Сергей Есенин и железная дорога

     Тема железной дороги сопровождала Сергея Есенина с молодых лет, когда он шестнадцатилетним пареньком впервые приехал в Москву к отцу со станции Дивово, что в двенадцати верстах от родного села Константинова.

 

На фото: памятник С.А. Есенину, открытый в 2005 году на станции «Дивово».

 

     В 1914 году он впервые отправляется в большую самостоятельную поездку на поезде в Крым, побывав в Севастополе и Ялте.

     В 1914 году Россия вступила в Первую мировую войну. 16 марта 1915 года Государь император Николай II уже подписал указ о досрочном призыве новобранцев 1916 года, к которым принадлежал и С.А. Есенин. Указом приписывалось: «Призыв новобранцев произвести повсеместно с 15 мая по 15 июня». «Меня забрили в солдаты, - писал Есенин, но думаю, воротят, я ведь поника (близорукий). Далеко не вижу. На комиссию отправили». По сведениям Рязанского Областного Государственного Архива Сергей Александрович проходил медицинское освидетельствование в Рязанской губернской земской больнице. Монументальное, построенное в 1816 году, двухэтажное здание бывшей губернской земской больницы хорошо сохранилось до наших дней. В настоящее время здесь на улице Семинарской, дом 46, размещается городская поликлиника №14. Именно в этом здании в мае 1915 года был вместе с односельчанами на медицинском освидетельствовании Сергей Александрович Есенин. Это место является важным есенинским адресом в городе Рязани. Следовательно, и в этом нет никакого сомнения, Сергей Александрович проходил мимо Дома Трудолюбия (Семинарская, дом 44/3), где в настоящее время располагается Рязанский филиал ПГУПС.Отсрочка была до января 1916 года.

 

 На фото: комплекс зданий начала XIX века (Губернская земская больница – на переднем плане и Дом трудолюбия – на заднем плане – будущий техникум).

 

     Весной 1916 года поэт был призван на военную службу. При покровительстве петроградских друзей он получил направление в санитарную часть при полевом Царскосельском военно-санитарном поезде №143, шефом которого была императрица Александра Фёдоровна. Сохранились почтовые карточки той поры, отправленные родным, в основном отцу. Вот строки из тех давних царскосельских писем: «Дорогой папаша! Доехал слава Богу, как и прежде, лег камешком, а поднялся калачиком…Письмо твое получил, денег привезу сам, послезавтра выезжаю, Хорошо бы выслали лошадь с тулупом и валенками восьмого числа к ближайшему вечернему поезду. Поклон матери и сестрам. Сергей».

 На фото: Сергей Есенин, 1916 год.

 

    В те годы Есенин познакомился с будущим наркомом путей сообщения РСФСР Петром Алексеевичем Кобозевым (1878-1941гг.), который был земляком поэта. Кобозев родился в семье железнодорожника в Шиловском районе Рязанской области. Получив должность наркома НКПС, которую Кобозев занимал с мая по август 1918 года, он провел Первый съезд железнодорожников.

    Кобозев и Есенин встретились в Оренбурге. Этот пушкинский город влек Есенина, мечтавшего вслед за пушкинской «Капитанской дочкой» создать свою поэму «Пугачев», которую он поначалу велеречиво-торжественно называл «Поэма о великом походе Емельяна Пугачева». Шесть лет спустя Есенин осуществил свой замысел (1921г.).

    В одной из своих биографий Сергей Александрович Есенин, вспоминая период 1918-1921 годов, писал: «За эти годы я был в Туркестане, на Кавказе, в Персии, в Крыму, в Бессарабии, в Оренбургских степях…»

    Поэт много путешествовал на поездах, и один из эпизодов его поездки донес до нас прекрасные строчки из поэмы «Сорокоуст»:

Видели ли вы,

Как бежит по степям,

В туманных озерах кроясь,

Железной ноздрей храпя,

На лапах чугунный поезд?

А за ним

По большой траве,

Как на празднике отчаянных гонок,

Тонкие ноги закидывая к голове,

Скачет красногривый жеребенок?

Милый, милый смешной дуралей.

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

 

         

Произошло это в пути из Кисловодска в Баку. Время с июля по сентябрь 1920 года Есенин провел в поездах, побывав в Ростове-на-Дону, Новочеркасске, Таганроге, Кисловодске, Пятигорске, Баку, Тифлисе… И как итог этих путешествий – появление шедевра поэта: поэма «Сорокоуст» и другие есенинские произведения того времени. «Эпизод для кого-нибудь незначительный, а для меня он говорит очень многое. Конь стальной победил коня живого, и этот маленький жеребёнок был для меня наглядным, дорогим, вымирающим образом деревни и ликом Махно. Она и он в революции нашей страшно походят на этого жеребёнка тягательством живой силы с железной». Поэт, – философ увидел в нем символ не только своей эпохи, но и прозрел будущее России, когда живая природа начинает восставать против непомерной машинерии, созданной разумом человека, который часто забывает, что Природа - это всегда Личность! А начиналось все с простого поединка одной лошадиной силы с тягой парового котла и огромных колесных пар:

По – иному судьба на торгах

перекрасила

Наш разбуженный

скрежетом плёс,

И за тысячи пудов конской

кожи и мяса

Покупают теперь паровоз.

 

      Образ паровоза, поезда – страны разворачивал мировоззрение поэта в иную, индустриальную плоскость:

 

10 тысяч в длину государство,

В ширину около верст

тысяч 3-х.

Здесь одно лишь нужно

лекарство –

Сеть шоссе и железных дорог.

 

      Эти строки Есенин написал после возвращения из Америки, где его взгляды существенно изменились. В том же году в очерке «Железный Миргород» он высказал такую мысль: «Нужно пережить реальный быт индустрии, чтобы стать её поэтом». Но и здесь поэт остался верен себе, утверждая: «Кроме зова гудков, есть ещё зов песни и искус в словах».

     1921 год стал для Есенина временем творческих поездок – открытий. В Наркомате путей сообщения он знакомится с ответственным работником этого учреждения Григорием Романовичем Колобовым (1893-1952гг.), который имел свой салон–вагон, чем Есенин неоднократно пользовался, путешествуя по стране с друзьями-поэтами. В вагоне Колобова Есенин выехал в апреле 1921 года в Туркестан. Он побывал в Самаре, Оренбурге, Орске, Челкаре, Казалинске, Ташкенте, Самарканде. Во время поездки завершил поэму «Пугачев». По словам Мариенгофа, Есенин в разговоре с Колобовым упоминал: «Я в твоем вагоне четвертую главу «Пугачева» написал».

      Мятежный Урал XVII века, «зверская резня» Пугачевщины, «синь ночная над Доном» и «юность, отзвеневшая черемухой в степной провинции» - все эти поэтические образы возникли в воображении Есенина под стук вагонных колес, в дорожной суете полустанков и тревожного вскрика паровозного гудка в глухой ночи…

      Поистине Сергей Есенин был по природе своей вечным странником: постигая мир, он искал и открывал себя, воплощая божественный глагол в лирическом стихе, эпосе, прозе. Поезда, как образы присутствуют у С. Есенина во многих стихах. «Стальная кобыла» («Письмо деду») становится для него символом грядущих перемен и поводом некоторой грусти об уходящей в прошлое патриархальной деревне с милыми его сердцу избами, житейски мудрыми людьми. 

   Поэма Сергея Александровича Есенина «Страна негодяев», самая «железнодорожная» по своей тематике, написана в 1923 году. Даже ремарки поэмы–пьесы подчеркивают тему: «железнодорожная будка Уральской линии», «зажженный красный фонарь», «салон-вагон», «тревожные свистки паровоза». Да все действие происходит по ходу движения поезда. Для поэта это образ – метафора, смысл которого в столкновении двух социальных миров в революционной России. Этому способствовала поездка Есенина в Европу и Америку (1922-1923). Россия и Америка – два тематически идейных полюса поэмы. И в новой советской России Есенин пророчески усматривает будущие черты капитализации, американизации на советский лад.

    Назвав Америку «железным Миргородом», Есенин понимает, какой ценой достигается сплошная индустриализация, поглощающая все живое вокруг, обезличивая саму природу человеческой души:

Вместо наших глухих

раздолий

Там на каждой почти полосе,

Перерезано рельсами поле

С цепью каменных рек-шоссе.

И по каменным рекам

без пыли,

И по рельсам без стона и шпал

И экспрессы и автомобили

От разбега в бензиновом мыле,

Мчат, секундой считая доллар.

 

      Есенину собственными глазами довелось увидеть мир чистогана и наживы. Осуждая мещанство и бездуховность, поэт отдавал должное американской индустрии, таланту людей труда. Ему захотелось и в родной стране, в Советской России, увидеть «сеть шоссе и железных дорог». Маяковский не ошибался, когда заметил: «Есенин вернулся из-за границы с ясной тягой к новому».

     Ровно за три месяца до своего рокового отъезда в Ленинград, приехал Сергей Есенин домой в жестком девятом вагоне за двадцать шесть копеек. Писатель Владимир Башков выяснил, что его семнадцатое место находилось в пятом купе – у окна. Возможно, в это неимоверно тяжелое для него время он, сидя в старом зеленом вагоне поезда Москва-Рязань, под размеренный стук колес размышлял о своей жизни, полной драматизма и потерь, радостей и горестей, ошибок и падений, творческих находок и пророчеств.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: