Для принятия правильных коммерческих решений необходимо иметь информацию о конкурентах-поставщиках товаров и о конкурентах торговых фирм-покупателей товара.
а) Изучение конкурентов-поставщиков товара. При изучении всех потенциальных поставщиков (продавцов) товара целесообразно обратить внимание на:
- позицию поставщика на рынке (объём и структура предлагаемых товаров,
имидж фирмы, ее доля в объеме продаж данных товаров на рынке);
- характеристику предлагаемых товаров (технические параметры, цена,
качество, конкурентоспособность, имидж товарной марки, привлекательные черты,
новизна товара и упаковки, ассортиментная политика, степень обновления
ассортимента);
- виды и характер услуг, предлагаемых поставщиками-конкурентами;
- практика рекламной деятельности и виды стимулирования продаж;
-практика товародвижения (вид и условия транспортирования, размеры
партий);
- уровень издержек, прибыли, тенденции их развития;
- финансовое положение предприятий-конкурентов, их платежеспособность;
|
|
-коммерческие условия договоров поставки, предлагаемые конкурентами
(цены и порядок расчетов, сроки и партии поставок, транспортные условия);
-надежность и гарантии при выполнении договорных обязательств.
Эта информация позволяет сделать поставщику правильный выбор при закупке товаров. Чем больше изготовителей одного и того же товара, тем больше конкуренция между ними, тем в более выгодном положении находится покупатель товара.
Изучение торговых фирм-конкурентов. Для успешной КД должны быть изучены предприятия- покупатели товара, с которыми придется конкурировать торговой фирме. Следует знать, какие методы продажи применяют конкуренты,
объемы продаж, формы стимулирования сбыта, цены, услуги, сервисное
обслуживание, конкурентоспособность, финансовая устойчивость,
платежеспособность, экономические и финансовые показатели, характер рекламной работы, имидж.
При этом следует выделить сильные и слабые стороны конкурентов и объективно оценить позицию своей фирмы на рынке для разработки стратегии в конкурентной борьбе.
ИНФОРМАЦИЯ О ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ ТОРГОВОЙ ФИРМЫ
и их оценка позволяют обеспечить баланс требований рынка с возможностями самого торгового предприятия, выработать программу его развития и поведения на рынке, а также подвести основу под принимаемые коммерческие решения.
Оценка возможностей торговой фирмы предполагает изучение и анализ следующей информации:
- финансово-экономическое положение фирмы;
- анализ торгового ассортимента;
- стратегия предприятия на рынке и на отдельных его сегментах;
|
|
- материально-техническая база торгового предприятия;
- научно-технический потенциал торговой фирмы;
- кадровый состав, его образование.
Целью изучения и анализа информации по данным направлениям является определение конкурентных возможностей торговой фирмы, выявление сильных и слабых сторон, поиск путей улучшения коммерческой деятельности.
Оценивают также расходы и доходы по отдельным статьям. К ним относятся:
-транспортные расходы,
-оплата труда, аренда зданий, сооружений, инвентаря;
-реклама,
-хранение, подсортировка, потери товара.
Учитывается информация о поступлении средств: чистая прибыль, амортизационные отчисления, доходы от реализации товаров, непланируемые доходы и т.д. Особое место в оценке финансово-экономического положения предприятия занимает характеристика его финансовой деятельности, в частности зависимость от источников финансирования. А также учитывается объем собственных средств в сумме задолженности. Эта информация группируется по годам и используется для прогнозов и планов развития предприятия. При анализе торгового ассортимента оцениваются показатели сбыта, валовой и чистой прибыли с целью выявить «участие» каждой позиции ассортимента в получении и увеличении роста прибылей и эффективности деятельности.
Информация, полученная при изучении потенциальных возможностей фирмы, необходима для разработки коммерческой стратегии фирмы, определении ассортиментной политики, выбора форм и методов сбыта товаров, расширения сервисного обслуживания, формирования положительного имиджа.
КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА
Коммерческая тайна - явление, присущее только рыночной экономике. Не случайно один из первых декретов В. И. Ленина был декрет об отмене коммерческой тайны. В условиях конкурентной борьбы коммерческая тайна - эффективное средство повышения конкурентоспособности продукции и услуг. Следовательно - коммерческая тайна возникает тогда, когда она представляет интерес для конкурентов. В отличие от государственной, коммерческая тайна не определена конкретным перечнем, т. к. она всегда разная применительно к разным предприятиям или фирмам.
Коммерческая тайна - преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах производственной, хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности предприятия, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможными угрозами их экономической безопасности.
Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну:
-учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителя) и
устав;
-документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии)
-документы о платежеспособности;
-информация о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда,
а также о наличие свободных рабочих мест
-справки об уплате налогов, обязательных платежей
-данные о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного
законодательства, несоблюдение безопасных условий труда,
-сведения, необходимые для проверки правильности начислений и уплаты налогов;
Методика отнесения сведений к коммерческой тайне в нашей стране ещё окончательно не разработана, поэтому опираются на опыт зарубежных стран.
Деловая информация:
Финансовые сведения, данные о цене, стоимости, деловые планы, списки клиентов,продавцов. Информация о маркетинге, предложения, организационные схемы, характеристики сотрудников...
Техническая информация:
Научные проекты, конструкторские разработки, заявки на патенты, дизайн, программноеобеспечение...
|
|
Защиты от утечки и хищения требуют:
-Методы и способы управления маркетингом предприятия;
-Методы управления финансами предприятия;
-Сведения о финансовой деятельности предприятия
- Новые технологии, составляющие НОУ-ХАУ:
-Прогноз доходов и расходов, прибыли;
-Сведения о дебиторах и кредиторах;
-Информация о сбыте, сведения о конкуренции на рынке;
-Рационализаторское предложение, изобретение, находящееся на стадии разработки;
-Поставщики товаров (сырья), закупочные цены, места закупки;
-Договоры с поставщиками и покупателями.
Для обеспечения защиты коммерческой тайны должны соблюдаться следующие правила:
1. Необходим строгий контроль за допуском персонала к секретным документам;
2. Для контроля за секретным делопроизводством должны быть назначены ответственные лица, которых следует наделить соответствующими полномочиями;
3. Руководителем предприятия должна быть утверждена инструкция по работе с секретными документами, с которой следует ознакомить соответствующих сотрудников;
4. Необходим контроль за соблюдением служащими письменных обязательств о сохранении коммерческой тайны предприятия;
5. Желательно введение системы материального и морального стимулирования сотрудников, имеющих доступ к секретной информации;
6. Руководитель предприятия должен осуществлять личный контроль за службами внутренней безопасности и секретного делопроизводства.
Способы защиты информации, составляющей коммерческую тайну предприятия:
-Подготовку документов, содержащих важные сведения, поручить наиболее проверенным работникам;
-Количество экземпляров документа должно быть строго ограничено;
-Число копий секретных документов должно строго учитываться, а копировальные машины снабжаться счетчиком копий и ключом, запускающим машину в действие;
-Использованная копировальная бумага и красящая лента должны уничтожаться под контролем ответственных лиц;
-Должен быть выбран надежный способ пересылки секретной информации.
|
|
Для охраны информации от прямого хищения или уничтожения применяются меры:
а)физической защиты (замки на дверях, решетки на окнах);
б)административные меры (пропускной режим, режим секретности,
служба безопасности);
в)новые средства защиты (электромеханические, акустические,
радиотехнические).