А теперь поговорим о мышлении

Конечно, мышление – это ключевой когнитивный механизм. И не ошибусь, если скажу, что всем родителям хочется, чтобы именно этот механизм был хорошо развит у их детей. Хотите проникнуть в эту «кухню» и, хотя бы примерно, понимать логику развития мышления. Мышление – это такой монолит! Непонятно с какого бока к нему подступиться. Давайте выстроим некую цепочку, понятную для нас. Итак, для начала разобьём мышление-монолит на мыслительные операции и поймём, что каждая мыслительная операция может быть развита, сформирована, натренирована – называйте, как хотите!

Мыслительные операции:

² обобщение,

² классификация,

² нахождение смысловой пары,

² установление характера связи в смысловой паре,

² нахождение аналогии к заданной смысловой паре,

² сравнение (по различию, по сходству).

² установление причинно-следственных связей и т.д.

Для начала достаточно и этого!

o Как сформировать умение обобщать?

Формируя обобщение, мы учим ребёнка обобщать единым понятием группу явлений, предметов или объектов. Например, играем в игру 

«Назови одним словом»

 

§ помидор, огурец, лук, картошка – это овощи и т.д.

§ дождь, снег, град – это осадки;

§ улей, скворечник, коровник, гнездо, дом – это жилища, дома;

§ автобус, такси, трамвай – это транспорт.

Важно обговаривать с ребёнком тот существенный признак, который даёт нам основание называть эти разные слова единым понятием:

 

ü в случае с осадками – это то, что выпадает с неба на землю;

ü а в случае с жилищами – это все те приспособления, в которых кто-то может жить.

ü в случае с овощами – это плоды, которые растут на грядке (или в земле, или на земле).

Поэтому, наблюдая что-то в жизни, закрепляя эти понятия через книги и настольно-печатные игры, не забываем…

…называть группу однородных объектов, обобщающим словом на основе выделения того существенного признака, который все их объединяет.

Домание животные – те, кого кормит человек.

Игрушки – то, чем играют.     

Обувь – то, что надевают на ноги.

 

²

 

К огда ребёнок научился называть обобщающим словом различные объекты, предметы, явления, мы можем закрепить его умение выявлять существенный признак такой группы слов. Мы с детьми называем эту группу слов командой.

 

o Как закрепить умение выделять существенный признак любой команды? (любой однородной группы)

 

И для этого можно поиграть в словесную игру

«Продолжи предложение».

Взрослый говорит:

ü «Насекомые - это те, у кого...»

Ребёнок  дополняет – «У кого 6 лапок».

ü «Дикие животные - это те, которые...»

Ребёнок  дополняет – «Которые сами себе находят пищу».

ü «Транспорт – это то, что...» 

Ребёнок дополняет – «То, что перевозит людей или грузы».

Именно дополняя такие предложения, ребёнок называет существенный признак данной группы слов, систематизируя тем самым свой понятийный аппарат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: