В чём отличие ОД бизнес-игры от корпоративного тренинга и стратегической сессии?

Верхоглазенко В.Н.

Руководитель Центра АКМЭ

http://www.acmegroup.ru

 

Организационно-деятельностная игра: вопросы и ответы

 

Мне очень часто приходилось рассказывать про орг-деятельностную игру. В ходе множества этих диалогов с заинтересовавшимися, я очень быстро выделил часто повторяющиеся вопросы. Считаю, что наиболее адаптивной формой рассказа про ОДИ является прямой ответ на часто задаваемые вопросы. Поэтому эта статья и написана в такой вопросно-ответной форме.

Что такое Организационно-деятельностная игра?

Организационно-деятельностная игра (далее: ОД бизнес-игра) – особый метод анализа и принципиального развития бизнеса компании с помощью игромоделирования. Для разрешения проблемной ситуации компании-заказчика в ОД бизнес-игре создается структура ролевых позиций, модельно отражающих специфику бизнеса. За каждой группой участников закрепляется своя роль, от имени которой группа взаимодействует с другими группами по решению общей задачи. Ролевые акценты позволяют рассматривать вопрос (проблемный узел) с различных сторон с последующим выходом на взвешенное совместное решение. При этом прикрепленные к группам игротехники, опираясь на понятийные критерии общей теории деятельности, помогают участникам в правильной постановке и проектном решении существующих проблем.

Для какой аудитории ОД бизнес-игра предназначена?

ОД бизнес-игра по сути – управленческая. Поэтому вовлекаться в нее, в первую очередь, должны руководители разного уровня, включая топ-менеджеров (!), поскольку планировать развитие компании в целом без них – дело утопичное. Но и ограничивать бизнес-игру только представителями высшего управления тоже неверно, так как это приводит к некоторой однобокости в аналитической работе, лишенной необходимыми деталями из конкретной практике деятельности нижних звеньев и ее базового процесса.

Почему ОД бизнес-игра дает эффект?

В наших ОД бизнес-играх в ходе игрового моделирования проблемной ситуации компании-заказчика всегда удается проникнуть в существо проблемы значительно глубже, чем это возможно в текущей практике. Это связано с тем, что в ОД бизнес-игре идет активный поиск ключевых проблем, как со стороны участников, хорошо знающих ситуацию «изнутри», так и со стороны команды игротехников-консультантов, имеющих огромный опыт управленческого консультирования. А правильный диагноз – это половина успеха. Пути решения проблем, разработанные в бизнес-игре, также имеют высокий потенциал надежности, поскольку планирование ведется группами с разных ролевых позиций групп, что и позволяет учесть множество разнородных факторов.

Каковы наиболее распространенные темы ОД бизнес-игр?

Из нашего опыта наиболее востребованной темой остается разработка стратегии развития компании. Второй популярной темой выступает задача по устранению сложившихся «барьеров» между подразделениями. Были заказы на оптимизацию орг-структуры, на передачу стратегии от топ-менеджеров руководителям среднего уровня, на разработку корпоративной культуры, на переход к услугам высшего качества, на командообразование и т.д. По поводу командообразования следует особо подчеркнуть, что повышение уровня командосплочения происходит во всех без исключения наших ОД бизнес-играх, как следствие успешной совместной работы и снятия иллюзорных противопоставлений за счет спокойного и обстоятельного анализа накопленных противоречий.

В каких ситуациях ОД бизнес-игра малоэффективна?

ОД бизнес-игра наиболее эффективна при разнородном, разнопрофессиональном коллективе, в котором, зачастую складываются напряженные взаимоотношения в силу различий профессиональных критериев и ценностей. Например, конфликтными парами часто бывают «производственники - продавцы», «продавцы – специалисты по логистики», «маркетологи – производственники», «бухгалтеры – продавцы» и т.п. Если подобное деловое противостояние длится, то оно обрастает со временем и межличностными конфликтами (скрытыми или явными). ОД бизнес-игра наиболее продуктивна по решению таких проблемных «сцепок». А вот если необходимо провести обучение с продавцами, помочь бухгалтерам овладеть новой компьютерной программой и т.п., то здесь предпочтительней классический корпоративный тренинг. Например, запустить процесс по командосплочению в отдельно взятом отделе лучше посредством обычного тренинга по командообразованию, а сделать команду из активных членов всего коллектива компании – намного легче в типовой двухдневной ОД бизнес-игре. Она здесь на порядок (!) эффективнее так называемых «веревочных тимбилдингов», так как сплочение в бизнес-игре осуществляется на кооперативно-деловом и на межличностном уровнях, а не только на личностных симпатиях, как в тимбилдинге.

Как устроена ОД бизнес-игра?

ОД бизнес-игра имеет два основных этапа: проблематизация (постановка проблем) и депроблематизация (построение путей разрешения проблем). Для этого участники должны пройти следующие стадии работы: исследование ситуации ® построение идеальной модели компании ® глубинный анализ проблем ® построение общего проекта действий ® проработка первого этапа проекта до конкретных действий.

Участники в игре распределяются по группам (по 5-9 чел.), каждая из которых имеет свою ролевую позицию в игре. (Именно наличие ролей и позволяет называть такое мероприятие игрой.) Ролевая структура групп проектируется командой игротехников в зависимости от содержания заказа. Каждая группа, под опекой прикрепленного к ней игротехника, вносит свой вклад в общую работу в соответствии со своей фокусировкой.

Единичный цикл работы (обычно – 2 цикла в день) включает в себя: работу по группам, пленарное обсуждение групповых продуктов, анализ работы по группам и методологическую консультацию (у игротехников есть еще дополнительная фаза собственного анализа хода реализации сценария).

В чём отличие ОД бизнес-игры от корпоративного тренинга и стратегической сессии?

ОД бизнес-игра отличается от традиционной «стратегической сессии» (как и от корпоративного тренинга) тем, что в игре обязательно вводится структура ключевых для стратегического планирования ролей (например, «Высшее управление», «Маркетинг», «Продажи» и т.п.). Каждая группа сначала участвует в создании контуров общей стратегии, а затем конкретизирует ее в соответствии со своей ролью. Кроме этого в бизнес-игре по разработке стратегии, в отличие от стратегической сессии участвуют не только топ-менеджеры, но и менеджеры среднего уровня.

Главное отличие ОД бизнес-игры от корпоративного тренинга заключается в том, что ее главной задачей является не обучение сотрудников новым навыкам, а развитие всей системы  деятельности компании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: