Обработка результатов

Задание на контрольную работу по Психодиагностике

Для студентов 3 курса

Задача студента – изучить 2 испытуемых и составить психологическую характеристику их личности по следующей схеме

 

Примерная схема составления психологической характеристики личности

1. Общие данные

- Имя, возраст

- Социальный статус (учащийся, работает…)

 

2. Уровень развития способностей и интеллекта

 

Анализ проводится на основе изучения особенностей способностей и интеллекта. Примерные методики предлагаются ниже.

Протоколы экспериментального исследования обязательно прилагаются к характеристике.

 

3. Особенности характера и темперамента

 

- ярко выраженные качества характера, черты направленности личности (по отношению к людям, учебе, труду, самому себе)

- проявление особенностей темперамента (в эмоциональной сфере, работоспособности, подвижности, общительности)

(Используется наблюдение, беседа, тесты)

 

4. Особенности Я-концепции

 

- как относится к себе

- характер самооценки

(На основании наблюдения и беседы)

 

5. Общие психологические выводы

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Изучение вербального мышления (тест “Сходство”)

Описание методики

Испытуемому предлагается определить, в чем сходство между двумя понятиями в каждой паре.

Инструкция: “Вам нужно определить, в чем заключается сходство между двумя понятиями в каждой паре. Время работы не ограничено, но старайтесь выполнить ее побыстрее”.

Фиксация результатов

Ответы испытуемого записываются полностью, со всеми замечаниями и добавлениями.

Обработка результатов

За каждый ответ, в зависимости от его точности и правильности присваивается определенное количество баллов.

Пары понятий и подробная интерпретация ответов даны в Приложении.

Оценка результатов

Баллы, набранные испытуемым по каждой паре понятий суммируются и полученная сумма сравнивается с оценочной шкалой.

Шкала оценок

Оценка Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
Кол-во баллов 14 и менее 15 - 16 17 - 22 23 - 24 25 - 26

 

Выводы

На основе сравнения результатов испытуемого со шкалой оценок делается вывод об уровне развития вербального мышления (на слова).

                                                                                                      ПРИЛОЖЕНИЕ

АПЕЛЬСИН - БАНАН

2 балла - фрукты, плоды

1 балл     - пища, имеют кожуру, содержат витамины

0 баллов - круглые, одинаковые по весу, желтые

ПЛАТЬЕ - ПАЛЬТО

2 балла - одежда, обмундирование

1 балл - сделаны из ткани; сохраняют тепло; защищают тело; вещи, которые надевают

0 баллов - пальто теплее, чем платье; имеют пуговицы

 

ТОПОР - ПИЛА

2 балла - орудия труда, инструменты

1 балл - используются плотниками для обработки древесины

0 баллов - сделаны из металла, имеют ручки

 

СОБАКА - ЛЕВ

2 балла - животные, млекопитающие

1 балл - относятся к одному роду, имеют хвост

0 баллов - отмечаются внешние несущественные свойства

 

СЕВЕР - ЗАПАД

2 балла - стороны света, части света, обозначение направления

1 балл - географические термины; говорят, в каком направлении идти

0 баллов - расстояние, удаленность

 

ГЛАЗ - УХО

2 балла - органы чувств и восприятия, рецепторы

1 балл - части тела, через них получают знания

0 баллов - расположены на голове, необходимы человеку

 

ВОЗДУХ - ВОДА

2 балла - необходимы для жизни, человек не может без них жить

1 балл - среды обитания, средство передвижения, химические вещества

0 баллов - физические явления, в воздухе есть вода, стихии

 

СТОЛ - СТУЛ

2 балла - мебель

1 балл - домашние предметы

0 баллов - на столе едят, четыре ноги, деревянные предметы

 

ЯЙЦО - ЗЕРНО

2 балла - зародыш, начало жизни

1 балл - от обоих что-то произрастает

0 баллов - пища, еда, продукты, круглые

 

ПОЭМА - СТАТУЯ

2 балла - произведения искусства

1 балл - сделаны человеком, волнуют чувства, памятники искусства

0 баллов - поэта одушевляют статуи, неодушевленные предметы

 

ДРЕВЕСИНА - СПИРТ

2 балла - органические соединения, содержат углерод

1 балл - горючее, используются в производстве как топливо, сырье для промышленности

0 баллов - продукты дерева, спирт делают из древесины

 

ПООЩРЕНИЕ - НАКАЗАНИЕ

2 балла - методы воспитания, дисциплины, оценки поступков

1 балл - способы получения нужных результатов

0 баллов - извлечение пользы из человека

 

МУХА - ДЕРЕВО

2 балла - живые организмы, живая природа

1 балл - дышат, растут, нуждаются в питании

0 баллов - муха сидит на дереве; муха имеет крылья, дерево - листья

 

Методика изучения слуховой вербальной памяти и способов запоминания (попарное воспроизведение слов)

 

Описание методики

Данная методика предназначена для выявления уровня развития слуховой вербальной памяти у школьников. Она представляет собой экспериментальную пробу, позволяющую судить о степени развития смысловой и механической вербальной памяти. Методика может проводиться как в группе, так и индивидуально.

Стимульный материал методики представляет собой два набора слов по 10 пар в каждом. В первом наборе слова связаны между собой по смыслу, во втором – не связаны. Эксперимент проводится в два этапа:

1. Экспериментатор зачитывает пары слов из первого набора. Испытуемому предлагается их запомнить. После первого прочтения экспериментатор читает первое слово каждой пары, а испытуемый воспроизводит второе. Воспроизведение слов может быть устным (при индивидуальном обследовании), либо письменным (при групповом). После первой попытки экспериментатор вновь читает слова парами, испытуемый старается запомнить то, что не удалось с первого раза. Затем вновь повторяется воспроизведение вторых слов в ответ на первые. Так продолжается до полного заучивания всех 10 пар слов. Перед каждой попыткой воспроизведения испытуемый прослушивает весь стимульный ряд слов.

2. Экспериментатор проводит аналогичную работу со вторым набором слов, не связанных по смыслу. Чаще всего на этом этапе ученику требуется больше времени для полного заучивания всех слов.

 

Инструкция (для индивидуального проведения): «Сейчас Вы будете запоминать пары слов. Я буду читать Вам слова парами, а Вы должны постараться их запомнить. Затем я буду читать первое слово каждой пары, а Вы будете называть второе. После первой попытки я еще раз прочитаю слова парами, а Вы постараетесь запомнить все еще раз. Затем я опять буду читать первые слова каждой пары, а Вы снова будете вспоминать вторые слова. Такая процедура будет продолжаться до полного заучивания всех пар слов».

После проведения эксперимента с первым набором слов испытуемому говорят, что аналогичную работу сейчас нужно будет повторить со вторым набором слов. В процессе выполнения задания испытуемым, экспериментатор фиксирует его ответы в протоколе.

 

Обработка результатов

Подсчитываются следующие показатели:

1. Количество проб, потребовавшихся испытуемому для полного запоминания всех пар слов в каждой серии эксперимента.

2. Количество слов, правильно воспроизведенных в каждой пробе в двух сериях эксперимента.

3. Количество проб, потребовавшихся для запоминания второго набора слов (не связанных по смыслу) сравнивают с оценочной таблицей и определяют уровень развития слуховой вербальной памяти на слова (см. шкалу оценок ниже).

 

          

Шкала оценок

Оценка уровня развития памяти низкий средний высокий
Кол-во проб 5 и более 3-4 1-2

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: