Конъюнктура рынка - это сложившаяся на данный момент ситуация на рынке товаров и услуг.
Конъюнктура рынка представляет собой совокупность условий, факторов, под влиянием которых складывается определенное соотношение между спросом и предложением. Знать эти факторы и учитывать степень их влияния - важная задача коммерческих служб.
Изучая конъюнктуру рынка, следует собрать информацию о покупательском спросе, провести анализ товарного предложения и установить зависимость между спросом и предложением.
1. Информация о спросе населения это сведения, которые характеризуют объем, структуру и закономерности развития спроса, а также особенности его формирования и развития, и причины изменения. Спрос имеет количественное и качественное измерение. Его общий объем определяется платежеспособностью населения и уровнем цен. Общий объем покупательского спроса принято называть емкостью рынка. Покупательский спрос весьма динамичен, т.к. он формируется под влиянием множества факторов.
|
|
Цикл спроса можно разделить на несколько периодов:
а). Период зарождения спроса. В этот момент фирме важно захватить лидерство на рынке, усиленно рекламировать товар, разъяснять покупателям его преимущества, формировать спрос.
б). Период, когда спрос опережает предложение. В этот период фирма может получить максимальные прибыли, т.к. недостаток товара на рынке определяет повышение его цены.
в). Замедление роста спроса. Рынок насыщается данным товаром, предложение опережает спрос. Необходимо позаботиться о методах активизации торговли, стимулирования сбыта, расширения зоны обслуживания и сфер применения.
г). Период зрелости спроса. Предложение значительно превышает спрос. Торговая фирма в этот момент вынуждена нести дополнительные расходы на рекламу и продажу товаров.
д). Период затухания спроса. Накапливаются товарные запасы и может возникнуть необходимость их уценки.
Периоды спроса непосредственно связаны с жизненным циклом товаров.
Главной задачей коммерческих служб при изучении спроса является определение продолжительности спроса от момента его зарождения до начала насыщения рынка, предугадать смену фаз цикла спроса и выстраивать свою стратегию относительно данного товара в зависимости от конъюнктуры рынка.
-природно-географические - климат, рельеф, сезонность спроса и
предложения.
2. Анализ товарного предложения. Товарное предложение - это количество товара, которое производитель способен предложить к продаже на рынок в определенный период. Коммерческая служба должна иметь данные о возможных объемах и структуре товарного предложения, степени обновления ассортимента, информацию о новинках, сведения, характеризующие товар, уровень цен па товары, условия поставок. Информация о товарном предложении определяет формирование товарных запасов торгового предприятия, его ассортимент.
|
|
3. Соотношение спроса и предложения. Предложение формируется под воздействием и с учетом спроса населения, а спрос формируется и реализуется благодаря предложению. Таким образом, спрос и предложение две взаимообусловленные категории (нельзя купить то, что не произведено, и бесцельно производить то, что не найдет признания у покупателей). Несоответствие между спросом и предложением вызывает нарушение нормальных условий реализации. Беспрепятственная реализация при полном удовлетворении спроса будет достигнута только в том случае, если предложение, как по объему, так и по ассортименту будет больше спроса на величину товарного запаса, необходимого для бесперебойного снабжения магазинов.
Своевременная информация необходима коммерческим службам для экономического обоснования заказов па поставку товаров. Сведения об объеме и структуре покупательского спроса, его прогноз на перспективу учитывается при расчете потребности в товарах и регулирует, таким образом, пропорции между спросом и предложением.
АНАЛИЗ УСЛОВИЙ РЫНКА И ТЕНДЕНЦИЙ ЕГО РАЗВИТИЯ
Успех КД во многом зависит от того, насколько правильно выбран рынок или его сегмент. Для этого необходимо собрать следующую информацию:
а) месторасположение рынка, его границы, емкость, степень насыщенности товаром, объем покупательных фондов населения, динамика и структура т/о и товарных запасов;
б) анализ коммерческой практики, сложившейся на рынке. А именно: система
хозяйственных связей, порядок разработки проектов договоров поставки,
применение типовых договоров, порядок их оформления, форм расчетов,
ценообразования, системы ответственности за исполнение договорных
обязательств;
в) изучение транспортных условий - это информация о видах транспорта,
состоянии дорог, тарифах, транспортных расходах, уровне механизации
погрузочно-разгрузочных работ, правилах перевозки, приемки и сдачи груза;
г) изучение правовых вопросов - т.е. законов, регулирующих правовое
положение и коммерческую деятельность фирм, взаимоотношения хозяйствующих
субъектов на рынке, налогообложение, кредитную политику, разрешение
хозяйственных споров и др.;
д)изучение политических условий - а именно: политика государства
относительно ввоза-вывоза товаров, таможенный режим, валютное
законодательство, порядок получения экспортно-импортных лицензий и т.д.
Информация об условиях рынка позволяет правильно выбрать товар и определить сегмент для его успешной продажи.