Тема № 2. Романтизм в Германии: периодизация. Ранний романтизм в Германии: иенские романтики. Творчество Новалиса, Тика (2 часа)

Особенности немецкого романтизма:1. Этот метод сложился раньше, чем в других странах, именно в Германии, поэтому сначала его считали чисто немецким явлением.2. В Германии оформилась романтическая философия (на базе немецкого идеализма Канта, Фихте, Шеллинга) и эстетика романтизма.3. Приоритетное место в немецком романтизме занимает поэзия.4. Немецкий романтизм носил особый характер – философский, универсальный, поэтический.5. Острое разделение мира действительного и мира фантазии, идеального, их противопоставление. Роль сатиры и фантастики.В развитии немецкого романтизма выделяют несколько этапов:1. Ранний романтизм – 1796–1806 гг. Первый этап наполеоновских войн; разгром Пруссии и Австрии.В литературе происходит становление романтического метода, оформление первого романтического кружка – в городе Йене, при университете. В рамках «Йенской школы» сложилась теория и философия немецкого романтизма.Лидером «йенского кружка» стал Фридрих Шлегель.Самыми значительными авторами этого времени были: Новалис (настоящее имя Фридрих фон Харденберг) (роман, новелла-сказка, поэзия, теоретические работы); Людвиг Тик (драматургия, новелла, роман); Гельдерлин (поэзия, роман).2. Зрелый романтизм – 1806–1815 гг.Захватнические войны Наполеона в Европе и за её пределами, национально-освободительное движение в Германии. Разгром Наполеона в России, затем при Ватерлоо.В литературе: интерес к народному творчеству, к истории, к германской филологии. Центр нового литературного движения – университет в г. Гейдельберге, где сформировался новый литературный кружок. «Гейдельбергская школа» связана с именами: Клеменса Брентано, Ахима фон Арнима, братьев Гримм.Самым талантливым и значительным романтиком этого периода, не принадлежавшим ни к каким школам, кружкам и объединениям, был Генрих фон Клейст (1777–1811) – драматург, поэт, новеллист.3. Поздний романтизм – от 1815 до 1830-х гг.Период Реставрации, реакция в политической и культурной жизни.В литературе – большее внимание к действительности, критика социальных противоречий, сатира.Авторы: Адальберт фон Шамиссо, Вильгельм Гауф, Эрнст Теодор Амадей Гофман, Генрих Гейне.

Новалис (1772-1802) (настоящее имя Фридрих фон Харденберг). Поиск «общей идеи», объединяющей науки. Концепция синтеза наук: естественных, гуманитарных, физико-математических. Проект «Энциклопедии...».

«Магический идеализм» Новалиса. Роман Новалиса «Генрих фон Офтердинген» как реализация идей Ф. Шлегеля о создании поэтом «собственной» мифологии».

Людвиг Тик (1773-1853). Жанр сказки в творчестве Тика. Тик как драматург и новеллист. Ориентация Л. Тика на народную книгу.

Важность Шекспира для Л. Тика. 1800 г. - «Письма о Шекспире». Переводы Шекспира. Шекспировский пласт в комедии Л. Тика «Кот в сапогах».

Тема № 3. Гейдельбергские романтики: Арним, Брентано, братья Гримм (2 часа).

Понимание истории у гейдельбергских романтиков. Роль немецкой средневековой художественной культуры для гейдельбергских романтиков. Деятельность журнала «Отшельник» (1808 г.).

Увлечение фольклором, немецкое «народничество». Отличие от философии иенских романтиков. Основные сборники Арнима и Брентано.

Арним (1781-1831). Автор романов «Бедность, богатство, преступление и искупление графини Долорес» (1810), «Хранители короны» (1817, вторая часть посмертно — 1854), повестей «Изабелла Египетская, первая любовь императора Карла V» (1812), «Рафаэль и его соседки» (1822, опубликована в 1824) и других, новелл. Вместе с Брентано составил антологию народных песен «Волшебный рог мальчика» в трех томах (1805-1808), оказавшую большое влияние на развитие немецкой лирики.

Брентано (1778-1842). Отход Брентано от канонов раннего немецкого романтизма. Полемика Брентано с А. Шлегелем по поводу поэтического языка. Концепция «религиозного отречения» Брентано, по В.М. Жирмунскому. Уход от художественного творчества в сторону «записей» видений.

Братья Гримм (Якоб, 1785—1863 и Вильгельм, 1786—1859) - немецкие сказочники, лингвисты, отцы-основатели германской филологии

Тема № 4. Поздний немецкий романтизм: творчество А. фон Шамиссо(1781-1838).

Биографические сведения. Трактовка темы Гёте: «Фауст» Шамиссо. Жанр фантастической повести-сказки у Шамиссо: «Чудесная история Петера Шлемиля» (1814 год). Изображение Дьявола: литературная традиция и ее трансформация в повести. Интерпретация повести Шамиссо Т. Манном.

Шамиссо-путешественник. Кругосветное путешествие, изучение «духа истории», «духа народов». «Путешествие вокруг света». Шамиссо как поэт. Русская тема в творчестве Шамиссо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: