Лекция 5. Архитектура Древнего Египта III тыс. до н. э - XI в. до н. э

Основные исторические процессы рассматриваемого периода

Социальное устройство Древнего Египта, как и его расположение вдоль большой реки, были во многом подобны условиям развития общества в Двуречье. Отличало их то, что вытянутая с юга на север плодородная долина Нила была с обеих сторон ограничена зоной каменистых пустынь. Эта изолированность от соседей создавала более спокойные условия жизни и большую устойчивость традиций. Другой особенностью являлось то, что, хотя для массового строительства применялись, как и в Двуречье, камыш и глина, почти повсеместное наличие прекрасного естественного камня давало возможность возводить из него монументальные сооружения. По храмам и гробницам, построенным из прочного материала и находившимся в благоприятных климатических условиях, можно проследить развитие египетской архитектуры, сохранявшей свои основные отличительные черты на протяжении трех тысяч лет.

Историю Египта принято делить по смене царских династий, а так же по отдельным периодам, когда устанавливались устойчивые условия развития страны

Раннее (древнее) царство - III тыс. до н. э.

Среднее царство - III тыс. до н. э. - XVII в. до н. э.

Новое царство - XVI - XI в. до н. э.

В Египте, древнейшем рабовладельческом государстве право собственности на земли сосредотачивалась в руках царя (фараона), т.к. необходимость устройства и поддержания сложной системы орошения делали невозможным деление земель. Фараон был земным наместником божества. Централизация власти позволила сосредоточить труд многочисленных рабов в монументальном строительстве: при возведении храмов, дворцов, надгробных сооружений. Усилиями рабов были созданы грандиознейшие сооружения, многие из которых и сегодня поражают своими значительными размерами.

Сооружение колоссальных пирамид IV династии Древнего царства легло слишком тяжёлым бременем на экономику страны, отрывало массу населения от земледельческих работ, вызывало недовольство знати. Рост имущественного неравенства и общественных противоречий привёл к смене династий.

Новое царство начинается примерно с 1580 г. до н. э. с изгнания завоевателей - кочевников. Борьбу за объединение распавшейся страны возглавил фараон XVIII династии Яхмес I. Время правления этой династии было самым интересным и значительным в истории Египта. Богатства, хлынувшие в страну в результате победоносных войн в Сирии, способствовали широкому развёртыванию строительства во всех главных городах Египта.

К началу I тыс. до н. э. Египет становится ареной бесконечной борьбы за власть. Это приводит к подчинению его иноземцам: эфиопам, ассирийцам, персам, грекам, римлянам. В 332 г. до н. э. Египет завоёвывает Александр Македонский. В 30 г. до н. э. Египет теряет свою самостоятельность и превращается в одно из римских владений.

Строительные приёмы и конструкции

Стимулом развития строительной техники в Древнем Египте явилась необходимость в ирригационных сооружениях: плотинах, шлюзах, колодцах. Вместе с тем деспотическая форма власти, доведённая до абсолюта и теснейшим образом связанная с религией, обусловила выдвижение на первый план в монументальном строительстве культовые сооружения.

Основной строительный материал Древнего Египта - кирпич-сырец, (смесь ила, гальки и соломы, которую сушили на солнце) размером 14х38х11 см. В строительстве использовался камень (гранит, известняк, базальт). Кладку осуществляли на растворе (известь, глина, песок) или "насухо". Дерево экономили, применяли в конструкциях перекрытий, крыш (пальмы, связки тростника и камыша). Не располагая строевым лесом, египтяне изобрели метод возведения стен без лесов. В процессе стройки щековая стена представляла собой лестницу, по которой строители взбирались к месту работы и подносили материал.

Основные конструкции сооружений Египта - стены и стоечно-балочная система: мощные опоры несут массивную балку - блок, поддерживающую каменные плиты перекрытия. Сплошной массив кладки характерен для погребальных сооружений. Стоечно-балочная система характерна для храмов.

Простейшая стоечно-балочная конструкция получала в процессе своего развития различную художественную разработку. На каждом этапе развития Египта складывалась определённая система взаимосвязи конструкции и её художественного истолкования, путём придания ей особых деталей, пропорций, декоративных украшений. Эта система получила условное название ОРДЕР (в переводе с латинского - "порядок, строй"). Важнейшим элементом ордера являются колонны, имеющие в верхней части завершение - капитель, а в нижней - базу, и перекрывающий колонны горизонтальный элемент, увенчанный карнизом.

Для раннего периода характерны опоры правильной геометрической формы, позднее получают распространение сложные колонны, подражающие формам растительного мира (ствол, бутон или цветок папируса, лотоса, пальмы).

Здания и архитектурные комплексы

Жаркий климат и минимальное количество атмосферных осадков наложили свою печать на архитектуру Древнего Египта: для неё характерны внутренние дворы, сады и открытые навесы - галереи, а также плоские крыши, используемые в качестве террас.

Светские здания Египта почти не сохранились. О них мы можем судить лишь по изображениям на стелах и саркофагах и по глиняным домикам "для души" в гробницах.

По представлениям древних египтян загробная жизнь являлась подобием земной жизни. Гробница была домом умершего. В период Древнего царства гробницы знати - "мастаба" состояли из подземной части, где ставили гроб с мумией и массивной надземной постройки. Затем "мастаба" стали расти вверх, и появились пирамиды. Первая пирамида, пирамида Джосера, была ступенчатая.

Крупнейшим комплексом погребальных сооружений Древнего царства был некрополь в Гизе, основу которого составляют 3 пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена, Микерина.

Рядом находится огромное высеченное из скалы изображение Сфинкса - фантастического существа с туловищем льва и портретной головой царя.

Фараоны Среднего царства не имели прежней безграничной власти и таких возможностей в своих строительных начинаниях, как властители Древнего Египта, но их строительная деятельность, направленная на ирригационные мероприятия, была более целесообразна. При фараонах XI и XII династий были произведены грандиозные работы по устройству Фаюмского водохранилища и связанной с ним оросительной системы. Новые фараоны были вынуждены считаться со знатью, не могли направлять все силы на сооружение пирамид. Размеры пирамид уменьшаются, высота их теперь достигает лишь 70 м. Свои гробницы фараоны Среднего царства предпочитали выдалбливать в толще скал, при входе часто высекались колонны так называемого протодорического ордера (по сходству таких колонн с будущей греческой разработкой подобной строительной системы).

В период Среднего царства большое внимание стало уделяться храмам. Храм фараона Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри (около 1980 г. до н. э.) представляет собой пирамиду, окружённую со всех сторон двойной колоннадой из прямоугольных столбов. Дальше за многоколонным залом и открытым двором находилась выдолбленная в скале гробница. Вся эта система, начинавшаяся дорогой от берегов Нила, была построена на одной линии движения и одной оси симметрии, что явилось достижением зодчих Среднего царства и легло в основу планировки египетских храмов последующего времени

Памятники Среднего царства почти не сохранились, и поэтому невозможно представить себе полную картину развития архитектуры этого периода. Однако именно в Среднем царстве был создан ряд архитектурных форм и композиционных приёмов, получивших широкое применение и дальнейшее развитие в храмовой архитектуре Нового царства. Например - ворота в форме двойных башен (пилоны) и поднятие потолка над средними проходами в колонных (гипостильных) залах ради устройства окон в просветах между двумя уровнями перекрытия (так называемый базиликальный разрез здания)

Фараоны Нового царства в XVI в. уже не сооружали пирамид, они строили себе новые дворцы, а храмы достигали исключительно грандиозных масштабов.

Столица страны - "стовратные" Фивы - насчитывала, как и Вавилон, свыше 200 тыс. жителей.ф

В начале этой эпохи произошло отделение места погребения от заупокойного храма.

Храмы этого времени, строившиеся независимо от гробниц, в отличие от аналогичных сооружений Древнего царства, имели обратный порядок в расположении объёмов. Первым в них располагался перистильный двор, а затем - гипостильный зал. Далее размещался секос и, наконец, кладовые для храмового реквизита. Все эти части храма вмещались в форму прямоугольника. Главный фасад храмов оформлялся двумя большими устоями-пилонами в форме плоских усеченных пирамид. Традиционное существование перистильных дворов и гипостильных залов, отвечало социальному делению египетского общества. Аналогичную форму имели все храмы этого времени, в том числе и посвященные богам:

Наиболее грандиозные храмы сохранились от ансамблей в Фивах - это создававшиеся веками храмы Амона в теперешних Карнаке и Луксоре. Каждый властитель стремился увековечить себя добавлением новых залов и пилонов к древним сооружениям, так что общий объем затраченного труда и материала сравнялся с грандиозностью строительных замыслов фараонов Древнего царства.

В это время египетскими зодчими был окончательно выработан классический тип древнеегипетского храма, сохранивший на протяжении многих веков единую структуру и принцип построения. Основными элементами храмового комплекса были:

1 - монументальная аллея;

2 - массивный портал с пилонами;

3 - окружённый изнутри колоннами двор - перистиль;

4 - закрытое помещение с рядом колонн - гипостильный зал

Храм Амона в Луксоре строился в XV в. до н. э. при фараоне Аменхотепе III и в XIII в. до н. э. при Рамзесе II.

Храм Амона в Карнаке был начат в XVI в. до н. э. и строился в течение 1500 лет.

Египетским храмам присуща фронтально-осевая композиция с глубинным развитием открытых, полузамкнутых и замкнутых пространств. Симметричное пространство развивается последовательно по оси, постепенно возрастает значение масс, которые давят на человека. Усиливается эффект таинственности. Таковы важнейшие элементы психологического воздействия архитектуры Египта.

Многочисленные и разнообразные типы египетских колонн получили в Новом царстве свое окончательное развитие в качестве одного из важнейших конструктивных и декоративных элементов египетской архитектуры. Они прошли путь от подражания деревянным опорам в пирамиде Джосера к пластически сложной трансформации растительных форм в более поздних храмах - в Эдфу, Луксоре и других.

Рельефы и росписи, покрывавшие стены гробниц и храмов, занимали большое место в искусстве Египта. Краски были минеральные: белая - известняк, красная - охра, чёрная - сажа, зелёная - тёртый малахит, синяя - кобальт, жёлтая из жёлтой охры.

Особенности и достижения архитектуры Древнего Египта

1. Зодчие Древнего Египта разработали структуру и архитектурные формы стоечно-балочной конструкции, от простейших столбов, несущих гладкие архитравные блоки, до многочисленных вариантов колонн и капителей, в пластике которых перерабатывались растительные формы

2. В Древнем Египте объем здания в целом и все его отдельные элементы своими четкими гранями, определенностью очертаний горизонтальных карнизов противопоставлены окружающему пространству природы. Тяжелые колонны стоят внутри полутемных залов или окружают дворы, сдавливая ограниченное ими пространство.

3. Египетское зодчество монументально, прежде всего, благодаря колоссальным размерам сооружений, применению метрических повторений, статичности и зрительной устойчивости форм. Часто это достигалось простым наклоном стен, обобщенностью и законченностью геометрических форм, монолитностью и нерасчлененностью.

4. Египтяне разработали принцип симметричной композиции, причем единый композиционный центр всегда находится на оси симметрии. Начиная с храма Хатшепсут, все храмы строятся на продольной оси и последовательной связи продольно развертывающегося пространства. Оси храмов определялись линиями восхода или захода солнца в дни равноденствия.

5. Зодчие Древнего Египта создали архитектурные композиции с применением перспективного сокращения высот помещений, последовательного уменьшения глубины и ширины помещений, их освещенности.

6. Египтяне устраивали освещение широких и крупных помещений путем повышения центральных частей, применяя базиликальный разрез помещений.

7. Архитектура в Древнем Египте была призвана содействовать утверждению существующей идеологии - египетской религии, она делала все, чтобы утвердить представление о незыблемости существующего правления, подчеркивала величие власти фараона и ничтожество простого смертного по сравнению с колоссальными зданиями, созданными как бы самой природой и богами. Храмы, система их построения и убранства, их мощные конструкции, скульптура и живопись - все это способно было подавить психику молящихся, вызвать ощущение мистического страха.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: