Э. Сэпир как представитель школы диффузионизма. Подходы и теории

Его этнографические описания обретали особый блеск благодаря тому, что он занимался языками племен; в своей работе «Временная перспектива в аборигенной культуре Америки» (Time Perspective in Aboriginal American Culture, 1916) Сепир оригинальным образом использовал лингвистические данные в целях исторической реконструкции.

По словам Э. Сепира, содержание языка неразрывно связано с культурой: «В том смысле, что язык в своей лексике более или менее точно отражает культуру, которую он обслуживает, совершенно справедливо и то, что история языка и история культуры развиваются параллельно»

Теория культурных ареалов (Эдуард Сепир, Мелвилл Херсковиц)

концепция в культурной антропологии США, изучающая традиции. культуру через географически ограниченные и природно обусловленные варианты – «культурные ареалы» («cultural areas»). зоны территориального распространения определенных локальных культурных типов и черт.

Теория лингвистической относительности («релятивизма») Э. Сепира и Б. Уорфа.

Согласно этой теории, язык не просто является инструментом для воспроизведения наших мыслей, он сам формирует наши мысли; и даже более того – мы видим мир так, как говорим. Использование различной грамматики, по мысли Б. Уорфа, как бы вынуждает людей поразному оценивать и описывать одни и те же объекты наблюдения.

Наиболее известным примером художественного описания эффекта теории Сепира – Уорфа является роман Дж. Оруэлла «1984» и сформулированная в нем концепция «новояза» – языка, искажающего реальность в политических целях. В настоящее время теория Сепира – Уорфа подвергается критике, поскольку данные, на которые опираются выводы Б. Уорфа, по мнению ученых, могут быть интерпретированы по-разному. С другой стороны, возможность влияния языковых категорий на восприятие мира продолжает вызывать интерес лингвистов, этнологов и психологов.

 

11.   Социологическая школа в этноконфликтологии. Сущность, направления и представители.

В отличие от эволюционизма и диффузионизма, представители социологической школы видели главный предмет этнологии в изучении человеческого общества. При этом они исходили из того, что человеческое общество не может быть сведено только к простой сумме составляющих его индивидов. Общество они рассматривали прежде всего как систему нравственных (моральных) связей между людьми, которые как бы навязывались им и обладали принудительной силой.

Родиной социологической школы в этнологии стала Франция, а ее основателем и крупнейшим представителем — Эмиль Дюркгейм.

Дюркгейм понимал человеческие общества не как последовательные стадии приспособления людей к условиям окружающей среды, а как закрытые статичные системы, исследование которых должно осуществляться посредством изучения социальных фактов. В свою очередь, социальные факты представляют собой формы действия, мышления и чувствования, внешние по отношению к индивиду, но также обладающие принудительной силой и навязанные ему внешним окружением.

Дюркгейм ввел понятие «социальный тип», или «социальный вид». За основу классификации он берет самое простое общество: первобытную орду, которая уже изжила себя.

Идеи Люсьена Леви-Брюля. Исходным пунктом всех его исследований является приверженность учению о коллективных представлениях, под которыми он понимал идеи и убеждения, возникшие у человека не в результате собственного жизненного опыта, а развившиеся в его сознании под влиянием общественной среды — через воспитание, общественное мнение, обычаи и т.п. Опираясь на взгляды Дюркгейма, он разработал свою теорию дологического мышления первобытных народов.

В целом труды Дюркгейма, Леви-Брюля и их учеников позволяют сделать вывод, что основные идеи социологической школы заключаются в следующем.

1. В каждом обществе существует комплекс коллективных представлений, которые обеспечивают устойчивое развитие общества.

2. Функция культуры состоит в том, чтобы солидаризировать общество, сближать людей.

3. Коллективные представления находят свое проявление в морали, которая своя в каждом обществе, она динамична и изменчива.

 

Функционализм в этноконфликтологии. Сущность и особенности направления.

Структурный функционализм — методологический подход в социологии и социокультурной антропологии, состоящий в трактовке общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию. Основоположниками структурного функционализма считаются известный американский социолог Толкотт Парсонс. Базовой идеей структурного функционализма является идея «социального порядка», то есть имманентное стремление любой системы поддержать собственное равновесие, согласовать между собой различные её элементы, добиться согласия между ними.

Основные положения:

1) Общество рассматривается как система;

2) Процессы системы рассматриваются с точки зрения взаимосвязанности ее частей;

3) Подобно организму система считается ограниченной (то есть в ней действуют процессы, направленные на сохранение целостности ее границ).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: