Понятие аккультурации впервые было употреблено в 1880 году американским этнологом Пауэллом. Оно прочно вошло в словарь французских социологов. Его нельзя назвать ни элементарным, ни точным, так как по смыслу
198
оно заставляет думать о переходе от примитивного состояния к цивилизации — ad culturam. В действительности это понятие значительно шире, и под аккультурацией следует понимать любой перенос одной культуры в другую. Употребляемое иногда понятие «культурные контакты» недостаточно, ибо контакт не обязательно предполагает взаимопроникновение культур. Если же такого проникновения нет, то нет и аккультурации.
Поскольку право входит в культуру, то легко возникает идея юридической аккультурации. Она состоит в том, что одна правовая система может быть как бы привита к другой. Причины и следствия такого явления относятся к предмету социологии права.
В качестве примеров правовой аккультурации, которыми снабжает нас история, укажем на эдикт Каракаллы, распространивший статус римского гражданства на всех жителей империи, внедрение в Галлии германских обычаев, рецепцию римского права в Германии, ренессанс римского права во Франции и др. Приведем и другой, не столь известный пример: в это трудно поверить, но пошлина и таможня были арабскими саженцами на французской почве. Современное сравнительное право дало возможность наблюдать живую, протекающую на наших глазах аккультурацию. Она происходит и там, где сталкиваются две правовые культуры (как столкнулись, например, в Квебеке французское гражданское право и процессуальные формы общего права), и в тех странах Востока, которые в стремлении к вестернизации рецегшруют зарубежное законодательство (пример — Турция во времена Ататюрка, рецегги-ровавшая целиком швейцарские кодексы), и, наконец, — что особенно существенно — почти повсюду в мире в бывших колониях, где ранее экономическая и политическая колонизация сопровождалась в той или иной мере и законодательной, а деколонизация не всегда приводила к отказу от аккультурации права.
|
|
В отличие от аккультурации, которая может ограничиться каким-то одним институтом или даже нормой, рецепция — это глобальное явление. При рецепции в данное общество интегрируется зарубежная правовая система в целом. Во всяком случае, в принципе это так. Рецепция — один из вариантов аккультурации, но вариант, получивший определенную самостоятельность. Само название «рецепция» идет от конкретного исторического примера, а именно рецепции римского права в Германии в XIV—
199
XV вв. Этому историческому событию Давались самые различные объяснения. Одни связывали рецепцию с сугубо политическими причинами (германский император был заинтересован в том, чтобы иметь возможность ссылаться па тексты, подтверждавшие всевластие римского императора). По мнению других, следует обратиться к экономическим факторам; согласно марксистской точке зрения, поднимавшаяся городская буржуазия видела в римском праве, институтах частной собственности и договорной свободы юридический инструментарий, способствующий развитию торгового капитализма. С веберовских позиций, причины рецепции — в появлении нового класса юристов, сформировавшихся в итальянских университетах и испытывавших интеллектуальную потребность в рациональности и порядке. О рецепции имеется большая юридическая литература53.
|
|
ПРАВОВАЯ АККУЛЬТУРАЦИЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ).
ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ ФАКТОРЫ
Правовая аккультурация обнаруживается при таком психологическом климате, который характеризуется коммуникабельностью. Такой климат имеется далеко не всегда, более того, чаще он отсутствует, и тогда мы встречаемся с обществом, закрытым по отношению к другим правовым системам. Эта закрытость — один из аспектов национализма как тотального явления. В дополнение к общим причинам, порождающим национализм, правовой национализм имеет еще один особый, обусловливающий его фактор. Даже собственное право в определенной мере ощущается членами общества как довлеющая над ними враждебная сила. Но тем не менее оно воспринимается как свое право. «Англичанин лжет, — писал Киплинг, — но он лжет так же, как и я». Возможно, что французское право — это лес, полный ловушек, но французы — обитатели этого леса. И они предпочитают, чтобы их судьями были те, кто с рождения свыкся с этим правом.
Однако существует и диаметрально противоположный подход: общество открыто для иностранного влияния, в том числе правового. Недаром издавна существует распространенный миф о чужеземных законодателях, выброшенных волнами на берег для того, чтобы они дали законы местным обитателям. Можно вспомнить легенду о греке Гермодоре, который помогал децемвирам при подготовке Двенадцати таблиц, или же существовавший в средние
200
века в Лукке и Генуе обычай приглашать в качестве судей иностранцев. Такого рода открытый климат способствует правовой аккультурации, которая при этом может проходить как организованным, так и спонтанным путем. Ее движущими силами могут быть как публичная власть, так и частные силы.
Правовая аккультурация, проводимая публичной властью. Такая аккультурация может принимать различные масштабы. В исторических примерах, приведенных нами выше (Каракалла, Ататюрк), имелась в виду глобальная аккультурация. В наших обществах более часто встречается аккультурация в малых дозах, когда после оценки его достоинств и недостатков воспринимается какой-то элемент иностранного законодательства. Так, наше право переняло в 1865 году у Англии чек, в 1925 году у Германии общество с ограниченной ответственностью, а в 1965 году некоторые формы общего имущества супругов.
В социологическом плане наиболее значима глобальная аккультурация, поскольку лишь в этом случае происходит настоящая культурная мутация. Частичная аккультурация, если подходить к ней с позиции структуралистской концепции права, должна быть априори логически отвергнута, ибо нарушение внутреннего равновесия системы грозит ее развалом. Тем не менее факты свидетельствуют об успешных частичных модификациях путем аккультурации. Можно лишь отметить, что когда модификации затрагивают важный институт и особенно личные права субъектов права (например, моногамия приходит на место полигамии, как это происходит в африканских странах), то в этих случаях в результате встречной реакции конечная реальная значимость этих модификаций окажется намного меньше, чем это представлялось вначале.
|
|
Среди тех способов, которые может использовать в целях аккультурации публичная власть, наиболее подходящим является закон. Благодаря торжественной форме и почти сценическому эффекту он может наилучшим образом способствовать успеху операции. Именно так Закон 30 вентоза XII года (21 марта 1804 года), вводивший в действие Гражданский кодекс, торжественно провозгласил (статья 7) одновременную отмену всех территориальных разновидностей старого права (в том числе римского права на юге страны), сверпгав тем самым гигантскую операцию правовой аккультурации.
Однако правовая аккультурация может быть осуществ-
201
лена с помощью не только закона, но и судебной деятельности. Когда Алжир был еще французским, то судьи, которые направлялись туда из метрополии и должны были применять мусульманское право, своим толкованием сблизили некоторые институты этого права с категориями французского Гражданского кодекса. Возможно, что, подвергая мусульманское право этой операции, судьи были подвержены националистическим рефлексам, но, скорее всего, они искали разумных, по их мнению, решений путем сравнения двух правовых систем. Сегодня правовая аккультурация связана обычно с практической потребностью в совершенствовании законодательства. Редкими стали такие такие ее мотивы, которые можно было бы квалифицировать как иррациональные, или, во всяком случае, такие, как садизм завоевателя (вспомним время немецкой оккупации) или религиозная экзальтация (распространение ислама и как следствие этого мусульманского права). Правовая аккультурация как результат частной деятельности. Эффективным средством правовой аккультурации может быть договор. Для этого достаточно разрешительных норм. Именно договорным путем в Квебеке раздельный режим имущества супругов вытеснил режим общности. В результате частной деятельности после 1960 года во французское торговое право проникли лизинг, голубая карточка и ряд других новшеств англосаксонского происхождения.
|
|
При этом далеко не всегда частная деятельность сознательно стремится к аккультурации, которая может оказаться результатом условий, благоприятствующих проникновению иностранных институтов. Существенна и роль научных влияний, подобных тому, которое в средние века оказали итальянские университеты, бывшие у истоков рецепции римского права. Из более близких к нам ситуаций можно вспомнить, например, о влиянии французской науки на румынских юристов, а германской — на греческих. Правовая аккультурация часто шла по доктриналь-ным каналам. И в значительно меньшей мере по каналам, лежащим в обыденной среде. Это важный факт. «Народное право» (инфраюридические структуры) не так легко приобретает интернациональные черты, как собственно право. Нечто вроде обмена обычаями происходит между народами (причем независимо от специалистов в области права). Однако можно полагать, что совпадение обычаев бывает и следствием того, что все народы спонтанно реаги-
202
руют сходным образом на определенные сходные ситуации. То, что кажется нам заимствованным англицизмом, может оказаться лишь его приложением к уже сложившейся практике. Правда, это помогает осознать ее.