1. Бытие – совокупность «существующего» (физические объекты и содержание сознания) и «идеально существующего» (логические и математические объекты, прошлые и будущие события, иллюзии, кентавры и пр.).
2. Не существует непреодолимой границы между духом и материей: «Я верю, что материя менее материальна, а дух - менее духовен, чем полагают».
3. Познание мира – совокупность полученного опыта и логических высказываний (описаний). Вклад в математическую логику.
4. Критика западной цивилизации за ее гипертрофированное развитие науки производства и утрату гуманистических ценностей.
5. Против применения принципа силы в политике. Пацифизм и его поддержка во время первой мировой войны, но отказ от него перед второй мировой.
1954 - после испытаний водородной бомбы и переписки с Жолио-Кюри начинает борьбу против ядерного оружия.
1955 – выступает на пресс-конференции всех ученых с «Манифестом борьбы за мир против ядерного оружия» (декларация Рассела-Эйнштейна). После утверждения это «Манифест борьбы за мир всех ученых».
|
|
Рассел – член движения за ядерное разоружение и «Комитета Ста». Арест в 1961 году за участие в антивоенной акции и 7 дней тюрьмы для 89-летнего Нобилевского лауреата.
6. Колоссальный авторитет в мире. Влияние на события Карибского кризиса и войны во Вьетнаме. Вместе с Ж-П. Сартром создает Международный трибунал по расследованию преступлений во Вьетнаме. Гонения («старик выжил из ума»). Хотя всю жизнь самая плодотворная работа. Выпустил 3-й том «Автобиографии» в 1969 году.
7. Разочарование в большевизме, но убежденность в идеалах социализма и коммунизма: «Я верю, что коммунизм необходим миру».
8. История философии – это история оригинальных концепций выдающихся творческих личностей, оказывающих своими системами воздействие на общественную жизнь.
9. Свое отношение к Богу иногда выражал как агностицизм, иногда как атеизм (хотя атеисты считают его «своим»). Сам Рассел говорил, что все события можно классифицировать как более или менее достоверные, но категорически что-то отрицать нельзя. Умеренный скептицизм.
Два подхода е пониманию науки в ХХ-ХХI вв.
Сциентизм (от science - наука) – вера в силу науки и НТП. Уверенность, что они способны решить все проблемы цивилизации.
Антисциентизм (от science - наука) – критика науки и НТП. Уверенность, что они приведут к гибели цивилизации. Стремление возродить целостное мировоззрение и авторитет гуманитарных наук, прежде всего, философии.
Герменевтика («искусство толкования, понимания, интерпретации») (Г. Гадамер, В. Дильтей, П. Рикёр, Ф. Шлейермахер) – научная теория толкования и понимания текстов, в том числе текстов классической древности.
|
|
Основные вопросы:
· Как возможно понимание другого?
· Как помочь конкретному читателю прийти к своему индивидуальному пониманию конкретного «текста», освобождаясь от своего к нему равнодушия?
· Соотношение истины и индивидуальности понимания конкретного субъекта
· Что следует предпринять, чтобы «текст» (вербальный или визуальный; философский или научный; религиозный или светский; технический или художественный; архаический или современный) перестал воспринимающего его субъекта отпугивать своей непонятностью?
Ф. Шлейермахер: герменевтика как искусство понимания чужой индивидуальности, ибо писавший или говоривший имел свою неповторимую жизнь, свое самосознание, свои религиозные чувства. Иными словами, у каждого свой жизненный мир, для проникновения в который необходимо знать правила понимания и интерпретации.
В. Дильтей: необходимо «вчувствование», «вживание», личное сопереживание.
Герменевтический круг (понятие Шлейермахера) – принцип понимания текста, основанный на взаимосвязи единого и целого. Процесс понимания принципиально не может быть завершен. И мысль бесконечно движется по расширяющемуся кругу. Повторное возвращение от части к целому меняет и углубляет понимание смысла части и целого, подчиняя целое бесконечному развитию. Невозможно понимание отдельной части, фрагмента текста, вырванного из контекста
Принципы герменевтики
· Тексты необходимо изучать не в изоляции, а в общем контексте, целостной структуре произведения.
· При истолковании текста важно составить по возможности наиболее полное представление о личности автора, даже если неизвестно его имя.
· Огромную роль в интерпретации документа играет реконструкция исторической и культурной среды, в которую был включен автор.
· Требуется тщательный грамматический и филологический анализ памятника в соответствии с законами языка оригинала.
· Поскольку каждый литературный жанр имеет свои особенности и приемы, важно определить, к какому жанру принадлежит данный текст (с учетом специфики его художественного языка: гиперболы, метафоры, аллегории, символы и т.д.).
· Толкованию должно предшествовать критическое изучение рукописей, призванное установить наиболее точное чтение текста.
· Толкование остается мертвым без интуитивного сопричастия духу памятника.
· Пониманию смысла текста может способствовать сравнительный метод, т.е. сопоставление с другими аналогичными текстами.
· Толкователь обязан установить, какой смысл написанное имело, прежде всего, для самого автора и его среды, а затем уже выявить отношение памятника к современному сознанию.
Важно
Избегать предвзятого отношения к тексту,
Необходимо понять текст самому, а потом объяснять другим