Мы сможем обнаружить подлинный плюрализм лишь в более глубоких слоях действительности и при условии, что будем противопоставлять друг другу не сами нормы, а различные виды их применения.
Эта установка отсылает исследователя от нормы права к решению. Если судья творит право, то разнообразие судей в рамках правовой системы способно породить явления юридического плюрализма. Юрист-догматик может возразить, что нет такой страны, где механизм рассмотрения конфликтов не был бы организован так, чтобы избежать риска плюрализма и обеспечить единство судебной практики. Однако обращение в суд используется не всегда, органы, разбирающие конфликты, действуют не единообразно, короче говоря, особые формы рассмотрения споров, если они даже аномальны, представляют собой реальность, с которой социолог должен считаться. К этому следует добавить судебный плюрализм. Это результат того, что на юридико-техническом языке называют «суверенным правом судейской оценки существа дела». В зависимости от того, как используется это право, можно практически создавать весьма различные права. За сходные оскорбления присуждаются разные компенсации. Семейный интерес, который может служить основанием для изменения режима семейного имущества, понимается в Париже уже, чем в Бордо. Возможность (впрочем, небольшая) получить отказ в иске о расторжении брака более чем удваивается, если из Иль-де-Франса перебраться в Пуату. Разумеется,
184
когда эти судейские разночтения — будь они результатом толкования или оценки — порождены лишь настроением или вообще индивидуальными качествами судьи, то, пожалуй, нот оснований делать их предметом социологического анализа. (Хотя социология права должна изучать, по нашему мнению, и произвол.) Однако достаточно часто особенности судебных решений бывают обусловлены объективными условиями данной социальной среды — историческими или географическими, экономическими или культурными, причем такими, которые данная судебная инстанция не может не принять во внимание и судить о которых она компетента. Если даже судьи происходят не из этой социальной среды, тем не менее есть все основания предполагать, что они испытывают воздействие окружения и господствующего общественного мнения. В этих обстоятельствах местный и региональный партикуляризм при реализации национальных законов становится достаточно стабильным и данная ситуация может быть охарактеризована как возникновение правовой подсистемы.
Применение законов зависит не только от самих судей, но и от тех, кто обращается в суд, и их советников. Если большинство участников договоров в определенной местности прибегают к договорной форме, неупотребляемой в других местах, то она приобретает очертания особой разновидности права. Так, в прошлом веке приверженность населения южных районов к особому режиму семейного имущества как бы разрезала в юридико-плюралистическом плане единую Францию39. После 1965 года статистика изменения режима семейного имущества выявила особую тенденцию 1эльзасцев устанавливать его полную общность, с оговоркой о переходе всего имущества пережившему супругу. От того, что население разных провинций испытывает приверженность к одним видам правового поведения и, наоборот, неприязнь к другим (к этому же ведет и разная классовая принадлежность), образуется некая мозаика права. Так, отчетливая склонность населения Бретани к раздельному жительству как форме прекращения брака привела к тому, что эта область занимает особое место на карте, показывающей уровень разводов во Франции.
Параллельно с французской концепцией юридического плюрализма, но независимо от нее, американская социология также открыла юридический плюрализм и разработала его теорию. Отправным пунктом при этом было изучение организации (точнее, частных организаций с их внутрен-
185
Ней регламентацией и органами решения конфликтов). В частности, В. Ивэну принадлежит разграничение публичной и частной правовых систем40. Соединительным мостом между французской и американской плюралистическими концепциями может служить оригинальная теория Ж. Беллея, изложенная в работе «Социальный конфликт и юридический плюрализм в социологии права» 41. Этот автор исходит из того, что ключевым в социальной жизни является не порядок, а конфликт, который и приводит к плюралистичное™. В свою очередь плюралистич-ность, выражающая социальный конфликт, выступает прежде всего как плюралистичность юрисдикции, а лишь затем как плюралистичность норм. Автор приводит ряд примеров в подтверждение своей концепции, хотя и не все они равным образом убедительны. Одни из них относятся к судебному плюрализму в рамках государственной системы (например, коммерческие и дисциплинарные суды), другие — к внегосударственным формам решения конфликтов.