Экзистенциализм. Время возникновения – период между 1МВ и 2МВ
Общие идеи:
1) Каждый человек обладает неповторимой экзистенцией (существованием). Должен ценить свою экзистенцию и экзистенцию других.
2) Важнейший вопрос: что возникает первично – сущность человека или существование человека?
3) В чём же смысл жизни человека и смысл его смерти?
4) ЧЕЛОВЕК СВОБОДЕН, но свобода тесно связана с ответственностью.
5) Как соотносятся личность и масса (толпа)?
6) Экзистенция лучше всего выражается в творчестве.
7) Экзистенция осознается в «пороговых ситуациях»
Разное понимание сущности и экзистенции в атеистическом и религиозном экзистенциализме
Атеистический (Жан-Поль Сартр)
1. Существование первично.
2. Экзистенция – результат случайности. Абсурд
3. Человек САМ создает «проект» жизни
Религиозный (Николай Бердяев)
1. Сущность первична
2. Сущность и экзистенция – не бессмыслица и не абсурд. Это дар Бога
|
|
3. Человек творит свою жизнь ВМЕСТЕ с Богом
Феноменология (от немецкого «учение о феноменах») – философское направление ХХ века, в центре которого проблема познающего сознания. Основоположник Э. Гуссерль.
В центре внимания – сознание человека как чистое «Трансцендентальное Я» и интенциональность.
Методы феноменологического исследования – непосредственное созерцание (очевидность) и феноменологические редукции.
Эдмунд Гуссерль (1859 – 1938)
Цель феноменологии – выделение априорного в сознании, рассмотрение
сущностного, отвлекаясь от существующего. Фундаментальное свойство сознания – интенциональность, как свойство сознания быть на что-то направленным. («сознанием о»). Интенциональность всегда есть переживание акта сознания чего-то.
Итак, есть интенциональное переживание бытия и бытие интенциональных предметов
1. Мир случаен — сознание абсолютно. Бытие переживаний сознания несомненно: невозможно сомневаться в существовании переживания, если оно переживается, присутствует в сознании. Напротив, бытие интенциональных предметов всегда сомнительно: восприятие может оказаться лишь иллюзией, галлюцинацией.
Тезису о случайности мира противопоставлен тезис о существовании моего чистого Я, жизни моего Я, и эта жизнь является «необходимой», абсолютно несомненной.
2. Действительное существование интенционального предмета не имеет значения для интенционального переживания.
Восприятие может оказаться лишь иллюзией, галлюцинацией, но феноменологически при этом ничего не изменится.
|
|
Из бытия потока чистого сознания абсолютно не вытекает «что непременно должен быть мир, что непременно должна быть какая-то вещь»,
Сознание не зависит от существования трансцендентного и сохраняется и при уничтожении мира.
3. Противопоставляются ноэзис и ноэма.
Ноэзис — акт направленности на предмет, придания смысла предмету. Может быть ошибочным. Это реальное содержание сознания;
Ноэма – сам этот смысл, указывающий на трансцендентное по отношению к акту бытие (предмет, реальный или идеальный). Это интенциональное содержание сознания.
К сожалению, не все люди проникают в «ноэму».
Утверждается основополагающее различение реального и интенционального
содержания сознания
IV. Философия науки. Позитивизм (от лат. «положительный»). Огюст Конт, Милль, Спенсер (ХIХ век)
1. Эмпиризм. Единственный источник истинного знания – опыт.
2. Знание должно быть позитивным, полезным, ценным, утвердительным. Такое знание даёт только наука. Она выше философии и теологии.
3. Философия и метафизика не имеют ценности. Поэтому не следует изучать то, что нельзя доказать опытным путем.
4. Релятивизм – относительность знаний. Необходимость постоянного обновления.
Позитивизм Огюста Конта
↓
Второй позитивизм (начало ХХ века) (махизм, эмпириокритицизм)
↓
Неопозитивизм (сер. ХХ века) (Венский кружок, Львовско-Варшавская школа)
↓↓
1) Постпозитивизм (ХХ век) (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос)
2) Аналитическая философия — англо-американская традиция (Мур, Рассел)
Академическая философия: ясность, строгость мышления, замена непонятных слов доступными.
Принципы позитивизма
1. Верификация – принцип проверки, подтверждения, доказательства каких-либо теоретических положений путём их сопоставления с опытными данными.
2. Демаркация – разграничение научного и ненаучного знания.
3. Фальсификационизм – проверка научности любого знания возможна только путем его опровержения. Если знание опровержению не поддается, следовательно, это объект веры и религии.
4. Фаллибилизм – любое научное знание принципиально не является окончательным, а есть лишь промежуточная интерпретация истины, подразумевающая последующую замену на лучшую интерпретацию