МИНСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
В.В. МЕЖЕБОВСКАЯ
Н.Д. САДОМСКАЯ
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
XIX ВЕКА (РОМАНТИЗМ И РЕАЛИЗМ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Направление подготовки
050100.62 Педагогическое образование
Профиль подготовки
Русский язык и Литература
Квалификация выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная
ОРЕНБУРГ
2019
2019
ББК……………
У 80 Межебовская В.В.
Садомская Н.Д.
История зарубежной литературы Х1Х в.: учебно-методическая пособие /
В.В Межебовская, Н.Д. Садомская. – Оренбург: ГБУ РЦРО, 2019. – 35 С.
Печатается по решению кафедры литературы, журналистики и методики преподавания литературы филологического факультета ОГПУ. Протокол №… от ….
Рецензент доктор филологических наук, заведующая кафедрой русской филологии и методики преподавания русского языка факультета филологии ОГУ Пыхтина Ю.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНЯ ЗАПИСКА
Курс зарубежной литературы XIX века охватывает период, начинающийся с последних десятилетий века XVIII до 1870-х гг. Исторический и культурологический XIX век принято отсчитывать не от календарной даты, а от главного события новой истории – Великой французской буржуазной революции (1789–1794). XIX век – «буржуазный век», эпоха классической философии и литературы. В искусстве и, прежде всего, в литературе в это время сложились два художественных метода – романтизм и реализм. Эти методы обозначают два важнейших типа художественного сознания нового времени.Великая французская революция изменила лицо Европы, коренным образом повернула ментальность в Европе и Америке, выдвинула новые исторические приоритеты и новый тип эпохальной личности. Французские события стали главными для этого века, по Франции и французским обстоятельствам Европа «мерила» свою историю.Одно поколение стало свидетелем сразу нескольких важнейших исторических событий. Этот отрезок времени был буквально «насыщен» событиями и кардинальными изменениями: пять лет Французской революции, походы Наполеона, поражение его при Лейпциге перед союзными армиями, «100 дней» (возвращение Наполеона в Париж), окончательное поражение при Ватерлоо (18 июня 1815), период Реставрации (1815–1830), Июльская революция 1830 г., экономический кризис 1842 г., забастовочное и стачечное движение, революционные события 1848 г. по всей Европе, начало аболиционистского движения в США (с 1830-х гг.), Гражданская война Севера и Юга в Соединенных Штатах (1861-1865), бесконечные войны на Балканах, войны (1860–70-х гг.) и объединение Германии, новые принципы избирательного права в Англии (законы 1868–1880-х гг.).Промышленные и политические потрясения меняли облик Европы, провоцируя появление новых исторических противоречий. Если в XVII–XVIII веках буржуазность представлялась идеалом, реализацией возможностей нового социального слоя – буржуа, попыткой построить принципиально новые социальные отношения, то в веке XIX отношение к новой реальности меняется. Буржуазное общество становится реальностью, которая не всегда соответствует идеалам, эта реальность критикуется и даже полностью отвергается романтиками, а затем «признаётся» и подвергается анализу реалистами. Реализм предполагал исследование внешнего мира, отыскивание наиболее характерных и показательных явлений. Аналитизму художественной литературы способствовала деятельность выдающихся ученых-историков О.Тьерри, Ф.Гизо и др., труды естествоиспытателей-систематиков К.Линнея, Ж. Сент-Илера, ученых-экономистов А.Смита, И.Бентама. «Реализм – это изображение реальной действительности во всем ее многообразии и развитии, основанное на ее изучении, осмысленное творческим сознанием и потому типизированное в художественном произведении»,- пишет Г.Н Храповицкая [1].Обращаясь к изображению современности, реалисты стремились объяснить его с научной точки зрения, отсюда – «историзм настоящего», который проявлялся в интересе писателей к основным конфликтам эпохи: противостояние буржуазии и аристократии, конфликт бедных и богатых. Американское общество переживало столкновения черного и белого населения. Эти социальные проблемы отражались в проблематике реалистического романа XIX века. События реалистических произведений происходят чаще всего в городской среде, отсюда – интерес к роли предметного мира, оказывающего влияние на человека. Герои реалистических романов проходят эволюцию, развиваются под влиянием меняющихся обстоятельств.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенцийв соответствии с ФГОС ВО и ОПОП ВО по данному направлению подготовки: ПК-1, ПСК-3,.
ПК-1 - готовность реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Владеть: планированием педагогической деятельности в рамках реализации образовательных программ по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов в различных образовательных учреждениях.
Уметь: анализировать и обобщать опыт реализации учебных образовательных программ по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов в различных образовательных учреждениях;
распространять знания, полученные в процессе реализации образовательных программ по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов в различных образовательных учреждениях;
анализировать собственную педагогическую деятельность в процессе реализации образовательных программ по учебному предмету в соответствии с требованиями ФГОС в различных образовательных учреждениях;
Знать: требования образовательных стандартов начального, среднего и общего образования; об образовательных программах, примерных программах и рабочих программах по учебным предметам и особенностей их построения;
ПСК-3 -готовность к анализу мирового литературного процесса в контексте истории и культуры.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Владеть: основными методологическими подходами в сфере литературоведения; навыками работы с научной и критической литературой, приёмами выразительного чтения и чтения наизусть.
Уметь: анализировать литературное произведение как художественно-эстетическое явление; характеризовать литературные направления в контексте истории и культуры, творчество великих представителей отечественной и зарубежной литературы.
Знать: содержание и художественные особенности отечественных и зарубежных классических литературных произведений; этапы и основные закономерности мирового историко-литературного процесса; эстетическую, социально-историческую природу литературы и творческого процесса, родовую и жанровую дифференциацию; ключевые теоретические понятия фольклора и литературы.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Рабочая программа курса «История зарубежной литературы ХIХ в.» рассчитана на студентов 2 -3 курсов. В соответствии с Учебным планом бакалавриата эту дисциплину студенты отделения русского языка и литературы осваивают в течение четвертого и пятого семестров. Она занимает в системе обучения филолога особое место. Это обязательная дисциплина, главной целью которой является освоение студентом-филологом одного из самых значимых периодов в истории развития западноевропейской литературы.
Изучение курса предполагает не только приобретение студентами теоретических и конкретных системных знаний, прочных умений, навыков анализа художественных произведений, но активизирует творческое осмысление литературы с учетом тенденции ее развития. Курс знакомит студентов с зарубежными литературоведческими традициями, основными достижениями в области современной науки о литературе.
Курс «История зарубежной литературы XIX в.» рассчитан на 180 часов, в том числе аудиторных - 88 часов: 36 часов лекционных (из них 20 часов в 4 семестре, 16 часов в 5 семестре); 52 часа отведено для проведения практических работ (из них - 30 часов – в 4 семестре, 22 часа в – 5 семестре), что составляет в общей сложности 5 зачетных единиц. Форма итогового контроля – зачет в 4 семестре, зачет с оценкой – в 5 семестре. В результате освоения дисциплины студенты должны иметь представление о данном периоде истории зарубежной литературы в контексте мирового литературного развития; осознавать взаимодействие ее с такими дисциплинами как История русской литературы, Методика преподавания литературы, Психология.






