных сооружений
  5. Строительство храмов и других сооружений

 

 

· До прихода греков мы говорим о скифском искусстве, потом о синтезе греч. и скиф.

· Наибольший интерес в искусстве Северного Причерноморья представляет раннее искусство скифов (7 - 5 вв. до н. э) и искусство греческих городов, сложившееся в местных условиях, во взаимодействии с местным искусством.

o Раннее скифское искусство представлено произведениями торевтики — украшениями вооружения, лошадиной сбруи, утвари – скифская триада

o В основном золото, но чуть позже сарматы принесли инкрустацию и больше цвета (скифы и сарматы жили одновременно, сарматы как бы втесняли их и влияли на искусство)

Золотой олень из станицы Костромской. Украшение щита. 6 в. до н. э.

Золотая пантера из Келермесского кургана. 6. в. до н. э.

· Особенно важны изделия торевтики

 

Серебряная амфора из Чертомлыцкого кургана близ Никополя. 4 в. до н. э.

 

· И украшения

Золотая серьга из Феодосии с изображением воина и Ники. 4 в. до н. э.

 

далее искусство Причерноморья развивалось по вехам искусства Греции 

 

· Улицы, как и в Греции по гипподамовой системе

· Тк. Требовалось защищаться от соедних племен, строили массивные крепостные стены, которые тоже считаются произведениями искусства

 

 крепостные стены Херсонеса

 

· Храмы, базилики, театры почти не сохранились, они были схожи

· Сюжеты для росписей и мозаек, как в Греции – боги (особенно Деметра)

 

, но плюсом местный быт – воины, животные, степь и т.д

 

 

· Наиболее ранний тип росписи (4 - 3 вв. до н.э.) представляет собой имитацию кладки степы из цветного мрамора (3 пояса — белого, черного и красного цветов), выше — фриз с изображением предметов обихода греческого атлета: сосуды для оливкового масла, венки, полотенца, победные повязки — тении (склеп, открытый в 1908 г., Керчь).

 

· Скульптура в основном привозная, но своя тоже есть, при чем более портретная, чем греческая

 портретные скульптуры Боспора 1-2 в нэ

 

 

· Наиболее широкое применение скульптура получает в надгробных стелах.

 •   Напоминали архитектуру: карниз, фронтон

•         Часто добавляли 2 розетты

 

саркофаги Боспора, но тип этот из Греции, так что, это можно встретить везде в Причерноморье

 

· резьба по дереву составляет одну из наиболее совершенных отраслей искусства Северного Причерноморья; ценность сохранившихся памятников тем более значительна, что греческая деревянная резьба почти полностью утрачена. До нашего времени дошло несколько деревянных саркофагов, повидимому, выполненных греческими мастерами ни месте. Они имеют форму прямоугольных сооружений с двускатной крышей.

 деревянные саркофаги

 

· Монеты

 

· Вазопись похожа на греческую

 

Таманский сфинкс. Раскрашенный фигурный лекиф из Фанагории. Конец 5 в. до Н. э.

 

Греческое влияние на скифский «звериный стиль»

 

Новые образы: грифон, дракон, лев, заяц, собака, голубь, лебедь и др.;

• в росте популярности многофигурных композиций,

• уходит строгая профильность изображения

• привнесение орнаментальности (животные становятся орнаментом)

• развивается реалистическая тенденция и возникают натуралистические формы (смягчается рельефная моделировка, более естественной становится трактовка поз животных, появляются отдельные детали, обладающие анатомической достоверностью);

• введения в них геометрических и растительных мотивов (розеток, пальметок, волют), и в гипертрофированном применении скифского в своей основе приёма зооморфных превращений;

• скифы заимствуют некоторые ювелирные приемы: зернь, скань

 

 

'Всеобщая история искусств. Том 1' \\Ред. Р.Б.Климов - Москва: Государственное издательство 'Искусство', 1956 - с.920

А. М. Хазанов. Воздействие античной культуры на искусство и культуру скифо-сарматского мира. 1978

Античные государства Северного Причерноморья. Серия: Археология СССР. Том 9. 1984

Н. А. Онайко. Звериный стиль и античный мир Северного Причерноморья в 7-4 вв. до н. э. 1976

В. И. Гуляев. Скифы: расцвет и падение великого царства

38.Особенности эллинистической архитектуры.

 

39.Скульптура эллинизма.

 

40.Искусство Древнего Рима.

 

41. Искусство этрусков.

 

42.Основные принципы римской архитектуры.

 

43.Искусство республиканского Рима.

 

44.Архитектура периода республики. Примеры.

 

45.Архитектура Римской империи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: