III. Философия человека и сознания

 

Экзистенциализм. Время возникновения – период между 1МВ и 2МВ

 

Общие идеи:  

 1) Каждый человек обладает неповторимой экзистенцией (существованием). Должен ценить свою экзистенцию и экзистенцию других.     

2) Важнейший вопрос: что возникает первично – сущность человека или существование человека?

3) В чём же смысл жизни человека и смысл его смерти?

4) ЧЕЛОВЕК СВОБОДЕН, но свобода тесно связана с ответственностью.

5) Как соотносятся личность и масса (толпа)?

6) Экзистенция лучше всего выражается в творчестве.

7) Экзистенция осознается в «пороговых ситуациях»

 

Разное понимание сущности и экзистенции в атеистическом и религиозном экзистенциализме

 

Атеистический (Жан-Поль Сартр)

1. Существование первично.

2. Экзистенция – результат случайности. Абсурд   

3. Человек САМ создает «проект» жизни                                   

 

Религиозный (Николай Бердяев)

1. Сущность первична

2. Сущность и экзистенция – не бессмыслица и не абсурд. Это дар Бога

3. Человек творит свою жизнь ВМЕСТЕ с Богом

 

Феноменология (от немецкого «учение о феноменах») – философское направление ХХ века, в центре которого проблема познающего сознания. Основоположник Э. Гуссерль.

В центре внимания – сознание человека как чистое «Трансцендентальное Я» и интенциональность. 

Методы феноменологического исследования – непосредственное созерцание (очевидность) и феноменологические редукции.

                                                           

Эдмунд Гуссерль (1859 – 1938)

 

Цель феноменологии – выделение априорного в сознании, рассмотрение

сущностного, отвлекаясь от существующего. Фундаментальное свойство сознания – интенциональность, как свойство сознания быть на что-то направленным. («сознанием о»). Интенциональность всегда есть переживание акта сознания чего-то.

 

Итак, есть интенциональное переживание бытия и бытие интенциональных предметов

 

1. Мир случаен — сознание абсолютно. Бытие переживаний сознания несомненно: невозможно сомневаться в существовании переживания, если оно переживается, присутствует в сознании. Напротив, бытие интенциональных предметов всегда сомнительно: восприятие может оказаться лишь иллюзией, галлюцинацией.

Тезису о случайности мира противопоставлен тезис о существовании моего чистого Я, жизни моего Я, и эта жизнь является «необходимой», абсолютно несомненной.

 

2. Действительное существование интенционального предмета не имеет значения для интенционального переживания.

Восприятие может оказаться лишь иллюзией, галлюцинацией, но феноменологически при этом ничего не изменится.

Из бытия потока чистого сознания абсолютно не вытекает «что непременно должен быть мир, что непременно должна быть какая-то вещь»,

Сознание не зависит от существования трансцендентного и сохраняется и при уничтожении мира.

 

3. Противопоставляются ноэзис и ноэма.

Ноэзис — акт направленности на предмет, придания смысла предмету. Может быть ошибочным. Это реальное содержание сознания;

Ноэма – сам этот смысл, указывающий на трансцендентное по отношению к акту бытие (предмет, реальный или идеальный). Это интенциональное содержание сознания.

К сожалению, не все люди проникают в «ноэму».

 

Утверждается основополагающее различение реального и интенционального

содержания сознания

 

IV. Философия науки. Позитивизм (от лат. «положительный»). Огюст Конт, Милль, Спенсер (ХIХ век)

 

1. Эмпиризм. Единственный источник истинного знания – опыт.

2. Знание должно быть позитивным, полезным, ценным, утвердительным. Такое знание даёт только наука. Она выше философии и теологии.

3. Философия и метафизика не имеют ценности. Поэтому не следует изучать то, что нельзя доказать опытным путем.

4. Релятивизм – относительность знаний. Необходимость постоянного обновления.

 

Позитивизм Огюста Конта

Второй позитивизм (начало ХХ века) (махизм, эмпириокритицизм)

Неопозитивизм (сер. ХХ века) (Венский кружок, Львовско-Варшавская школа)

↓↓

1) Постпозитивизм (ХХ век) (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос)

2) Аналитическая философия — англо-американская традиция (Мур, Рассел)

Академическая философия: ясность, строгость мышления, замена непонятных слов доступными.

 

Принципы позитивизма

 

1. Верификация – принцип проверки, подтверждения, доказательства каких-либо теоретических положений путём их сопоставления с опытными данными.

2. Демаркация – разграничение научного и ненаучного знания.

3. Фальсификационизм – проверка научности любого знания возможна только путем его опровержения. Если знание опровержению не поддается, следовательно, это объект веры и религии.

4. Фаллибилизм – любое научное знание принципиально не является окончательным, а есть лишь промежуточная интерпретация истины, подразумевающая последующую замену на лучшую интерпретацию

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: