Тема № 1. Первая половина XIX века как литературная эпоха. Понятие о романтизме как о художественном методе (2 часа)

Романтизм становится первой реакцией на исторические изменения и примером принципиально нового, «современного» искусства.Основы романтического мировоззрения и эстетики:1. Это явление нового времени, принципиально отличное от классического периода XVIII века. От своего времени романтики восприняли главную идею эпохи – идею свободы личности.2. В их творчестве реализуются принципы свободы и новизны. Романтики прокладывали новые пути в творчестве, стремились создать современное, новаторское искусство. Они полемизировали с классицистами, прежде всего – с рационализмом его эстетики. В центре их картины мира – индивидуальный человек, Личность уникальная, которая не подчиняется Системе, а противостоит ей. Романтики искали новые формы, художественные средства, создавая синтетическое искусство. Они ввели понятие «универсальной поэзии», отражающей всю полноту мира и человека.3. Сознание и собственно эстетика романтизма строится на противоположностях, на антитезах. Главная антитеза – это противопоставление   идеала (основное понятие романтизма) и действительности, Духа и реальности. Для романтиков было важно не точно воспроизводить жизнь, а создать свой, индивидуальный, особый образ мира. Поэтому романтическое искусство предельно субъективно. Основа мировоззрения романтиков – эмоциональное, и потому противоречивое восприятие мира.4. Дух, по романтикам, раскрывается в природе, чувствах (прежде всего любви) и в искусстве (это сфера фантазии, воображения). Именно через эти пути познаётся и раскрывается человек.5. Высшая сфера – это искусство. Творчество – это способ для личности познать и выразить себя. Искусство ценно само по себе, оно руководствуется только духовными потребностями и фантазией, обращается к исключительному. Поэтому романтики отрицательно относились к своду правил в искусстве, считали, что правила противопоказаны творческой личности, они сковывают свободу художника.6. В центре романтического искусства стоит творческая личность, Художник, уникальный индивидуум, который отличается от обычных людей и находится в конфликте со всем миром. Художник – существо особое, высшая личность, стоящая над остальными людьми. Поэтому типичный герой романтиков – это человек с особо сильными чувствами, это герой- бунтарь, одиночка с гордым и непримиримым нравом. Такой герой обладает уникальной интуицией, ощущает своё родство с природой, но не может (или не хочет) найти общего языка с людьми. Он презирает людей, они платят ему тем же.7. Так как романтизм задачей и целью искусства провозглашает Личность, то в своих произведениях романтики особое внимание уделяют внутреннему миру человека, страстям, настроениям. Таким образом, это лирическое искусство, предельно субъективное.8. Основной вид романтического творчества – поэзия. Даже прозаические произведения (романы, новеллы) насквозь лиричны, близки по духу (часто и по форме) поэтическим творениям.9. В романтических произведениях особо организованы пространство и время – они безграничны, распахнуты, необозримы. Их география очень широка, действие может происходить на небе и на земле, в водах бурных морей и в подземных пещерах, в неизвестных странах и в обычных городах, в конкретный момент истории и в вечности.10. Романтики активно использовали и интерпретировали мифологические и сказочно-фольклорные сюжеты, библейские мотивы, исторический и научный материал. Интересы романтиков были необозримо широки, они были талантливыми в самых разных областях людьми, многие имели универсальный талант.11. Важнейшие темы, мотивы и проблемы романтизма: проблема одиночества, мотив странничества, тема искусства и художника, тема детства, культ интуиции, культ природы, культ страсти, тема преступления и наказания, мотив безумия, культ фантазии и воображения и др.12. Романтизм впервые обратился к проблеме историзма в искусстве. Романтики первыми обосновали принцип стадиального развития искусства в связи с изменением исторических условий. Они сделали вывод о том, что законы и эстетические принципы искусства не могут оставаться полностью неизменными, они развиваются и меняются в зависимости от развития и изменения запросов общества.Романтики первыми создали системные труды по истории национальных языков и литератур, по истории искусств.13. В эпоху романтизма огромное значение для литературы и других видов искусств (особенно – в музыке) приобретает фольклор. Народное творчество является одним из основных источников романтической литературы. Романтики и собирали, и изучали, и творчески переосмысливали фольклорный материал.14. В эпоху романтизма устанавливаются и расширяются межнациональные и межлитературные связи.Теоретиками романтизма в разных странах были:В Германии – Новалис, Фридрих Шлегель, Тик, Гейне.В Англии – Шелли, Вордсворт, В. Скотт.Во Франции – В. Гюго, Жермена де Сталь, Шатобриан, Стендаль.Особые формы и жанры романтизма:Лирические (разные), романтическая и лиро-эпическая поэмы, романтическая драма (часто – историческая), повести и новеллы. Роман занимает не главное место, но все романы романтизма необычны: новаторские по форме и по сути.Ранее других романтизм сложился и развивался в Германии и в Англии – в последнее десятилетие XVIII века.Позднее и труднее он формировался во Франции.В американской литературе (США) под знаком романтизма прошёл почти весь XIX век (от 1820-х до 1870-х гг.).Общие рамки романтизма в Европе: от 1790-х до 1830-х гг.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: