Аннотация к рабочей программе по предмету «Астрономия»
(11 классы информационно-технологического, социально-экономического и социально-гуманитарного профилей)
Рабочая программа по предмету «Астрономия» для 11-го класса информационно-технологического, социально-гуманитарного и социально-экономического профилей составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень), учебного плана лицея, с учетом авторской программы «Примерная программа учебного предмета Астрономия, 11 кл.», под редакцией Б.А. Воронцова-Вельяминова, Е.К., и ориентирована на использование учебника «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс», Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К.
Согласно учебному плану лицея рабочая программа предусматривает обучение в объеме 34 часов в год (1 час в неделю). Цели изучения предмета «Астрономия» в 11 классе:
– формирование научного мировоззрения; навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики; – развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
|
|
– владение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел, принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени; знаниями о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники; умениями использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни;
– воспитание убежденности в принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен: Знать/понимать:
- смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
|
|
- смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
- смысл физического закона Хаббла;
- основные этапы освоения космического пространства;
- гипотезы происхождения Солнечной системы;
- основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
- размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики; Уметь:
- приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
- описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
- характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
- находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
- использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;
- оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научнопопулярных статьях.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Личностные результаты:
– сформированность основ саморазвития и самовоспитания; способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
– осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов. Метапредметные результаты:
– умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
– владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
– владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты:
– сформированность системы знаний о законах, теориях и общих закономерностях развития Вселенной, представлений о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, о методах астрономических исследований;
|
|
– сформированность умения анализировать разнообразные астрономические явления и свойства объектов Вселенной, объяснять принципы работы и характеристики приборов и устройств, используемых для астрономических исследований, объяснять связь основных космических объектов с геофизическими явлениями;
– сформированность умений использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание раздела | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности | ||
Раздел 1. Предмет астрономии (2 часа) | ||||
Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики. | Лекции с элементами беседы. Устный опрос. | Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником. Устный ответ. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Выполнение домашних заданий. | ||
Раздел 2. Основы практической астрономии (8 час.) | ||||
Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. | Лекции с элементами беседы. Практикум по решению задач. Устный опрос. | Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником. Наблюдение и объяснение движения светил. Работа с компьютерными приложениями для отображения звездного неба. Решение количественных и качественных задач. Устный ответ. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Выполнение домашних заданий. | ||
Раздел 3. Законы движения небесных тел. Солнечная система (6 час.)
| ||||
Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Небесная механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел. Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Планеты земной группы. Планетыгиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность. | Лекции с элементами беседы. Практикум по решению задач. Устный опрос. | Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником. Решение количественных и качественных задач. Устный ответ. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Выполнение домашних заданий. | ||
Раздел 4. Методы астрономических исследований (3 часа) | ||||
Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана. | Лекции с элементами беседы. Устный опрос | Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником. Построение хода лучей в телескопах. Устный ответ. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. | ||
Выполнение домашних заданий. | ||||
Раздел 5. Звезды (7 час.) | ||||
Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. Двойные и кратные звезды. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной. | Лекции с элементами беседы. Устный опрос | Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником. Устный ответ. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Выполнение домашних заданий. | ||
Раздел 6. Галактики. Строение и эволюция Вселенной (6 час.) | ||||
Наша Галактика - Млечный Путь. Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. Темная материя. Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. Темная энергия. | Лекции с элементами беседы. Устный опрос. | Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником. Наблюдение звездного неба. Решение количественных и качественных задач. Устный ответ. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Выполнение домашних заданий. | ||
Обобщающее повторение (2 часа) | ||||
Естественнонаучная картина мира | Лекции с элементами беседы. Устный опрос. Итоговый зачет | Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником. Устный ответ. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Выполнение домашних заданий. |