Оглавление
Введение ……………………………………………………………………………………………3
Основное содержание ……………………………………………………………………..............4
Заключение ………………………………………………………………………………………..16
Библиография …………………………………………………………………………..................17
Введение
Термин «конструирование» произошёл от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определённый порядок и взаимоотношение различны отдельных предметов, частей, элементов.
Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определённого продукта.
Под детским конструированием принято подразумевать создание различных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала (картонные коробки, деревянные катушки, старые металлические вещи и т. п.). Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное.
Программа «Дизайн-студия «Впечатление»» имеет художественную направленность. В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой: «весёлый клоун», «худой простофиля волк», «прекрасный принц» и т. п.
В конструировании выделяется два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла. Однако практическая деятельность, направленная на выполнение замысла, не является чисто исполнительской. Особенностью конструкторского мышления даже у старших школьников является непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов.
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается и сам ребёнок, специалисты предложили разные формы организации обучения конструированию. Одни из них получили широкое распространение в практике, а другие, либо из-за малой их известности, либо из-за трудности организации, почти никогда педагогами не используются.
При разработке задания, предложенного учащимся второго года обучения (8-10 лет) в разделе «Мир животных», была использована следующая форма организации обучения детскому конструированию: конструирование по условиям, предложенное Н. Н. Подьяковым. Оно заключается в следующем. Не давая учащимся образца объекта, рисунков и способов его создания, определяют лишь условия, которым объект должен соответствовать и которые, как правило, подчёркивают практическое её назначение (создать мобиль для украшения кабинета). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не даётся.
В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры.
Как показали исследования (Н. Н. Подьяков, А. Н. Давидчук, Л. А, Парамонова), данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.
Программа «Дизайн-студия «Впечатление»»
Раздел: «Мир животных»
Год обучения: второй
Возраст: 8-10 лет
Тема: Конструирование форм животных в технике оригами. Развитие объёмно-пространственного мышления». 10 ч.
Детский творческий проект «Мобиль - Драконы».
Цель: Ознакомление со способами техники бумажной скульптуры. Оригами.
Обучающие задачи:
- закрепление знаний об основных геометрических телах
- развитие умения самостоятельно «включать» способы конструирования в процесс изготовления различных поделок
Развивающие задачи:
- активизировать воображение детей;
- совершенствовать умение самостоятельно анализировать готовые поделки с точки зрения выделения общего способа их создания и находить в сложных формах (изображения зверей) составляющие их более простые формы: полусфера, конус, цилиндр и др.;
- развитие мелкой моторики рук и двигательной координации.
Воспитательные задачи:
- воспитание чувства меры, аккуратности;
- воспитание чувства ритма и цветовой гармонии
Дидактическая игра на занятии трудового обучения:
Один за всех
Цель: научить детей подготавливать своё рабочее место элементарным трудовым умениям.
Ведущий должен успеть за время музыкальной паузы (его можно постепенно уменьшать) раздать все материалы и инструменты, нужные в работе.
Урок любования «Образ дракона». 2 ч.
Дидактическая игра:
Вступление. Я загадала слово. Первый, кто отгадает получит приз! (фигурку дракона). Слово из шести букв. Назовите персонаж, часто встречающийся во многих сказках (Дракон).
С ним сражаются храбрые рыцари и богатыри, и всегда побеждают его. У него может быть 3, 6, 9, 12 голов, есть крылья, хвост и он «изрыгает» огонь из пасти.
Да! Да! Да!
Тема нашего урока: «А драконы всё - таки есть!»
Много миллионов лет назад землю населяли существа – динозавры (отряда пресмыкающиеся). Одни из них жили на суше, другие в воде, а третьи парили в воздухе (показ слайдов). Одни из них были травоядными и мирными, а другие - хищниками. Учёные до сих пор находят скелеты, яйца и следы этих животных. По одной из гипотез, исчезли в результате падения на Землю астероида. Размеры их поражают воображение (показ презентации или репродукций). И многие люди глядя на них вздыхают с облегчением: какое счастье, что их уже нет в живых. Но так ли это?
Ближе всего к динозаврам среди современных животных — это птицы и крокодилы. Птицы считаются потомками определенной ветви динозавров, а крокодилы были ближайшими родственниками их предков.
На островах Индонезийского архипелага живут огромные (3, 5 м в длину и 150 кг весом) вараны (ящерицы). Их называют «драконы Комодо» (показ презентации), потому что так называется остров, на котором они обитают.
Впервые увидев варанов, учёные поняли, откуда появилась легенда о чудовищах, изрыгающих из пасти огонь. Длинный и яркий, раздвоенный на конце язык, который постоянно высовывает варан, ощупывая встречающиеся предметы, действительно издали напоминает язычок огня. А у страха, как известно, глаза велики, и маленький «язычок огня» в сознании перепуганных людей превращался в бушующее пламя.
Возможно, страхом порождены рассказы и о размерах чудовища. Семи – десятиметровых драконов учёные не встречали. Но ящер в 3 метра длиной, его огромная голова, блестящие глаза, висящие на шее тяжёлые складки кожи, да и сама кожа, покрытая костяными пластинками, огромный хвост, мощные челюсти, снабжённые 26 острыми 3 – 4 х сантиметровыми зубами – всё это напоминает одного из вымерших много миллионов лет назад доисторических гигантов.
А силища – ударом хвоста варан убивает оленя или кабана.
Действительно эти животные поражают воображение. Недаром о них слагают легенды и сказания.
Дракон – один из древнейших символов, известных человечеству. В нём соединены черты змеи и птицы, духовное и материальное начала. В глубокой древности, дракон символизировал воду как жизнь – змея, и дыхание жизни – птица. Он олицетворял небесные божества и земных царей как их представителей. Со временем символ наполнился новым содержанием и стал означать взаимосвязь дождя как благодати и стихийных наводнений как гнева богов.
В Китае это животное считается священным. Каждый год устраивается праздник дракона. Жители создают маски драконов, конструируют воздушных змеев, одевают костюмы, изображающие драконов и выходят на улицу, где устраиваются схватки этих чудовищ. По китайскому гороскопу есть и год дракона. Если ты родился в этот год - ты очень гордый, энергичный, доброжелательный и будешь пользоваться уважением.
Не оставили без внимания этих животных и художники. Показ презентации: «Образ дракона на улицах городов в наших домах».
Недалеко от г. Санкт Петербурга, в Петродворце, есть фонтан «Шахматная гора» в виде драконов, изрыгающих воду – «огонь».
А вот как представляют себе драконов художники – иллюстраторы. Какие они все разные, красивые, хотя и злые – презлые! (презентация)
Есть и стихи, и песни о динозаврах (слушаем песню М. Боярского и его сына «Динозаврики»).
Мне очень нравится мультфильм о динозаврике, который зажигал фонари в городе.
А сколько создано художниками детских игрушек – динозавров!
- У кого есть такой друг?
Динозавры такие разные: страшные и добрые, весёлые и грустные, как и мы с вами!
Задание:
- под впечатлением от просматривания иллюстративного материала по теме Драконы» выполнить зарисовку фигуры дракона, в которой обозначаем пропорции, характер движения, пластику, особенности формы и цвета (можно предложить учащимся раскраски с силуэтами драконов»).