Конечно, мышление – это ключевой когнитивный механизм. И не ошибусь, если скажу, что всем родителям хочется, чтобы именно этот механизм был хорошо развит у их детей. Хотите проникнуть в эту «кухню» и, хотя бы примерно, понимать логику развития мышления. Мышление – это такой монолит! Непонятно с какого бока к нему подступиться. Давайте выстроим некую цепочку, понятную для нас. Итак, для начала разобьём мышление-монолит на мыслительные операции и поймём, что каждая мыслительная операция может быть развита, сформирована, натренирована – называйте, как хотите!
Мыслительные операции:
² обобщение,
² классификация,
² нахождение смысловой пары,
² установление характера связи в смысловой паре,
² нахождение аналогии к заданной смысловой паре,
² сравнение (по различию, по сходству).
² установление причинно-следственных связей и т.д.
Для начала достаточно и этого!
o Как сформировать умение обобщать?
Формируя обобщение, мы учим ребёнка обобщать единым понятием группу явлений, предметов или объектов. Например, играем в игру
|
|
«Назови одним словом»
§ помидор, огурец, лук, картошка – это овощи и т.д.
§ дождь, снег, град – это осадки;
§ улей, скворечник, коровник, гнездо, дом – это жилища, дома;
§ автобус, такси, трамвай – это транспорт.
Важно обговаривать с ребёнком тот существенный признак, который даёт нам основание называть эти разные слова единым понятием:
ü в случае с осадками – это то, что выпадает с неба на землю;
ü а в случае с жилищами – это все те приспособления, в которых кто-то может жить.
ü в случае с овощами – это плоды, которые растут на грядке (или в земле, или на земле).
Поэтому, наблюдая что-то в жизни, закрепляя эти понятия через книги и настольно-печатные игры, не забываем…
…называть группу однородных объектов, обобщающим словом на основе выделения того существенного признака, который все их объединяет.
Домание животные – те, кого кормит человек.
Игрушки – то, чем играют.
Обувь – то, что надевают на ноги.
²
К огда ребёнок научился называть обобщающим словом различные объекты, предметы, явления, мы можем закрепить его умение выявлять существенный признак такой группы слов. Мы с детьми называем эту группу слов командой.
o Как закрепить умение выделять существенный признак любой команды? (любой однородной группы)
И для этого можно поиграть в словесную игру
«Продолжи предложение».
Взрослый говорит:
ü «Насекомые - это те, у кого...»
Ребёнок дополняет – «У кого 6 лапок».
ü «Дикие животные - это те, которые...»
Ребёнок дополняет – «Которые сами себе находят пищу».
|
|
ü «Транспорт – это то, что...»
Ребёнок дополняет – «То, что перевозит людей или грузы».
Именно дополняя такие предложения, ребёнок называет существенный признак данной группы слов, систематизируя тем самым свой понятийный аппарат.