Полдневицкая узкоколейная железная дорога

Первый участок Полдневицкой узкоколейной железной дороги был открыт в 1949 году. В то время узкоколейная железная дорога принадлежала лестрансхозу Министерства транспортного строительства. Приблизительно через 10 лет она была передана в ведение Шортюгского леспромхоза. Начальная точка узкоколейной железной дороги - нижний склад леспромхоза в посёлке Полдневица, рядом с одноимённой станцией широкой колеи. Она находится на железнодорожной линии Супротивный - Малое Раменье (Шортюгской железной дороге). В 1950-х годах на узкоколейной железной дороге появился первый лесной посёлок – Мостовик (находился на 14 километре). От посёлка Мостовик магистральная линия узкоколейной железной дороги продолжалась в восточном направлении. Позднее её протяжённость составила не менее 35 километров. Тяговый подвижной состав первоначально был представлен паровозом 159. Вскоре поступили также паровозы ВП и Кч. В 1960-х годах паровозы были заменены тепловозами ТУ4. Имелась пассажирская автодрезина ПД1 и путеукладчик СРП2. Приблизительно через 30 лет после появления узкоколейной железной дороги руководством Шортюгского леспромхоза было принято решение о полном переходе на автомобильную вывозку леса. Был подписан приказ о закрытии узкоколейной железной дороги. Началась разборка магистрали. Подвижной состав подлежал списанию и вывозу в качестве металлолома. К тому моменту, когда большая часть линий уже была разобрана, а тепловозы ТУ4 – порезаны, администрация леспромхоза «одумалась». В 1981 (?) году вместо уничтожения узкоколейной железной дороги было решено обновить и значительно реконструировать её. Были приобретёны новые тепловозы ТУ6А и ТУ7, пассажирские вагоны, платформы и сцепы. Магистральная линия к востоку от посёлка Мостовик к тому моменту была разобрана. Лесозаготовки развернулись между Полдневицей и Мостовиком, для чего было построено несколько боковых веток. В 1985 году протяжённость магистрали увеличилась в два раза: был открыт участок Мостовик – Зинковка. Посёлок Зинковка, расположенный на берегу реки Ветлуга, появился задолго до прихода в него узкоколейной железной дороги. Первоначально посёлок имел только водное сообщение и автомобильное сообщение (в зимнее время). Приход узкоколейной железной дороги значительно облегчил жизнь в труднодоступном лесном посёлке. По маршруту Полдневица – Зинковка начал курсировать пассажирский поезд. Развитие дороги обусловило необходимость обновления локомотивного парка. В Полдневицу поступили два тепловоза ТУ8, тепловоз-дрезина ТУ6Д, мотовоз-электростанция ЭСУ2А-929. Ориентировочно в начале 1990-х годов был полностью выселен и ликвидирован посёлок Мостовик. Единственным лесным посёлком на узкоколейной железной дороге стала Зинковка (28 километров от Полдневицы). По состоянию на май 2000 года, магистраль узкоколейной железной дороги от Полдневицы до Зинковки сохранялась и действовала, практически все ветки и «усы» были разобраны. Вывоз леса по железной дороге производился, но нерегулярно (были возможны перерывы на неопределённый срок). Лес доставлялся трелёвщиками к магистрали узкоколейной железной дороги, и грузился в сцепы прямо на ней. В посёлке Зинковка был «прописан» тепловоз, который по понедельникам, рано утром, привозил в Полдневицу живущих в Зинковке детей школьного возраста, а в пятницу забирал их обратно. Больше никакого регулярного движения «тяжёлого» подвижного состава до Зинковки не было. Но почти каждый день кто-либо ехал в этот посёлок на мотодрезине. Линия находилась в относительно неплохом состоянии. Тогда же, в 2000 году, в посёлке Полдневица сохранялся котёл паровоза, в своё время работавшего на узкоколейной железной дороге. Позже он использовался для отопления, и к нему приделали несоразмерно высокую трубу. По информации от С. Костыгова, побывавшего в Полдневице в сентябре 2005 года, в конце 2004 года (либо в начале 2005 года) Полдневицкая узкоколейная железная дорога была полностью разобрана. Нижний склад Шортюгского леспромхоза разрушен. Почти весь подвижной состав узкоколейной железной дороги был вывезен в качестве металлолома. Известно, что мотовоз-электростанция ЭСУ2А-929 в 1990-х годах был продан для использования на узкоколейной железной дороге Мисковского торфопредприятия, а в 2006 году, после ликвидации узкоколейной железной дороги Мисковского торфопредприятия, поступил на узкоколейную железную дорогу Мокеиха-Зыбинского торфопредприятия. Судьба посёлка Зинковка неясна. Официально он считается закрытым, но не исключено, что в летнее время там всё же живут люди (в посёлок можно добраться не только по узкоколейной железной дороге, но и на лодке по реке Ветлуга).

 

Якшанга до революции
Многие слова, сохранившиеся от далёкого прошлого в нашей местности, явно не славянского происхождения. Одним из таких слов является название речки, на которой стоят одноимённые посёлок и железнодорожная станция. Якшанга – старинное название речки. Откуда оно взялось? С языком, какого народа связано? Некоторые местные жители считают, что оно заимствовано от татарского слова «Якши» - «хорошо» и переводиться как «хорошая охота». Однако, слово «Якшанга» связано не с татарским языком, а с языком древних жителей поветлужья – марийцев. Они и оставили нам названия многих рек и населённых пунктов. Название происходит от марийского слова «якшенке» - стройный, высокий – один из эпитетов сосны. Вероятно, название связано со своеобразием природы той местности, по которой протекает речка: устья этих речек расположены в низкой заболоченной местности, а центральная часть бассейна возвышенная, более светлая и, конечно, с зарослями сосны. На ней расположено большинство селений. Это периродное положение могло послужить основанием для названия речек, а по ним названы и селения. В другом варианте происхождения названия основу слова «якшанга» составляет не «якша», а «шанга». Нельзя не обратить внимания на ряд названий в нашей местности с этой основой: Шанга, Якшанга, Лапшанга (приток ветлуги в горьковской области). Слово «шанга» («-нга», «-га») означало у фино-угров «речка». Приставки к слову «шанга» - «як», «лап» и т. п. означали какой-то основной признак речи. Якшангами называли речки, про которые не скажешь как в песне, что ини текут «меж крутых берегов», даже сейчас, не говоря о прошлом, когда их берега покрывал лес, «чёрный и дикий». Они протекают по низменной, заболоченной местности. Во многих местах их берега на уровне русла. Якшанга в переводе на русский язык означает «речка с низкими болотистыми берегами». На заре двадцатого века в непроходимых дремучих лесах Костромской губернии, где не ступала нога человека, царское правительство решило построить железную дорогу, чтобы связаться прямым путём с Востоком. Нелегко давалось строительство, но уже к 1906 году через холодные быстрые реки и бескрайние топи она была проложена. Огромные лесные массивы площадью в 7.5 тыс. гас запасом 2 млн. кубометров на северо-востоке губернии принадлежали княгине Гагариной. С открытием пассажирского движения через станцию Якшанга сюда частенько стали наведываться лесопромышленники, поняв, что здесь можно сорвать изрядный куш. Наибольшее рвение проявил некто Смирнов. Осматривая дачу, он всё больше склонялся к мысли, что княгине не смочь хозяйствовать в этих лесах. Осталось дело за немногим – убедить Гагарину, что не женское дело заниматься лесом, и в 1908 году ему удалось по весьма сходной цене купить её владения. Но то ли не за хотел, то ли не сумел промышленник поставить производство на широкую ногу, поэтому сбывал лес на корню мелкими партиями в течение 2-3 лет, нажив на этом изрядный барыш. Покупателей было хоть отбавляй, всех больше посулили представители компании «Зингер». Новые хозяева, подсчитав выгодность переработки леса, решили в центре бывшей гагаринской дачи построить лесопильный завод. При ежегодной распиловке 20 тыс. кубометров леса хватило бы на сто лет. Выбор пал на станцию Якшанга. Стали строить тупик, где одновременно было подобрано место для вагонных весов, чтобы во избежание недогрузов взвешивать вагоны с продукцией при отправке. Главная контора компании размещалась в Александровской усадьбе за селом Троицким, оттуда шли все распоряжения. Нелегко строиться на новом месте, но здесь руководство компании целиком положилось на некоего Пушкарёва. С 1910 года он организовал строительство лесозавода и его производственных служб: котельной, жилых домов и других построек. На всей площади валился вековой лес и разделывался на сортименты. Одновременно проводилась раскорчёвка и очистка всей площади. Рабочая сила была дешёвая: трудились крестьяне из деревень около села Заболотье, из-за реки, из сёл Одоевское и Троицкое. Шли бедняки на работу охотно, знали, что хоть сколько-нибудь заработают, поэтому возникала настоящая конкуренция. Из воспоминаний бывших рабочих В.Ф. Суворова, П.А. Михайлова, Ф.А. Пищалина и других, Трудившихся на постройке завода, раскорчёвке площадей, явствует, какой был в то время тяжёлый, изнурительный труд, по 12-14 часов в сутки. Жили в землянках и «зимовках», освещаемых лучиной и коптилками. Все силы отдавали постройке лесозавода. Взрослые работали на валке, обрубке леса, строительстве стен и на других более квалифицированных работах. Подростки тоже, как могли, несли копейку в дом: сжигали остатки мусора, подносили воду, готовили цемент и т. д. Платили им примерно - по 25 копеек в день, а квалифицированные рабочие получали от 50 до 80 копеек. В целях удешевления строительства был построен кирпичный заводик на две печи, который удовлетворял потребность в красном кирпиче. Несмотря на трудности, производство этого строительного материала началась уже в августе 1913 года. Так же была построена котельная, которая безотказно работала на протяжении многих десятков лет. Для обеспечения водой производственных нужд и бытовок возвели насосную станцию (Водокачку). При котельной имелась механическая мастерская на 2-3 рабочих места. Для освещения производственных помещений и посёлка была установлена небольшая паровая динамо-машина. К пуску завода жилой фонд составлял всего лишь 11 домов на 19-20 квартир общей площадью 1033 кв. метра. Все они имели электроосвещение и водопровод. Управляющий и служащие жили в отдельных домиках. Для временных рабочих были так называемые «зимовки», с очень плохими условиями проживания. Начали строиться и дощатые бараки для проживания семейных. Для оказания медицинской помощи открыли амбулаторию. После сдачи завода в эксплуатацию Пушкарёв ещё некоторое время наблюдал за его работой. Претензий со стороны управления компании не было, и летом 1913 года Пушкарёв передал свои полномочия управляющему М.И. Предеину, который руководил заводом. Согласно паспорту, датой рождения леспромхоза считается 21 декабря 1913 года, когда акционеров сообщество «Зингер и К» установило локомобиль для лесопильного завода. В шатре поставили три лесопильных рамы и два обрезных станка фирмы «Болиндер». Первый гудок раздался в 4 часа 50 минут и гудел 10 минут, чтобы слышно было в деревнях за 7-9 км. К шести часам утра все спешили на работу. У крестьян часов не было, поэтому они шли пораньше. Если опаздывали, на работу не брали. Крестьяне приходили с котомками за плечами, в которых лежал недельный запас продуктов. На воскресенье возвращались к семьям. В «зимовке» был очаг, вверху – отверстие для дыма. Тут же сушили мокрую одежду, онучи, лапти, готовили похлёбку. От мокрой одежды, портянок, лаптей стояло зловоние. Несколько слов о технологии. Пиловочник с биржи сырья подвозился рабочими на вагонетках и скатывался в бассейн для распаривания. Площадь бассейна на - 300 кв. метров с горячей водой до 70-80 градусов. Распаренные брёвна по лесотаскам подавались на завод. Лес заготовлялся в радиусе 1-3 километров. Вывозка только в зимнее время была по санному пути. Околорамное оборудование, комлевые и вершинные тележки крепились винтами и подавались вручную. После обрезки и оторцовки доски спускались вниз по лотку и отвозились двумя рабочими на вагонетках на биржу пиломатериалов, там укладывались в штабеля для просушки. Рейка длинномером спускалась вниз, укладывалась на вагонетки и отвозилась на свалку. Заработок рабочих колебался от 25 копеек до 1 рубля. На эти деньгу можно было купить фунт сахару и две булки. Завод работал в одну смену, по 10-12 часов. На технику безопасности хозяева не обращали внимания. Зимой 1914 года рабочий бассейна Емельян Зыков скатывал с берега бревно. Берег обледенелый, перил нет. Зыков упал в бассейн и сварился. Семья за гибель кормильца не чего не получила. В 1914 году вспыхнула империалистическая война. Всех квалифицированных рабочих мобилизовали на фронт. Работать на заводе стало некому. Пришли подростки, старики, женщины. Производительность рам упала. С подростками хозяева поступали так: неделю работали одни, на вторую неделю принимались другие за ничтожную плату. В то время население посёлка составляло около 160 человек, не включая временных и сезонных рабочих. И.Зотова Заведующая Ягшангской сельской библиотекой (Продолжение следует).   Куваев Олег Родился Олег Михайлович Куваев 12 августа 1934 года на станции Поназырево Костромской области. Детство и юность прошли в Свечинском районе Кировской области, поэтому Олег Михайлович, как и его отец, считали себя вятчанами.  

 

История

Начало заселению края положило земледелие. Первые деревни стали появляться в конце шестнадцатого - начале семнадцатого веков. По нашим селениям проходил торговый тракт из Ветлуги.

Этот край привлекал людей лесами. Заготовка и переработка леса началась еще в 1903 году, тогда на территории поселка Якшанга работала компания «Зингер» по лесопилению.

В сегодняшних границах район образован в 1945 году. В то время на территории района насчитывалось 130 населенных пунктов, 52 колхоза, 4 лесных промышленных предприятия, маслозавод, 2 больницы, 23 школы, 14 торговых точек. В начале 1950 года в ряде колхозов района появился электрический свет. Следующее десятилетие можно назвать периодом новостроек: электростанция Поназыревского леспромхоза, кинотеатр «Мир», коммунальная баня.

В райцентре построено административное двухэтажное здание – РК ВКП(б) – ныне культурный центр.

В этот период по всей России распространялся метод Героя Социалистического труда, бригадира лесосечной бригады из Поназыревского леспромхоза Денисова Г.В.

В 1968 году началось строительство дороги, связывающей райцентр с отдаленными селеньями. Работали: пять крупных совхозов, маслозавод, льноприемный пункт, заготскот, сельхозтехника, СМУч. Сельское хозяйство района – 10,0 тыс.га пашни, 3,5 тыс. голов КРС, 600 голов овец, 700га льна. За высокие достижения в животноводстве Указом Президиума Верховного Совета награждены орденом Трудового Красного Знамени доярки Петухова В.А. и Самсонова Г.Я., Орденом Знак Почета – доярка Толстоброва В.Н.

Из промышленных предприятий осуществляли деятельность три крупных леспромхоза: Поназыревский, Якшангский, Шортюгский. Число работающих в лесной отрасли достигало 5,0 тыс. человек. Ежесуточно до пятидесяти вагонов с лесом уходили в разные концы Советского Союза. Одновременно в районе занимались посадкой леса – до 1500 га в год. За заслуги в области лесного хозяйства лесничему района Шумскому Л.И. в 1969 году присвоено звание «Заслуженный лесовод РСФСР». За успехи в лесопромышленном производстве награжден орденом Ленина вальщик леса Поназыревского леспромхоза Кириков И.Н., орденом Трудового Красного Знамени – Бебнева А.Н., рабочая Якшангского леспромхоза, орденом Знак Почета – Лобова Р.П., мастер леса Шортюгского леспромхоза.

С историей края можно познакомиться в краеведческом музее, который открыт в 1994 году. Сегодня здесь на хранении почти 1500 экспонатов.

На территории района имеются объекты культурного наследия регионального значения:

· здание водокачки в п. Поназырево, 1905 года постройки;

· церковь рождества Богородицы в с. Хмелевка, 1834 года постройки;

· жилой дом для рабочих лесопильного завода Зингера в п. Якшанга.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: