Каждая паука начинается с индивидуального опыта, и исследователь прежде всего обращается к собственным восприятиям. Быть может, этот эмпирический субъективизм свойственен социологии права в большей мере, чем другим дисциплинам. Объясняется это тем, что в начале своего пути она была представлена преимущественно юристами. А юристу свойственна тенденция принимать собственный правовой опыт за социологическую реальность. Опыт же этот неизбежно ограничен. Более того — это опыт адвоката, юрисконсульта, судьи; этот опыт связан с конфликтными процедурами и поэтому деформирован.
Пожалуй, еще и сегодня тот личный опыт, который социологи права извлекают из своей юридической памяти, является существенным препятствием в становлении научной юридической социологии. И не только потому, что ко всей правовой реальности нельзя подходить с меркой, сложившейся на основе ограниченного числа процессов, с которыми юрист мог лично познакомиться. Важно и то, что наблюдения, сделанные юристом в ходе какого-то процесса, всегда отражают ту роль, которую он играл в нем. Так, например, в отношении судьи можно опасаться, что его хорошо юридически обоснованные решения впоследствии, если он надумает использовать собранные факты как социологический материал, сыграют роль неопровержимых предубеждений.
Дюркгейм понимал это и в своих «Правилах социологического метода» особенно подчеркивал: рассматривайте социальные факты как вещи. И для юридической социологии нет более фундаментального правила: она должна рассматривать право как вещь. Возможно, именно это требование более всего отличает юридическую социологию от формально-догматической юриспруденции. Право для юридической социологии — вещь, а точнее, множество вещей, явлений, которые она рассматривает извне, со стороны.
Объективность может пониматься двояким образом: как материальность (вещественность) и как беспристрастность. Оба этих требования, одно — научное, а другое — моральное, являются законом для исследователя. Впрочем, ни то, ни другое сегодня не возводят в такой абсолют, как это делал Дюркгейм2.
МАТЕРИАЛЬНОСТЬ
Требование материальности означает, что социология должна исключить из рассматриваемых ею объектов все, что имеет характер личностного (не являющегося всеобщим) или чисто внутреннего. Этим объясняется явное предпочтение, которое юридическая социология дюркгей-мовского плана отдавала норме права или формальным правовым актам. Но это предопределяло и рамки социологии такого рода. Будучи пригодной для изучения архаических обществ, где обычаи оставались неизменными, а договор мог быть заключен лишь в ритуальной форме, эта социология чувствовала себя значительно хуже в современных обществах, где закон ослаблен наличием сфер, в которых он неэффективен, а соглашения, выраженные в весьма неформальном виде, могут быть весьма действенными. Кроме того, юридическая социология выглядела бы сегодня весьма бедно, если бы не изучала решения и конкретные ситуации. А решения не так-то легко отделить от личностей судьи и сторон. В правовой же ситуации внутренняя сторона является ее неотторжимой частью.
Если мы хотим получить полное представление о праве, то должны включить в сферу исследования и субъективные факторы. Но социология должна попытаться увидеть их, абстрагируясь от их индивидуальных и психологических аспектов, увидеть, так сказать, с бытийной, объективной стороны. В этом плане требование Дюркгей-ма сохраняет силу. Как поступить, например, если наша цель состоит в изучении того, какие негативные моральные последствия вносит в жизнь бывших супругов развод? Мы отнюдь не должны изучать непосредственно их переживания; скорее, следует изучить относительную частоту самоубийств среди этой категории лиц в сравнении с другими.
Однако если такой прием покажется слишком драматическим и трудно осуществимым, то обратимся к исследованию Вильяма Гуди, который предлагает другие, более
212
213
безобидные способы. Его вопросник «Разведенная женщина» ставит целью выявить различные отрицательные последствия развода для женщины. Некоторые вопросы направлены на то, чтобы объективировать моральное переживание развода женщиной. Вот эти вопросы: «После того, как вы расстались с мужем, страдали ли вы первое время бессонницей?»; «Стали ли вы в этой связи больше курить?»; «Если потребление табака возросло, то в какой период это особенно заметно: а) когда вы приняли окончательное решение развестись, б) когда вы окончательно расстались с мужем, в) когда вы начали бракоразводную процедуру, г) когда был вынесен формальный бракоразводный акт или д) теперь?» 3.
Предположим, мы хотим узнать, находятся ли внебрачные дети в худшем положении по части воспитания? Чем оперировать весьма неопределенным понятием «хорошее» пли «плохое» воспитание, лучше обратиться к таким объективным заменяющим данным, как показатели школьной учебы, степень делипквелтности.
БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ
Требование беспристрастности обязывает социолога-юриста по происхождению пожертвовать некоторыми своими юридико-догматическими предубеждениями. Он должен перестать ссылаться в подтверждение своей правоты — что он делает часто и почти автоматически — не только на естественное, но и на действующее право. Его взгляд должен быть одинаково непредубежденным и тогда, когда он рассматривает право, и тогда, когда он изучает факт, и даже тогда, когда перед ним нарушение права. В этом плане для социолога должны быть равны и законный брак, и свободный союз, и адюльтер. Представители общей социологии разъясняют социологу — юристу по происхождению, что изучать нарушение права, избегая ценностных суждений, не значит признавать такое нарушение легитимным и нормальным. Осуждение данного поведения обществом наличествует в изучаемом объекте. Однако у наблюдателя такого осуждения априори не должно быть.
Принципиальным является требование, чтобы там, где правовые решения зависят от моральных установок и политики, что особенно характерно для публичного права и для некоторых важных сфер частного права (семья, соб-
214
ственность и др.), юридическая социология не приступала к делу, пока не освободится от ранее сложившихся (иногда неосознанных) ценностных суждений. Но в еще большей мере, чем предубеждений, которые можно назвать конкретными, она должна опасаться одного общего предубеждения. Мы имеем в виду принципиальное отношение исследователя к его правовой системе, взятой в целом. Это отношение можно выразить вопросом: должна ли эта система быть сохранена или, наоборот, реформирована? У каждого действующего права имеется партия консервативных сторонников, а также партия тех, кто выступает за изменения, причем политическая окраска этих партий в различные периоды может быть различной. Так, начиная с 1804 г. идея ниспровержения Гражданского кодекса бралась на вооружение сперва правыми, а затем — левыми. Одни исследователи не склонны поддерживать изменения и даже признавать их. Другие, а их сегодня большинство, предстают как отчаянные реформаторы. И с обеих этих сторон объективной юридической социологии грозит опасность.
В современной социологии имеются, правда, некоторые течения, которые считают, что решительная субъективность совместима с требованием истинности. Это те течения общей социологии, в которых ощущается отзвук экзистенциализма. Они могут быть легко восприняты юридической социологией. Реальное основание для этой позиции дает то направление исследований, которое имеет своим объектом не институты, а ситуации. Правовая ситуация требует, чтобы она была проверена па собственном опыте. Такой экзистенциальный опыт здесь дает значительно больше, чем наблюдение со стороны. Например, изучать со стороны рабочую семью — значит обречь себя на ее. изучение с позиций, которые в той или иной степени являются буржуазными. В результате за искомую объективность приходится расплачиваться деформацией. Значительно лучше, если исследователь окажется как бы внутри данной ситуации, а в нашем примере будет участвовать в повседневной жизни семьи со всеми ее представлениями и предрассудками. Так появляется новая техника исследований — участвующее наблюдение, когда исследователь стремится интегрировать себя в изучаемую среду, в ее образ жизни, мышления, чувств4. В конце такого исследования полученные впечатления приводятся в систему.
215
Есть еще один способ: социолог стремится сам пережить при помощи воображения ту юридическую ситуацию, которую он хочет изучить. Например, чтобы изучить рабство в Риме, он представляет себя в шкуре раба. Социолог в этих -случаях действует, как Г. Флобер, который, как известно, ощущал себя госпожой Бовари5. В общем плане можно задать вопрос: поскольку речь идет о^ субъективных предметах, то не является ли субъективный анализ способом достижения объективности?
Позитивное право располагает особым, свойственным ему способом достижения объективности с помощью субъективности, а именно способом конфронтации двух противостоящих субъективных позиций. Закон называет это процессуальным принципом состязательности — единственным путем получения судебной истины. И если право может подарить что-то социологии, то речь должна идти о его теории познания. В наиболее ясной форме, свойственной частному праву, она сводится к тому, что право не только считает истину относительной, но и исходит из того, что эта истина может быть рождена лишь в столкновении сторон, в итоге организованного спора двух противостоящих мнений. Тот факт, что спор завершается решением третьего лица, как бы он ни был значим, в данном случае не является основополагающим, ибо решение судьи будет не чем иным, как выбором одной из двух данных противостоящих позиций или их комбинацией. В этой состязательности есть что-то напоминающее диалектику. Однако первая отлична от второй: противоречия в процессе синхронны, а не диахронны, одно стремится исключить другое, а не идти к синтезу, что бывает лишь в исключительных случаях.
Юридическая социология в своей технике опросов могла бы использовать способ познания, который предлагает ей право. Единый опрос был! бы в этом случае заменен v двуединым опросом, то есть опросом и контропросом, проводимыми соответственно двумя группами исследователей. Здесь нет необходимости в решении арбитра. У научного процесса пет другого судьи, кроме мнения, а оно может без всякого ущерба для общественного спокойствия оставаться несложившимся, если ни одной из спорящих сторон не удается доказать свою правоту. При сегодняшней системе единого опроса исследователь нередко приступает к делу с такой рабочей гипотезой, которая — пусть даже неосознанным для социолога образом — влияет -на исследо-
216
вание, то есть делает его пристрастным. В таком Случае полезно иметь соперника, выдвинувшего, защищающего и стремящегося доказать обратную гипотезу. Это — разумный способ восстановить объективность.