КАК И ЧЕМ
ЗАНИМАТЬСЯ
С РЕБЁНКОМ ДОМА
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА
РОДИТЕЛЯМ, ЖЕЛАЮЩИМ ПОМОЧЬ
СВОЕМУ РЕБЁНКУ В РАЗВИТИИ
(часть 3)
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ И МЫШЛЕНИЯ
Составила
педагог-психолог
(нейропсихолог)
Обыденнова
Валентина
Маликовна
Предположим, что ваш ребёнок совершенно полноценно проживает свой дошкольный возраст. Вы осознанно создаёте условия для его сенсомоторного развития. И у многих может возникнуть резонный вопрос:
«А когда же и с чего начинать собственно интеллектуальное развитие? И что для этого надо делать? Можем ли мы вносить какую-то лепту в этот процесс или всё происходит само собой?»
Это очень важный вопрос. И хорошо, если мама задастся этим вопросом?
Конечно, интеллектуальное развитие идёт уже в раннем возрасте, на фоне разворачивания основной линии (сенсомоторики).
Давайте обозначим основные линии
интеллектуального (познавательного) развития:
§ ознакомление с окружающим миром;
|
|
§ формирование элементарных математических представлений;
§ развитие речи;
§ развитие познавательных процессов
(мышления, памяти, внимания).
Очень важно обращать внимание ребёнка на то, что есть вокруг него. У взрослых иногда существует иллюзия, что если что-то находится в поле зрения ребёнка, то он это обязательно видит. И, что этого уже достаточно, для того, чтобы у ребёнка сложилось представление об окружающем. Нет!
Вообще мимо...
Чтобы ребёнок обратил на что-то внимание, ему это «что-то» должно стать интересно! Иногда, даже достаточно интереса взрослого, который может «вкусно» преподнести ребёнку какой-то комментарий по поводу увиденного и ребёнок тоже заинтересовывается этим. Это может быть всё, что угодно: от явлений природы до социальных явлений.
§ «Смотри, какой красивый сегодня закат! Ух ты, вот это да! Как красиво садится солнышко!» -может сказать мама, и ребёнок увидит это. Ведь мама – это значимый человек и она так эмоционально сказала о чём-то!
§ «Ой, смотри скорее, как птички клюют семечки в кормушке! Кто-то такой молодец положил туда семечки!»
Обращая внимание ребёнка на явления окружающего мира, мы пытаемся сформировать у него так называемые обобщающие понятия или обобщающие группы.
В раннем возрасте–это всё то, что непосредственно окружает ребёнка – посуда, одежда, игрушки, птицы, животные. После 3х лет добавляем транспорт, обращая внимание на то, что он бывает водным, воздушным и наземным. Иллюстрируем всё сказанное картинками или находим иллюстрации в самой жизни. Закрепляя обобщающее понятие «Животные» говорим о том, что они бывают домашними и дикими. То же и с птицами. Рассматривая иллюстрации птиц, обращаем внимание на то, что курицы, индюки, гуси – это домашние птицы. А те, что мы видим во дворе – голуби, воробьи, синицы – дикие птицы.
|
|
Так постепенно у ребёнка складывается система представлений об окружающей действительности, формируется картина мира.
Каждое осознанное ребёнком явление, обозначается каким-то словом. И потому, расширение представлений о мире неразрывно связано с расширением словарного запаса ребёнка.
Поначалу этот запас может быть пассивным, то есть ребёнок не использует его в активной речи. Но постепенно слова из пассивного словаря переходят в активный, и ребёнок начинает пользоваться ими.
С 3х лет можно вводить такие обобщающие понятия, как обувь, мебель, одежда, головные уборы. Ведь это всё то, с чем сталкивается ребёнок в своей повседневной жизни.
Н аполняя этот банк данных, мы готовим ребёнка к совершению мыслительных операций с этими данными, например, таких, как классификация, нахождение аналогий, сравнение, анализ, синтез.
Скажу банальность: «Любая мать хочет, чтобы её ребёнок
легко учился школе!» Это аксиома.
Но ставя такую цель, родители выбирают для её достижения
очень разные стратегии.
Одни думают, что в последний год отдадут ребёнка в
воскресную школу и там учителя всё «поставят на своё
место». Вторые считают, что достаточно заниматься с
репетитором, который «подтянет» ребёнку логику, натаскает
его на тесты и всё будет «о кей!»
Но подумайте сами, дорогие мои, ведь должен созреть мозг ребёнка, все его структуры, отвечающие за то, чтобы ребёнок мог легко ориентироваться в информации, мог её обрабатывать, имел собственное отношение к информации, мог её вариативно использовать для решения учебных и жизненных задач.
А мы часто находимся в иллюзии по поводу того, что готовность к школе – это какая-то информационная «нашпигованность». Ни фига подобного! Это именно зрелость мозга! Зрелость его важнейших механизмов.
И эта зрелость – важнейший ресурс ребёнка.
Она обеспечит ему и лёгкое усвоение учебного материала, и умение работать с этим материалом.