Выше рассматривались источники плюрализма. Однако плюрализм не есть что-то единое, существует ряд весьма различных явлений плюрализма. Их мы и попытаемся классифицировать при помощи нескольких перекрещивающихся друг с другом классификаций.
180
Коллективные и индивидуальные явления
Прежде всего под плюрализмом понимают его форму, то есть использование какой-то особой группой права, отличного от установленного государством. При этом безразлично, идет ли речь об организованной (например, муниципалитет) или неорганизованной и соответственно непостоянной группе (как, например, очередь, которая спонтанно руководствуется принципом «первый во времени приобретает лучшее право» — «prior tomporc, potior
jure»).
Плюрализм может также корениться в индивидуальном сознании: человек чувствует свою одновременную принадлежность к двум правопорядкам. Так будет, например, с тем, кто в сфере брачных отношений признает как католик требования канонического права, а как гражданин — права гражданского.
|
|
Конкурирующие и возвратные явления
Теоретики плюрализма выдвигают на первый план конкурирующие явления. Действующему праву государственного происхождения они противопоставляют другие одновременно существующие нормы. Однако существенны и ситуации, когда отмененная норма фактически не перестает действовать, сохраняясь в коллективных установках или индивидуальном сознании. Другими словами, не будем смешивать формально-догматическую отмену нормы с ее социологической отменой. Отмененный формально закон фактически может действовать еще достаточно долго.
С такого рода возвратным плюрализмом можно встретиться и в наше время. В Беарне, например, и в некоторых других местах принцип равенства наследников, введенный Кодексом Наполеона, еще долго встречал сопротивление старых обычаев. Иной пример: иммигранты во втором или третьем поколениях продолжают соблюдать (в сфере семейных отношений) нормы права своих предков, которые де-юре к ним применены быть не могут.
Четкие и неотчетливые явления
Плюрализм может быть четким и категоричным, и происходит это тогда, когда правопорядок, существующий рядом с государственным, имеет, как и этот последний,
181
строгие контуры и характеризуется такими чертами, которые не оставляют сомнения, что перед нами право. После того как революция 1789 года отменила феодальные платежи и другие феодальные повинности, еще немалое время, особенно па востоке страны, их выплаты продолжались. Обе правовые системы, сменившие одна другую, — феодальная и революционная — не оставляли сомнения в том, что это право и этот возвратный плюрализм выступал как четкий, категорический плюрализм37. Но вот другой пример. Во время немецкой оккупации в начале 40-х годов XX века государственное законодательство фиксировало цены. Однако те, кто, игнорируя это законодательство, продавал и покупал на черном рынке, сознательно устанавливали правопорядок экономической свободы и считали этот правопорядок первичным и более высоким, чем существовавшая регламентация. Но полагая так, они вряд ли могли ссылаться па какие-то точные нормы. Это был неотчетливый плюрализм. Вот другой пример, который часто приводят в немецкой литературе. В начале нашего века было множество случаев, когда хозяева увольняли рабочих за неявку на работу Первого мая. Однако суды низших инстанций нередко считали такую неявку оправданной (и увольнение соответственно незаконным) на том основании, что коллективное убеждение в том, что Первое мая является праздником, превратилось в профессиональный обычай. Поступать так значило признать неотчетливый плюрализм и сделать отсюда выводы применительно к праву, установленному государством. Но рейхсгерихт в 1926 году осудил эту судебную практику. Судебная инстанция, наделенная диспетчерскими функциями, вряд ли может стать на плюралистические позиции.
|
|
5. ВОЗРАЖЕНИЯ ПРОТИВ ПЛЮРАЛИЗМА Бесспорно, что концепцию плюрализма стимулировала ее критическая направленность против чрезмерно унитарной концепции права. Но опросим себя, не является ли спорной, из-за двусмысленности некоторых положений, и данная концепция? Можно сформулировать такую дилемму. Если явления, которые изображаются как образующие особую правовую систему, учитываются глобальной национальной правовой системой, то есть связаны с ней и каким-то образом интегрированы в нее, то тем самым на уровне этой глобальной, объединяющей всё системы вос-
182
станавливается единство права. Если же явления, претендующие на то, чтобы быть особым правом, не интегрированы в эту глобальную систему, то они остаются в неразвитом, «диком» состоянии, не могут быть квалифицированы как подлинное право и есть не более чем «подправо». Собственно правовое и инфраправовое не могут быть соединены воедино, поскольку у них различная природа.
В отношении некоторых явлений, на которые ссылается юридический плюрализм, интеграция в глобальную правовую систему очевидна. Так, например, нормы, устанавливаемые положениями о предприятии (или цехе предприятия), связаны с правовой системой при помощи статьи 1134 Гражданского кодекса, гласящей, что законно заключенные соглашения занимают место закона для тех, кто их заключил. В Швейцарии собственник или владелец дома может устанавливать правила внутреннего распорядка потому, что швейцарский Гражданский кодекс знает институт домашней власти. Во Франции канонический закон может конкурировать со светским правом (в той мере, в какой он не противоречит последнему) лишь потому, что в национальном праве имеется норма о невмешательстве, вытекающая из принципа отделения церкви от государства (статья 1 Закона от 9 декабря 1905 года38).
Однако можно привести и примеры иного рода, когда обнаружить признаки интеграции невозможно. Так, право, действовавшее до 1945 года, предусматривало, что полученный продукт делится пополам между собственником и арендатором. Статут 1945 года ввел императивное правило, по которому арендодатель получал лишь треть продукции. И тем пе менее во многих местностях раздел производился по-прежнему. Во Франции имеется много мусульман-эмигрантов, и в их среде практикуются такие формы развода, которые противоречат нашим представлениям, вытекающим из международного публичного порядка. Очевидно, что наша национальная правовая система не включает в себя подобные нормативные факты. Если она не осуждает их, то именно потому, что она их игнорирует. Как же квалифицировать эту ситуацию? В подобных случаях нормы, которыми руководствуются участвующие лица, не являются юридическими, даже если они представляются этим лицам таковыми. Они не являются юридическими с позиции формально-догматической юриспруденции и тем более не являются таковыми с позиции социологии права. Ибо какой бы социологический критерий
|
|
183
определения правового мы пи взяли, будь то организованное принуждение или возможность решения дела третьим лицом, такого рода критерий тут отсутствует. Самое большое, что можно здесь увидеть, — это расплывчатые, зачаточные формы: психологическое давление окружающих, семейные консультации. Здесь нет ситуации «право против права»; речь идет о соотношении «подправо» против права. И хотя инфраюридические явления похожи та юридические, они отличны от них по существу. Не подошли ли мы здесь к плюралистической иллюзии? Плюрализму казалось, что он отражает борьбу двух правовых систем. Но то, что он получил в результате и показал нам, — это столкновение правовой системы с тенью другой.