С 3х лет можно вводить такие обобщающие понятия, как обувь, мебель, одежда, головные уборы. Ведь это всё то, с чем сталкивается ребёнок в своей повседневной жизни

КАК И ЧЕМ

ЗАНИМАТЬСЯ

С РЕБЁНКОМ ДОМА

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА

РОДИТЕЛЯМ, ЖЕЛАЮЩИМ  ПОМОЧЬ

СВОЕМУ РЕБЁНКУ В РАЗВИТИИ

(часть 3)

 

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ И МЫШЛЕНИЯ

 

Составила

педагог-психолог

(нейропсихолог)

Обыденнова

Валентина

Маликовна

 

 

Предположим, что ваш ребёнок совершенно полноценно проживает свой дошкольный возраст. Вы осознанно создаёте условия для его сенсомоторного развития. И у многих может возникнуть резонный вопрос:

«А когда же и с чего начинать собственно интеллектуальное развитие? И что для этого надо делать? Можем ли мы вносить какую-то лепту в этот процесс или всё происходит само собой?»

Это очень важный вопрос. И хорошо, если мама задастся этим вопросом?

Конечно, интеллектуальное развитие идёт уже в раннем возрасте, на фоне разворачивания основной линии (сенсомоторики).

Давайте обозначим основные линии

интеллектуального (познавательного) развития:

§ ознакомление с окружающим миром;

§ формирование элементарных математических представлений;

§ развитие речи;

§ развитие познавательных процессов

(мышления, памяти, внимания).

Очень важно обращать внимание ребёнка на то, что есть вокруг него. У взрослых иногда существует иллюзия, что если что-то находится в поле зрения ребёнка, то он это обязательно видит. И, что этого уже достаточно, для того, чтобы у ребёнка сложилось представление об окружающем. Нет!

Вообще мимо...

Чтобы ребёнок обратил на что-то внимание, ему это «что-то» должно стать интересно! Иногда, даже достаточно интереса взрослого, который может «вкусно» преподнести ребёнку какой-то комментарий по поводу увиденного и ребёнок тоже заинтересовывается этим. Это может быть всё, что угодно: от явлений природы до социальных явлений.

§ «Смотри, какой красивый сегодня закат! Ух ты, вот это да! Как красиво садится солнышко!» -может сказать мама, и ребёнок увидит это. Ведь мама – это значимый человек и она так эмоционально сказала о чём-то!

§ «Ой, смотри скорее, как птички клюют семечки в кормушке! Кто-то такой молодец положил туда семечки!»

 

 

 

 

 

Обращая внимание ребёнка на явления окружающего мира, мы пытаемся сформировать у него так называемые обобщающие понятия или обобщающие группы.

 

В раннем возрасте–это всё то, что непосредственно окружает ребёнка – посуда, одежда, игрушки, птицы, животные. После 3х лет добавляем транспорт, обращая внимание на то, что он бывает водным, воздушным и наземным. Иллюстрируем всё сказанное картинками или находим иллюстрации в самой жизни. Закрепляя обобщающее понятие «Животные» говорим о том, что они бывают домашними и дикими. То же и с птицами. Рассматривая иллюстрации птиц, обращаем внимание на то, что курицы, индюки, гуси – это домашние птицы. А те, что мы видим во дворе – голуби, воробьи, синицы – дикие птицы.

 

Так постепенно у ребёнка складывается система представлений об окружающей действительности, формируется картина мира.

Каждое осознанное ребёнком явление, обозначается каким-то словом. И потому, расширение представлений о мире неразрывно связано с расширением словарного запаса ребёнка.

 

Поначалу этот запас может быть пассивным, то есть ребёнок не использует его в активной речи. Но постепенно слова из пассивного словаря переходят в активный, и ребёнок начинает пользоваться ими.

 

С 3х лет можно вводить такие обобщающие понятия, как обувь, мебель, одежда, головные уборы. Ведь это всё то, с чем сталкивается ребёнок в своей повседневной жизни.

Н аполняя этот банк данных, мы готовим ребёнка к совершению мыслительных операций с этими данными, например, таких, как классификация, нахождение аналогий, сравнение, анализ, синтез.

     

Скажу банальность: «Любая мать хочет, чтобы её ребёнок  

легко учился школе!»     Это аксиома.

Но ставя такую цель, родители выбирают для её достижения

очень разные стратегии.

Одни думают, что в последний год отдадут ребёнка в

воскресную школу и там учителя всё «поставят на своё

место». Вторые считают, что достаточно заниматься с

репетитором, который «подтянет» ребёнку логику, натаскает

его на тесты и всё будет «о кей!»

Но подумайте сами, дорогие мои, ведь должен созреть мозг ребёнка, все его структуры, отвечающие за то, чтобы ребёнок мог легко ориентироваться в информации, мог её обрабатывать, имел собственное отношение к информации, мог её вариативно использовать для решения учебных и жизненных задач.

А мы часто находимся в иллюзии по поводу того, что готовность к школе – это какая-то информационная «нашпигованность». Ни фига подобного! Это именно зрелость мозга! Зрелость его важнейших механизмов.

И эта зрелость – важнейший ресурс ребёнка.

Она обеспечит ему и лёгкое усвоение учебного материала, и умение работать с этим материалом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: