Трудовая функция
Наименование | Планирование, учет и анализ результатов спортивной подготовки занимающихся на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) | Код | C/02.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | |||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Определение индивидуальных и групповых задач и содержания тренировочного процесса занимающихся на тренировочном этапе | ||
Подготовка проектов многолетних и текущих (годичных) планов спортивной подготовки групп тренировочного этапа (этапа спортивной специализации) в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, программой спортивной подготовки по виду спорта | |||
Разработка оперативных планов спортивной подготовки групп тренировочного этапа (этапа спортивной специализации), в том числе рабочих планов, планов тренировочных занятий, планов подготовки к спортивным соревнованиям | |||
Руководство составлением и выполнением индивидуального плана спортивной подготовки занимающихся в группах тренировочного этапа (этапа спортивной специализации) | |||
Педагогический контроль занимающихся во время тренировочных и контрольных мероприятий, тренировочных сборов, спортивных соревнований | |||
Фиксация результатов сдачи контрольных испытаний (тестов) | |||
Формирование базы результатов текущих медицинских обследований и антропометрических измерений занимающихся в группах тренировочного этапа (этапа спортивной специализации) | |||
Определение уровня физической подготовленности занимающихся, прироста специальной физической и технико-тактической подготовленности, степени освоения объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных программой спортивной подготовки по виду спорта (группе спортивных дисциплин) | |||
Оценка эффективности подготовки занимающихся в группах тренировочного этапа (этапа спортивной специализации), внесение корректив в дальнейшую подготовку занимающихся | |||
Выявление наиболее перспективных занимающихся на тренировочном этапе для их дальнейшего спортивного совершенствования | |||
Необходимые умения
| Определять задачи и содержание тренировочного процесса для достижения цели выполнения занимающимися нормативов спортивного разряда не ниже кандидата в мастера спорта, по игровым видам спорта – не ниже первого спортивного разряда | ||
Определять адекватные поставленным задачам тренировочного процесса средства и методы тренировки с учетом специфической для вида спорта (группе спортивных дисциплин) направленности развития физических качеств | |||
Вести отчетную документацию по планированию, учету и анализу результатов тренировочного процесса на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) | |||
Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи | |||
Использовать техники оценки подготовленности занимающихся, соответствующие федеральным стандартам спортивной подготовки | |||
Систематически анализировать индивидуальные результаты подготовки занимающегося на тренировочном этапе с целью окончательного определения его индивидуальной спортивной специализации | |||
Планировать содержание тренировочного процесса тренировочного этапа на основе требований федерального стандарта спортивной подготовки с учетом динамики подготовленности, показателей контроля функционального состояния, достигнутого уровня техники двигательных действий и работоспособности занимающихся | |||
Оценивать результативность спортивной подготовки на тренировочном этапе, определять резервы, эффективные средства и методы повышения результативности тренировочного процесса | |||
Подбирать средства и методы тренировки в соответствии с программой спортивной подготовки, половозрастными и индивидуальными особенностями занимающихся | |||
Варьировать продолжительность и характер отдыха между отдельными упражнениями, тренировочными занятиями и циклами занятий | |||
Определять величину нагрузки, адекватную возможностям занимающихся | |||
Использовать систему тестов для контроля и оценки уровня физической и технической подготовленности занимающихся | |||
Необходимые знания
| Теория и методика обучения виду спорта | ||
Технология спортивной тренировки в виде спорта (группе спортивных дисциплин) | |||
Педагогика и спортивная этика | |||
Биомеханика двигательной деятельности в виде спорта (группе спортивных дисциплин) | |||
Анатомия человека | |||
Физиология человека | |||
Виды, содержание и технология планирования тренировочных занятий на тренировочном этапе | |||
Спортивный мониторинг | |||
Методики контроля и оценки физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности занимающихся | |||
Методы планирования, организации и координации групповой деятельности занимающихся | |||
Современные технологии выявления и развития спортивной одаренности занимающихся | |||
Программа спортивной подготовки по виду спорта (группе спортивных дисциплин) | |||
Предельный объем тренировочной нагрузки на тренировочном этапе по виду спорта (группе спортивных дисциплин) | |||
Особенности построения процесса спортивной подготовки в виде спорта | |||
Порядок составления отчетной документации по планированию, учету и анализу результатов тренировочного процесса на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) | |||
Методы построения процесса спортивной подготовки в виде спорта | |||
Правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи | |||
Система показателей контроля и оценки результативности тренировочного процесса и соревновательной деятельности | |||
Средства и методы тренировки в виде спорта | |||
Содержание и техники контроля прироста специальной физической и технико-тактической подготовленности | |||
Содержание спортивной тренировки в виде спорта (группе спортивных дисциплин) | |||
Технологии управления развитием спортивной формы в больших циклах подготовки | |||
Требования для присвоения спортивных разрядов и званий по виду спорта (группе спортивных дисциплин) в соответствии с всероссийской спортивной классификацией | |||
Нормы обеспечения экипировкой, спортивным инвентарем и оборудованием, требования к ним при организации тренировочных занятий тренировочного этапа (этапа спортивной специализации) по виду спорта (группе спортивных дисциплин) | |||
Федеральные стандарты спортивной подготовки по виду спорта | |||
Другие характеристики | - |
Трудовая функция
|
|
Наименование | Формирование разносторонней общей и специальной физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовленности занимающихся в соответствии с программами спортивной подготовки | Код | C/03.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | |||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Согласование рабочих планов, планов тренировочных занятий, проводимых тренерами по общей физической и специальной подготовке | ||
Проведение тренировок по разносторонней физической подготовке, овладению техникой специальных подготовительных упражнений, повышению уровня развития основных физических качеств занимающихся | |||
Проведение тренировок на основе комплекса упражнений по повышению уровня специальной физической подготовленности занимающихся, развития выносливости, скоростно-силовых возможностей и специальной работоспособности | |||
Формирование на основе специальных упражнений у занимающихся системы движений, соответствующей особенностям вида спорта (группе спортивных дисциплин), обучение координационно сложным движениям, развитие технико-тактической подготовленности занимающихся | |||
Проведение теоретических занятий в форме лекций, семинаров, а также совместного просмотра и обсуждения кино- и видеоматериалов, обучающих и научно-популярных фильмов с занимающимися с целью изучения системы движений, соответствующей особенностям вида спорта | |||
Согласование плана участия занимающихся в тренировочных сборах, предусмотренных планами спортивной подготовки на тренировочном этапе спортивной подготовки по виду спорта (группе спортивных дисциплин) и тренировочного процесса | |||
Педагогический контроль занимающихся во время теоретических и тренировочных занятий, выступлений на соревнованиях | |||
Контроль безопасного выполнения занимающимися тренировочных упражнений, безопасного использования спортивной техники, оборудования и инвентаря | |||
Необходимые умения
| Обучать занимающихся ведению спортивного дневника и умению анализировать записанные данные | ||
Развивать у занимающихся необходимые двигательные умения и навыки, двигательную обучаемость, спортивно важные для вида спорта двигательные и психические качества с учетом сенситивных периодов развития физических качеств | |||
Контролировать физическое, функциональное и психическое состояние занимающихся во время проведения тренировочных занятий | |||
Использовать спортивное оборудование, инвентарь, контрольно-измерительные приборы и средства измерений, применяемые в практике спортивной подготовки, организации спортивных соревнований по виду спорта (группе спортивных дисциплин) | |||
Демонстрировать безопасные техники выполнения упражнений, предупреждать случаи травматизма во время тренировок | |||
Организовывать обсуждение с занимающимися особенностей системы техник двигательных действий, характерных для вида спорта (группы спортивных дисциплин) и представленных в кино-, видеоматериалах, научно-популярных фильмах | |||
Оценивать уровень усвоения занимающимися теоретических знаний, проводить лекции, семинары | |||
Использовать эффективные для вида спорта (группы спортивных дисциплин) методики спортивной подготовки, задействовать упражнения узкоспециализированной направленности | |||
Выявлять неисправности спортивных объектов и инвентаря | |||
Организовывать первую помощь, применять средства огнезащиты, средства индивидуальной защиты | |||
Вести отчетную документацию по проведению спортивной подготовки на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) | |||
Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи | |||
Выявлять признаки перенапряжения и переутомления занимающихся, варьировать величиной нагрузки с учетом индивидуальных функциональных возможностей занимающихся, закономерностей развития и взаимосвязи различных систем организма занимающегося | |||
Развивать специальную закрепляющую мотивацию занимающихся к занятиям видом спорта, стимулировать к спортивному самосовершенствованию | |||
Демонстрировать тактические приемы и способы рациональной техники двигательных действий, тактики вида спорта, формулировать технико-тактическую задачу с наглядным объяснением | |||
Формировать положительную самооценку занимающихся, уверенность в собственных силах | |||
Анализировать правильность и оптимальность двигательных действий и исполнения тактических приемов занимающимися | |||
Отбирать наиболее эффективные методики спортивной подготовки, соответствующие целям подготовки занимающихся на тренировочном этапе | |||
Необходимые знания | Теория и методика спортивной тренировки в виде спорта | ||
Теория и методика обучения базовым видам спорта (со спецификой вида спорта) | |||
Технология спортивной тренировки в виде спорта (группе спортивных дисциплин) | |||
Педагогика и спортивная этика | |||
Биомеханика двигательной деятельности в виде спорта (группе спортивных дисциплин) | |||
Анатомия человека | |||
Физиология человека | |||
Программа спортивной подготовки по виду спорта (группе спортивных дисциплин) | |||
Комплексы общеразвивающих упражнений, имитационных упражнений, упражнений для повышения уровня общефизической подготовки | |||
Психологические средства для снижения уровня нервно-психической напряженности во время тренировок, особенности конфликтных ситуаций в спорте, методы их профилактики и разрешения, способы формирования, поддержания и коррекции мотивации | |||
Методики обучения технике спортивных дисциплин (упражнений) в виде спорта (группе спортивных дисциплин) | |||
Факторы, определяющие общую и специальную подготовленность спортсменов в виде спорта (группе спортивных дисциплин) | |||
Гигиена физической культуры и спорта | |||
Правила техники безопасности при проведении тренировочных мероприятий по виду спорта с учетом спортивной специализации | |||
Порядок составления отчетной документации по проведению спортивной подготовки на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) | |||
Построение процесса спортивной подготовки в виде спорта (группе спортивных дисциплин) | |||
Правила вида спорта | |||
Правила использования спортивного оборудования и инвентаря, контрольно-измерительных приборов и средств измерений | |||
Правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи | |||
Приемы и методы восстановления после физических нагрузок | |||
Современные средства, методы и особенности физической, технической, тактической, психологической, теоретической, интегральной подготовки в виде спорта (группе спортивных дисциплин) на тренировочном этапе | |||
Содержание и техники комплексного контроля и учета в спортивной подготовке | |||
Содержание спортивной тренировки в виде спорта (группе спортивных дисциплин) | |||
Основы организации первой помощи | |||
Федеральные стандарты спортивной подготовки по виду спорта | |||
Другие характеристики | - |
Трудовая функция
Наименование | Подготовка занимающихся к участию в соревнованиях, предусмотренных программами спортивной подготовки тренировочного этапа по виду спорта (группе спортивных дисциплин) | Код | C/04.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | |||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Проведение предсоревновательных теоретических занятий для изучения соревновательной практики, правил соревнований по виду спорта (группе спортивных дисциплин), правил использования экипировки, спортивного инвентаря и оборудования |
Проведение предсоревновательных тренировочных занятий, ориентированных на совершенствование применения системы движений и развитие технико-тактической подготовленности занимающихся в условиях, имитирующих участие в спортивном соревновании, моделирование в тренировке условий проведения реальных соревнований по виду спорта (группе спортивных дисциплин) | |
Отбор занимающихся для участия в спортивном соревновании, допуск занимающихся к участию в соревнованиях по виду спорта (группе спортивных дисциплин) | |
Формирование и поддержание спортивной мотивации занимающихся при подготовке к выступлениям на спортивных соревнованиях | |
Организация участия занимающихся в предсоревновательных сборах, предусмотренных программой тренировочного этапа спортивной подготовки | |
Организация выступления отобранных (допущенных) занимающихся в спортивных соревнованиях, предусмотренных программой тренировочного этапа спортивной подготовки | |
Наблюдение за выступлением занимающегося на спортивном соревновании, действиями судей и соперников | |
Разбор с занимающимися результатов выступления на соревновании | |
Необходимые умения | Использовать спортивное оборудование, инвентарь, контрольно-измерительные приборы и средства измерений, применяемые в практике спортивной подготовки, организации спортивных соревнований по виду спорта (группе спортивных дисциплин) |
Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи | |
Разъяснять правила участия в спортивном соревновании, правила использования экипировки, спортивного инвентаря и оборудования | |
Обеспечивать индивидуальную подготовку и совершенствование занимающихся, устанавливать реалистичные соревновательные цели, основанные на прошлых достижениях занимающихся | |
Контролировать физическое, функциональное и психическое состояние занимающихся в предсоревновательный период | |
Использовать методы психологической поддержки занимающихся во время выступления на соревнованиях | |
Формулировать спортивные цели и разрабатывать модель мотивированного поведения занимающегося при подготовке к спортивным соревнованиям | |
Моделировать в тренировке условия проведения реальных соревнований по виду спорта (группе спортивных дисциплин) | |
Применять средства общей и специальной психологической подготовки занимающегося и группы занимающихся (спортивной команды): беседа, внушение, убеждение, метод заданий и поручений, моделирование соревновательных ситуаций, психотехнические упражнения, идеомоторная тренировка, психорегулирующие средства | |
Применять средства физического и психического восстановления занимающихся | |
Определять соревновательные цели и задачи занимающегося для достижения спортивного результата | |
Оценивать результаты выступления занимающихся на соревновании, выявлять технические и тактические ошибки | |
Обеспечивать выполнение формальных процедур для обеспечения участия занимающегося в спортивных соревнованиях | |
Необходимые знания | Методики отбора занимающихся для участия в спортивном соревновании, правила допуска занимающихся к участию в соревнованиях по виду спорта (группе спортивных дисциплин) |
Теория и методика спортивной тренировки в виде спорта (группе спортивных дисциплин) | |
Спортивная психология | |
Модели мотивированного поведения занимающегося при подготовке к соревнованиям | |
Программа спортивной подготовки по виду спорта (группе спортивных дисциплин) | |
Минимальный и предельный объем соревновательной деятельности на тренировочном этапе спортивной подготовки по виду спорта (группе спортивных дисциплин) | |
Возрастная психология | |
Педагогика физической культуры и спорта | |
Показатели результативности соревновательной деятельности занимающихся | |
Положения, правила и регламенты проведения официальных спортивных соревнований по виду спорта (группе спортивных дисциплин) | |
Порядок составления отчетной документации по подготовке занимающихся к участию в соревнованиях, предусмотренных программами тренировочного этапа по виду спорта (группе спортивных дисциплин) | |
Методы построения процесса спортивной подготовки в виде спорта (группе спортивных дисциплин) | |
Правила вида спорта | |
Правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи | |
Содержание календаря спортивных соревнований, предусмотренных программой спортивной подготовки по виду спорта (группе спортивных дисциплин) | |
Требования для присвоения спортивных разрядов и званий по виду спорта в соответствии с всероссийской спортивной классификацией | |
Этические нормы в области спорта | |
Другие характеристики | - |
Трудовая функция
Наименование | Подготовка занимающихся по основам медико-биологического, научно-методического и антидопингового обеспечения спортивной подготовки | Код | C/05.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | |||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Проведение теоретических занятий с занимающимися по изучению основ системы медико-биологического, научно-методического и антидопингового обеспечения спортивной подготовки |
Обучение занимающихся методическим и организационным аспектам самоконтроля, технике безопасности спортивной тренировки и безопасному использованию спортивного оборудования, техники и инвентаря | |
Разъяснение занимающимся организационных аспектов проведения допинг-контроля, прав и обязанностей спортсмена при прохождении допинг-контроля | |
Организация участия занимающихся в исследовательских и образовательных программах медико-биологического и научно-методического обеспечения спортивной подготовки | |
Контроль выполнения занимающимися процедур, предусмотренных программой медико-биологического, научно-методического обеспечения спортивной подготовки, антидопинговыми правилами | |
Необходимые умения | Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи |
Давать обоснованные рекомендации по содержанию спортивного и оздоровительного питания (диеты), соблюдению режима труда и отдыха занимающегося с целью сохранения функционального состояния и спортивной формы | |
Разъяснять техники безопасного выполнения упражнений, использования спортивного оборудования, техники и инвентаря | |
Разъяснять вопросы медико-биологического, научно-методического и антидопингового обеспечения спортивной подготовки | |
Планировать и организовывать участие занимающихся в исследовательских и образовательных программах медико-биологического, научно-методического и антидопингового обеспечения спортивной подготовки | |
Обеспечивать контроль выполнения занимающимися процедур, предусмотренных программой медико-биологического обеспечения, научно-методического обеспечения спортивной подготовки, антидопинговыми правилами | |
Необходимые знания | Диетология |
Основы спортивной медицины | |
Биомеханика двигательной деятельности в виде спорта (группе спортивных дисциплин) | |
Анатомия человека | |
Физиология человека | |
Спортивная психология | |
Технология спортивной тренировки в виде спорта (группе спортивных дисциплин) | |
Антидопинговые правила | |
Основные виды нарушений антидопинговых правил и их последствия, включая санкционные, юридические и репутационные риски | |
Методы организации допинг-контроля, права и обязанности спортсмена при прохождении допинг-контроля | |
Планы антидопинговых мероприятий | |
Методики медико-биологического и психологического тестирования | |
Методы и техники самоконтроля спортсмена | |
Спортивный мониторинг | |
Основы научно-методического обеспечения спортивной подготовки | |
Методы организации медико-биологического контроля в спорте | |
Порядок организации медико-биологического обеспечения спортивной подготовки на тренировочном этапе спортивной подготовки по виду спорта (группе спортивных дисциплин) | |
Правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи | |
Приемы и методы восстановления после физических нагрузок | |
Другие характеристики | - |
3.4. Обобщенная трудовая функция
Наименование | Подготовка занимающихся на этапах совершенствования спортивного мастерства, высшего спортивного мастерства по виду спорта (группе спортивных дисциплин) | Код | D | Уровень квалификации | 6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | |||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий | Тренер Тренер по виду спорта (группе спортивных дисциплин) Старший тренер Старший тренер по виду спорта (группе спортивных дисциплин) |
Требования к образованию и обучению | Высшее образование – бакалавриат в области физической культуры и спорта или Высшее образование – бакалавриат (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование по методике обучения, профессионального спортивного совершенствования по виду спорта (группе спортивных дисциплин) либо наличие подтвержденной квалификационной категории тренера или тренера-преподавателя не ниже первой |
Требования к опыту практической работы | Не менее трех лет в области реализации программ спортивной подготовки или дополнительных предпрофессиональных программ в сфере физической культуры и спорта или Наличие опыта результативного участия в качестве спортсмена в составе спортивной сборной команды Российской Федерации или профессиональной команды в официальных международных спортивных соревнованиях (1–6 место в итоговом протоколе), наличие присвоенной квалификационной категории тренера или тренера-преподавателя не ниже первой или выполнение норматива мастер спорта России |
Особые условия допуска к работе | - |
Другие характеристики | С целью профессионального роста и присвоения квалификационных категорий: - дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации или программы профессиональной переподготовки) раз в два года; - использование современных дистанционных образовательных технологий; - участие в тренингах, конференциях, мастер-классах |
Дополнительные характеристики
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ | 2358 | Тренеры и инструкторы-методисты по физкультуре и спорту |
ЕКС | - | Тренер |
ОКПДТР | 27164 | Тренер |
ОКСО | 7.49.00.00 | Физическая культура и спорт |