double arrow

Сообщение нового материала

Повторение изученного материала

Вопросы фронтального опроса:

1. Дайте определение понятию «вид».

2. Сколько видов известно в черчении?

3. Какие из них называют основными.

4. Как располагаются виды на чертежах?

5. Сколько видов нужно использовать на чертежах?

6. Дайте определение понятию “дополнительный вид”.

7. Как называется изображение узкоограниченного места поверхности

детали?

1. В чем состоит особенность главного вида (вида спереди)?

2. На какой плоскости проекций выполняется вид спереди?

3. На какой плоскости проекций выполняется вид сверху?

4. На какой плоскости проекций выполняется вид слева?

 

Задания для практического выполнения: приложение1

 

Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы

• проблемный вопрос.

Однажды при археологических раскопках было найдено древнейшее оружие человека — копье. Художнику экспедиции, в обязанности которого входило изображение всех найденных объектов, предстояло дать такие изображения копья, по которым бы четко воспринимались его форма и конструкция.

Художник сделал рисунок

 

 

сделал рисунок (рис.1а), но остался им не доволен, так как по этому изображению определить форму копья было невозможно.«Как же передать форму копья, - задумался художник, - чтобы на каждом характерном участке четко воспринималась его форма?»

Давайте и мы с вами попробуем решить эту задачу. Подумайте, с помощью, каких изображений можно уточнить форму копья?

Представив перед учащимися проблему, учитель тем самым побуждает школьников сосредоточится на её решении, призвав на помощь приобретенные знания, воображение, фантазию. В поисках наиболее оптимального решения задачи учитель анализирует каждое предложение школьников, затем на доске дает её графическое решение.

Рис. 1б

 

Тема нашего урока «Сечения». На уроке мы познакомимся с понятием сечений, способом их получения, их видами и основным назначением; узнаем о правилах выполнения и обозначения сечений.

Сообщение нового материала

• чередование беседы и рассказа; • применение ИКТ.

Изучение нового материала:

1.Сечения, их назначение, применение.

2. Образование сечений.

3.Изображение сечений.

4.Обозначение вынесенных сечений.

1.Мы начинаем изучать один из самых известных разделов графики- «Сечения и разрезы». Но сначала давайте вспомним… сказку «Маленький принц». Ее написал незадолго до своей гибели (он не вернулся с боевого задания) отважный летчик и замечательный французский писатель ХХ века Антуан де Сент-Экзюпери (1900- 1944). Он написал эту сказку и для детей и для взрослых.

Помните, какую картинку нарисовал в детстве Экзюпери? Это был рисунок 1. (Показ рисунка). Посмотрите на него, что там изображено? А все взрослые подумали, что это шляпа. Но на самом деле это был удав, проглотивший слона. Чтобы другие это поняли, юный художник выразился конкретнее и нарисовал рисунок 2 (показ рис.). Он был уверен, что теперь- то все поймут, так как он объяснил взрослым свою картинку не только снаружи, но и изнутри.Вопрос: Как же это удалось юному художнику- будущему писателю и летчику?Каждый из нас готов ответить примерно так: «Он мысленно разрезал удава- шляпу и показал, что содержится внутри».Правильно! Вот мы и займемся изучением таких изображений, но более подробно.

2.Перед вами примеры использования изображений, раскрывающих внутреннее строение. Обратим внимание на то, что здесь изображены внутреннее строение и подробности форм самых различных объектов, применяемых в биологии, медицине, дизайне инструмента. Подумайте и приведите аналогичные примеры применения сечений. (ответы учащихся). В черчении мы будем применять сечения для изображения внутреннего контура технических деталей.

3. Рассмотрим чертеж детали. Обратите внимание на главный вид. Дает ли он полное представление о форме изображенного предмета? Учитывая условности мы можем проанализировать данную деталь и сделать вывод о том, что она состоит из двух усеченных конусов и двух цилиндров различного диаметра. Но мы ничего не скажем о ширине данного выступа. (Могут ответить, что нужен вид слева).Предложенный вами вид (показать вид) не окажет существенной помощи в понимании формы. Поскольку на чертеже появляются многочисленные линии, которые затрудняют уяснение формы предмета.

Для этой цели мы должны рассечь деталь в необходимом месте секущей плоскостью и получить фигуру, которая называется сечением (показать сечение). Посмотрите, по данной фигуре мы сразу можем определить форму выступа. Значит, мы выяснили необходимость применения сечения, которые способствуют выявлению формы предмета.

Давайте попробуем сформулировать определение сечения. Сечение - это изображение фигуры, полученное при мысленном рассечении предмета секущей плоскостью. Запишем данное определение в тетрадь.

А сейчас попробуем сформулировать этапы в образовании сечений.

Алгоритм построения:

1. Анализ геометрической формы детали.

2. Выбор места введения секущих плоскостей.

3. Мысленное представление сечений и анализ их графического состава.

4. Построение фигур сечений:

· проведение центровых линий фигуры сечения;

· построение общего очертания фигуры сечения;

· уточнение фигуры сечения, то есть построение изображения конструктивного элемента, попавшего в секущую плоскость;

· штриховка фигуры сечения.

 

1. Обозначение секущих плоскостей и фигур сечений, обводка.

4. Где располагается сечение? (может располагаться на любом месте чертежного поля). Действительно, по расположению сечения делятся на вынесенные и наложенные. Запишем данную схему в тетрадь. Сегодня мы более подробно остановимся на вынесенных сечениях.

Контур вынесенного сечения обводят сплошной толстой линией такой же толщины, как и линия, принятая для видимого контура. Фигуру сечения на чертеже выделяют штриховкой, которую наносят тонкими линиями под углом 45º.

Как же показывается положение секущей плоскости? Чтобы показать в каком месте проходит секущая плоскость, ее обозначают. Проводится разомкнутая линия- два утолщенных штриха (толщиной 1..1,5*s, длиной 10-12 мм). Стрелками (длиной 10-12мм) указывают направление взгляда. Их располагают у внешних концов разомкнутой линии. С внешней стороны стрелок наносят одинаковые прописные буквы русского алфавита. Над сечением пишут те же буквы через тире, например, А-А.

А скажите, почему во втором случае сечение не обозначают? Если вынесенное сечение представляет собой симметричную фигуру и расположено на продолжении линии сечения (штрихпунктирной), то стрелок и букв не наносят. 

Чтобы показать часть предмета, которая попадает в секущую плоскость, её выделяют штриховкой, которую наносят тонкими линиями под углом 45°. Если в сечении хотят показать, из какого ма­териала деталь изготовлена, то пользуются их графическими обо­значениями. Некоторые из них показаны на таблице (таб­лица 1.) Для металлов штриховку наносят тонкими линиями под углом 45° на расстоянии 2...3 мм, причем расстояние между штри­хами надо соблюдать одинаковым.

 

 

Таблица 1. Графические обозначения материалов в сечениях.

Материал Обозначение Материал Обозначение
Металл и твердые сплавы Стекло и другие светопрозрачные материалы
Неметаллические материалы* Жидкости
Древесина Грунт естественный
Камень естественный Керамика и силикатные материалы

 

По построению и расположению сечение должно соответствовать направлению, указанному стрелками (Рис.4.).

 

Рис.4. Сечение

Сечения в зависимости от расположения на чертеже делятся на вынесенные и наложенные.

Вынесенными сечениями называются такие, которые располагаются вне контура изображений (рис.5). Государственный стандарт отдает им предпочтение, так как они не загружают чертеж лишними линиями.

 

Фигуру вынесенного сечения обводят основной сплошной линией (s), которую исполь­зуют и для изображения видимо­го контура предмета. Вынесенное сечение можно располагать на любом месте поля чертежа.

 

Рис.5. Вынесенное сечение

Вынесенное сечение можно располагать на продолжении линии сечения. При этом не нужно проводить разомкнутые линии и обозна­чать сечение буквами. Линией сечения в этом случае служит осевая линия (рис.6).

 

 

Рис.6. Вынесенное сечение на продолжении линии сечения

  

 

 Вынесенное сечение (рис.7) можно расположить и в разрыве меж­ду частями вида. Условный разрыв предмета на чертеже показывают тонкой (от s /3 до s/2) волнистой линией. Как и в предыдущем примере, здесь нет разомкнутых линий и надписей

 

 

 

Рис.7. Вынесенное сечение в разрыве между частями вида

Наложенными сечениями называются такие сечения, ко­торые располагаются непосредственно на видах. Его обводят тонкой сплошной линией (от s|3 до s/2).

Наложенное сечение (рис.8) располагают в том месте, где проходила секущая плоскость, непосредственно на самом виде, к которому оно относится, то - есть как бы на­кладывают на изображение.

 

 

Рис.8.Наложенное сечение





Обозначение сечений

Чтобы определить место, где находится секущая плоскость, его обозначают.

По­ложение секущей плоскости ука­зывают разомкнутой линией. Эта линия называется линией се­чения. Она не должна пересе­кать основной контур (рис.9).

Перпендикулярно разомкну­той линии проводят тонкие сплошные, заканчивающиеся стрелками линии. Стрелки показывают направление взгляда. Около стрелок пишут прописные буквы русского алфавита (А, Б, В, Г, Д и т.д.) Сечение в этом случае, обозначают по типу А – А или Б – Б (рис.9).

 

 

Рис. 9. Обозначение сечения

 

Для несимметричных сечений, расположенных в разрыве (рис.10) или наложенных (рис.11), линию сечения проводят со стрелками, но буквами не обозначают.                                                    

 

 

Рис.10.Несимметричное сечение                                                     

                                                Рис.11.Несим-ичное сечение
                 

 

 

Если секущая плоскость проходит через ось вращения цилиндрического, конического, сферического углублений, сквозного отверстия, то контуры отверстия или углубления в сечении показывают полностью (рис.12).

 

Рис.12. Примеры сечений, когда контуры отверстия или углубления в сечении показывают полностью.

 Для нескольких одинаковых сечений, относящихся к одному предмету, линию сечения обозначают одной буквой и вычерчивают одно сечение(рис. 13).  

 

 

                  Рис.13.Обозначение одинаковых сечений

Допускается располагать сечение на любом месте поля чертежа, а также с поворотом с добавлением условного графического

 обозначения (повернуто).

1. Проанализируем геометрическую форму деталей и установим места введения секущих плоскостей.
2. Мысленно введем секущие плоскости А и Б через элементы, усложняющие общую геометрическую форму каждой части детали
3. Проведем анализ графического состава сечений плоскостями А и Б и определим их симметричность  
4. Мысленно повернем секущие плоскости на 90 градусов так, чтобы они совместились с осью валика  
5.     Построим вид детали и фигуры сечений  

 

 

Правила выполнения сечений.

 

Выполнить задание на формате А3

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: