Г. Спенсер как представитель школы эволюционизма и социал-дарвинизма. Подходы и теории

Герберта Спенсера (1820–1903 гг.) считают самым выдающимся представителем французского позитивизма, его непосредственным основателем и ключевым разработчиком базисных идей. Взгляды Герберта Спенсера, как и идеи Огюста Конта, формировались под сильнейшим влиянием достижений из области естественных наук, но в данном случае, ключевую роль играла не физика, а биологическая наука. И Спенсер, и Конт были инженерами, но в процессе своих научных разработок переквалифицировались в позитивистов.

Согласно учению Спенсера, общество по своему строению очень напоминает организм обычного человека. Таким образом, общественное образование — это единое целое, которое состоит из множества взаимозависимых и взаимосвязанных частей.

По мнению Герберта Спенсера, любой социальный организма имеет свою собственную, уникальную внутреннюю систему, которая контролирует сохранение функций организма, а также процессы его адаптации к новым условиям окружающей среды. Помимо этого, важно контролировать и внешние условия, в которых существует система, так как они в больше степени могут оказать и положительное, и отрицательное влияние, которое прослеживается не сразу, в отличие от внутренних факторов.

В качестве ключевых понятий, которые использует Герберт Спенсер для того, чтобы объяснить свою позицию в отношении социального дарвинизма, являются следующие:

Естественный отбор — процесс, благодаря которому в популяции увеличивается число тех особей, которые отличаются максимальной приспособленностью к постоянно меняющимся биологическим и социальным условиям. В то же время, количество слабых особей, не способных приспособиться к новым условиям, уменьшается;

Выживание сильнейших — это особый афоризм, который был введен самим Гербертом Спенсером в качестве очень значимого фактора теории естественного отбора и эволюции. Иными словами, этот афоризм использовался в виде «закона джунглей»;

Борьба за существование и выживание – это один из серьезных движущих факторов эволюции. Он проявляется себя в виде непрерывного соперничества за многообразие имеющихся в обществе и природе ресурсов, а также за некоторые достаточно редкие блага. Основная цель — это сохранить свою собственную жизнь и обеспечить существование своего потомства, его преимущество перед потомствами других особей и видов.

Опираясь на разработки Чарльза Дарвина, Герберт Спенсер также впервые предложил использовать так называемую эволюционную теорию с целью объяснять и интерпретировать социальные изменения, происходящие в общественной структуре. Но, в противоположность идеям Огюста Конта, Герберт Спенсер делает акцент не на тех стадиях, которые проходит общество в процессе своего развития: он акцентирует внимание на том, по какой причине происходят множественные социальные изменения в обществе, и почему возникают такие явления, как борьба, противоречие и конфликт.

 

Дж. Фрезер как представитель школы эволюционизма. Подходы и теории.

Крупнейшим представителем интеллектуального направления критики анимизма являлся шотландец Дж. Фрезер (1854–1941) — автор ряда блестящих работ, посвященных изучению верований, мифов, обрядов, ритуалов самых различных культур. Наиболее известны из них «Золотая ветвь» (1890) и «Фольклор в Ветхом завете» (1918). Он был первым, кто предположил наличие связи между мифами и ритуалами. В основу его исследований были положены три принципа: эволюционное развитие, психическое единство человечества и фундаментальная противоположность разума предрассудку.

Джеймс Фрезер — сотрудник и ученик Тайлора, автор «Золотой ветви» — работы о первобытных религиях, полагал, что еще до появления анимистических верований существовало представление о колдовской силе в природе, могущей концентрироваться в отдельном человеке. Не думая еще о богах и духах, человек мог верить в свою способность вызывать дождь, приманивать зверя. Джеймс Джордж Фрейзер применил теорию эволюции к антропологии и вывел три стадии умственного развития человечества:

Магия — это была, по Фрезеру, самая ранняя стадия.

На 2-й религиозной стадии человек стал приписывать сверхъестественную силу духам и богам, к которым обращался с молитвой.

И на последней, научной стадии человек пришел к выводу, что не боги, а законы природы управляют ходом вещей.

Отличительной особенностью исследований Дж. Фрезера является стремление понять, осмыслить, объяснить мифы, обычаи, ритуалы различных культур. Каждому явлению он хотел найти место в иерархии элементов культуры. Везде он видел осмысленность с позиции рассматриваемой культуры в существовании того или иного мифа или обряда.

Фрезер одним из первых предпринял сравнительно-историческое изучение сюжетов Ветхого завета в сравнении с мифологией других народов. Он же был одним из создателей исторического подхода к Священному писанию, т.е. к рассмотрению его в качестве источника сведений о реальных событиях в жизни человечества.

 

А. Бастиан – один из основателей школы эволюционизма. Подходы и теории.

В исследованиях народов он делал акцент на психологию, которая, по его мнению, является краеугольным камнем единого мировоззрения всех людей. Все первобытные люди, по Бастиану, имеют одинаковую психическую структуру, так как обладают самой простой системой адаптации к историко-географическим условиям.

Развитие человечества происходит в форме круговорота, цикла, который способен продолжаться, если новые раздражители дают стимул для этого. Основной вывод из его исторического анализа состоит в том, что, чем больше народ связан со своей географической средой, тем меньше он подвержен историческим изменениям.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: