Лекция 8. Архитектура Византии IV - XV вв

Основные исторические процессы рассматриваемого периода

В начале IV в. Римская империя вступила в последнюю фазу своего исторического развития. Этот процесс сопровождался серьёзными изменениями в идеологии, требовалось новое объяснение законов мироздания.

В это время, как одна из сект иудаизма, возникает христианство. Кризис рабовладельческого общества выдвинул христианство на первый план идеологической жизни, т.к. оно оказалось наиболее приспособленным к новым условиям и стало лучшим инструментом удержания в повиновении угнетённых обещанием посмертного воздаяния.

В 313 г. при императоре Константине было разрешено свободное исповедование христианской религии. Позднее при императоре Феодосии оно было провозглашено единственной государственной религией и стало мощным объединяющим фактором для всех народов и слоёв Восточной и Западной Римских империй.

Изменения в мировосприятии людей неизбежно должны были найти отражение в поисках новой выразительности искусства, требовали коренных изменений архитектурного стиля. Так было вызвано к жизни раннехристианское искусство, а за ним византийское, явившееся его непосредственным развитием и продолжением.

История Византии, восточной Римской империи, длилась с основания Константинополя в 327 г. и до захвата его турками в 1453 г.

Развитие византийского искусства и архитектуры началось с периода Раннехристианской архитектуры (IV - начало VI в.), когда Западная и Восточная Римские империи сохраняли еще культурное единство. Это период становления основ христианского вероучения и организации церкви.

Новые принципы получили законченное выражение в Ранневизантийской архитектуре (VI в. - начало VII в.). Далее можно выделить период Средневизантийской архитектуры (VII - XII вв.), и завершает её историю Поздневизантийская архитектура (XII - XV вв.).

Строительные приёмы и конструкции

Архитектура Византии наследовала от Рима его достижения в области арочно-сводчатых конструкций. Однако бетонная техника не была воспринята в Византии, своды делались из кирпича или камня. Перекрытия - по большей части сводчатые, иногда сочетавшиеся с деревянными конструкциями. Наряду с куполами и цилиндрическими сводами были широко распространены крестовые своды. В опирании купола на квадратное основание нередко использовался восточный приём - тромпы.

Широко применявшиеся в Византии крестовые своды чаще всего имели вспарешенную форму, появившуюся в результате отказа от эллиптического очертания диагональных ребер обычного свода и перехода к более простому полуциркульному абрису, легко очерчиваемому с помощью короба. Следующим шагом в эволюции свода были отказ от диагональных ребер и превращение вспарушенного свода в парусный свод, что явилось наиболее существенным конструктивным достижением византийской архитектуры.

Стены обычно складывались из кирпича или тесаного камня, и также из кирпича с каменными прокладками или из камня с прокладками из кирпича.

Основным строительным материалом византийской архитектуры был кирпич квадратной формы - плинфа - размером от 30х30 до 70х70 см, или меньше, толщиной 5 - 8 см. Кладка имела специфический характерный вид, велась на толстых швах известкового раствора, в который нередко добавлялась цемянка - толченый кирпич, от чего раствор становился более прочным, гидравлически стойким и приобретал красивый розовый цвет.

Наружная поверхность стен обычно не штукатурилась.

Быстросхватывающийся цемяночный раствор позволял возводить своды и купола по древневосточному обычаю - без применения дорогостоящих лесов. При возведении куполов кладка велась отдельными кольцами с наклонными рядами кирпича.

Среди сводчатых форм, выполненных из камня, следует отметить сомкнутые и крестовые своды, а также появившиеся в Сирии и Закавказье арки и своды со стрельчатым очертанием.

Для облегчения веса в кладку сводов вводились пористые каменные породы, в частности пемза. Купола и своды покрывались черепицей или свинцовыми листами.

В то же время в восточных областях империи, где преобладал в кладке естественный камень, своды и купола возводились по кружалам. Наряду с тёсаным применялся бутовый камень на растворе.

Для восприятия распора арок и сводов в процессе их сооружения в византийских постройках часто применялись металлические и деревянные затяжки, которые иногда оставлялись и в уже возведенном здании. В куполах закладывали растяжные кольца, изготовленные из дубовых брусьев или полосового железа.

В VIII - IX вв. преобладающим архитектурным типом в странах византийской культуры стала крестовокупольная система.

Общий прогресс строительной техники и архитектуры сопровождался развитием, теоретической мысли. Зодчие Византии были знакомы с трактатом Витрувия. Известен написанный на рубеже VI-VII вв. оригинальный труд епископа Исидора "20 книг начал, т. е. истинных знаний", в котором содержатся сведения по архитектурно-строительному делу. Этот труд, в большой мере основывающийся на работе Витрувия, отражает также потребности византийского времени.

Здания и архитектурные комплексы

Раннехристианская архитектура

В период становления основ христианского вероучения христианские секты были вынуждены скрывать места своих собраний. Христианские проповедники выступали в синагогах, а собрания общин проходили в домах их членов. Позднее создаются самостоятельные христианские церкви, для которых приспосабливаются обычные дома.

В начале IV века, когда христианская религия стала господствующей, постепенно стали появляться новые типы зданий - раннехристианские храмы - базилики.

Базилика святого Петра в Риме (324 - 349 гг.) и базилика святого Павла за стенами Рима (IV в.) - характерные примеры структурного построения древнехристианской церкви.

Первые базилики по своим планам, конструкциям и архитектурному образу были в значительной степени одинаковы на всей территории бывшей Римской империи.

В дальнейшем базиликальный тип храма получил широкое распространение во всех странах, где в IV-VI вв. утвердилась христианская религия.

Кроме прямоугольных храмов с базиликальным разрезом, строились и центрические здания, которые в VI-VII вв. стали преобладающим и характерным типом византийского зодчества. Центрическая композиция особенно подошла для сооружения мавзолеев, а также крещален - баптистериев.

К раннехристианскому периоду относится и строительство столицы Византии - Константинополя, основанного императором Константином I в 330 г. на европейском берегу пролива Босфор.

Население города росло очень быстро и к концу IV в. достигло 100 тыс. Торжественная церемония открытия новой столицы состоялась 11 мая 330 г., т. е. всего через пять лет после начала строительства.

Ранневизантийская архитектура (У1в. - начало VII в.).

Государственное строительство ранневизантийской империи во времена правления императора Юстиниана, как сообщает о том византийский историк Прокопий, включало в себя монастыри, оборонительные сооружения, в том числе стены вокруг старых и новых городов. В большом количестве строились водопроводы, водохранилища, мосты, дороги, форумы, рынки, странноприимные дома, больницы.

Одним из средств возвеличения императорской власти и укрепления авторитета новой ещё религии было развернутое строительство христианских церквей. Широкое распространение получили здания центрической композиции. Естественно было соединение двух типов сооружении - вытянутой вдоль продольной оси базилики повсеместно использовавшейся как церковь раннего периода христианства, и купольного центрического здания. Так возник новый тип постройки - купольная базилика.

Император Юстиниан решил увеличить славу столицы, создав такой храм, который своим великолепием затмил бы все, что было построено в Константинополе до этого. Утром 23 февраля 523 г. на 40-й день после пожара, уничтожившего небольшую церковь святой Софии, состоялась закладка фундамента нового храма святой Софии. Подробнее…

Диаметр центрального купола храма - 31,4 м. Конструкция купола выполнена чересчур смело. Купол поднят на высоту 40 м, его поддерживают четыре подпружные арки с парусами над четырьмя угловыми столбами. Распор купола воспринимается в двух направлениях - по поперечной оси он передается массивным пилонам, промежуток между которыми заполнен стенами, частью основанными на аркадах. По продольной оси с обеих сторон распор погашается встречным давлением больших полукруглых экседр. Боковой распор от них в свою очередь переходит на находящиеся внизу три малых экседры. Таким образом, вся эта конструктивно логичная система дает возможность значительно, почти вдвое увеличить и растянуть по длине подкупольное пространство, не нарушая в то же время его единства (см. разрез собора). Подробнее…

Эта самая пышная византийская постройка была гордостью Юстиниана. И не удивительно, что через 5 лет 11 мес. и 10 дней после пожара храм был готов. В день открытия храма император на колеснице, запряженной четверкой лошадей, подъехал к главному входу, быстро прошел до середины собора и, подняв руки к небу, воскликнул: "Слава богу, который дал мне возможность закончить эту постройку. Я превзошел тебя, о Соломон!".

Храм Св. Софии в Константинополе оказал огромное влияние на последующее развитие архитектуры, являясь образцом для многих сооружений. Ни одно здание уже не достигало размеров и великолепия этого храма. Его композиция служила образцом, которому подражали и на котором учились многие поколения строителей. Для тысячелетней истории византийского зодчества собор Софии имеет такое же значение, как Парфенон для античной Греции или Пантеон для Древнего Рима.

В дальнейшем внешний облик и интерьер собора претерпевал не раз большие перемены. Турки, захватившие в 1453 г. Константинополь, превратили собор в мечеть. Близ четырех углов ее встали высокие минареты, а кругом появились купола многочисленных мавзолеев мусульманских святых.

Средневизантийская архитектура (VII - ХII вв.).

В средневизаитийское время не строились такие огромные сооружения, как собор Софии в Константинополе. Постоянные войны и феодализация страны ограничивали экономические возможности, да и постройка церквей в монастырях и феодальных усадьбах требовала преимущественно зданий небольших размеров. Интерьерам храмов придавался камерный, интимный характер, а стремление к возможной дематериализации как бы одухотворенности формы осталась в наследство от ранневизантийской архитектуры.

Памятники средневизантийского времени - монастырь Хосиос Лукас (святого Луки) в Фокиде (XI в.), монастырь Дафни на окраине Афин (XI в) и собор св. Марка в Венеции (XI в.). Подробнее…

Время VI-VIII вв. подготовило развитый стиль византийской архитектуры IX - XII вв.

Поздневизантийская архитектура (XIII - XV вв.)

Время поздневизантийской архитектуры соответствует развитию готики и зарождению Ренессанса в Западной Европе, сложению Русского централизованного государства в Восточной Европе. В византийских постройках позднего периода можно найти элементы, дальнейшее развитие которых привело бы к сближению их архитектуры с готической, а в более поздних зданиях - и с ренессансной.

XIV столетие отмечено строительством Влахернского дворца в Константинополе, от которого сохранился корпус, названный турками Текфур-Серай. Замечателен его северный фасад с регулярным расположением окон и фигурной кирпичной кладкой стены.

Примерами церковной архитектуры могут быть: церковь монастыря Хора в Константинополе (Кахрие-Джами) конца XIII в. - начала XIV в., замечательная своими мозаиками и фресками, и церковь Богородицы Перивлепты (сейчас церковь Климента в Охриде, 1295 г)

Особенности и достижения Византийской архитектуры

1. Архитектура римских древнехристианских базилик оказала большое влияние на дальнейшее развитие западноевропейской культовой архитектуры, как по образу, так и по основной планировочной схеме. Базиликальный тип храма получил широкое распространение во всех странах, где в IV-VI вв. утвердилась христианская религия.

Римские базилики и сейчас производят сильное впечатление своими грандиозными размерами, высоким средним нефом, смело перекрытым висячими деревянными стропилами с плоским подвесным потолком, пролетом более 20 - 25 м.

2. Культура, которую мы условно называем византийской, означает не только культуру и архитектуру самого византийского государства, но характеризует определенный этап в развитии европейской (а также переднеазиатской и североафриканской) культуры и искусства. Черты, присущие искусству Византии - дематериализация и особый символический строй - можно видеть в раннехристианском искусстве IV - VI вв. по всему Средиземноморью, Передней Азии и Закавказью. Позднее эти черты проявились в Германии VIII в., Южной Франции, Сицилии, Древней Руси и ряде других стран IX - X вв., никогда не знавших власти константинопольских императоров.

3. В начальном периоде своей истории византийские зодчие разрабатывали, главным образом, архитектуру интерьера. Первоначально повсюду был распространен базиликальный тип храма, далее в основу своих исканий они положили купол, подкупольное пространство, где развивалось главное действие церковной службы. Уже начиная с VI в. в византийской архитектуре обозначился переход к преобладанию центрических композиций.

4. Основным достижением византийской архитектуры, начиная с VIII-IX вв., явилось создание и разработка крестовокупольной системы центрических зданий, элементы которых зародились ещё в более ранний период. В крестовокупольных сооружениях все составные части взаимно связаны и подчинены друг другу. В этой архитектуре в совершенстве осуществлён принцип обеспечения устойчивости здания путём взаимоуничтожения противоположных усилий - распор, возникающий при сооружении арок, сводов и куполов больших пролетов, воспринимается нижерасположенными полукуполами, сводами и контрфорсами.

5. Византийская архитектура выработала свои законы тектоники, основанные на использовании арочных, сводчатых и купольных конструкций. В отличие от тектоники, выявляющей стоечно-балочную конструкцию античного ордера, византийская архитектура основана на тектонической выразительности самих сводов и стен как оболочки, организующей и выделяющей отдельные части пространства. И стена, несущая сама себя, и давящее на неё плоское или сводчатое перекрытие, трактуются как ограждающие поверхности. Материал стены сохраняет свою целостность, проёмы просто вырезаются в её толще. Стена и аркада органически связываются между собой, не теряя единства и цельности.

6. Если в архитектуре Древнего Мира основным средством воздействия была тяжёлая масса стены, а в античности - простейшая стоечно-балочная система, то в византийской архитектуре раннего средневековья (начиная с первого ее древнехристианского этапа) впервые в истории человечества решалась задача передачи в материальных формах непостижимых (на данном периоде развития общества) и непознаваемых сил мироздания. При этом византийское зодчество внесло в средневековое искусство динамичность и одухотворенность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: