Воспитательная работа

    Учреждения средне-специального образования несут прежде образовательной -воспитательную цель. Подавляющее большинство выпускников отмечают значительную роль в становлении своей личности учебу в Рязанском техникуме железнодорожного транспорта.

В своих воспоминаниях Борис Владимирович Гусев, выпускник 1955 года упоминает, что техникум в то время дал намного больше, чем, например, Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. Олег Седов, выпускник 1984 года рассказывает, что свои творческие таланты он сумел развить и подкрепить мощной теоретической базой будучи учащимся техникума, осваивая помимо своей основной путейской специальности, строительную. Руководство техникума считало возможным поощрять тягу к знаниям будущего знаменитого скульптора.

А вот как вспоминает годы учебы в техникуме Игорь Бузенков (ООО «СФАТ-Рязань»), выпускник 1997 года. «Поступил я в техникум крепким троечником, интереса к учебе у меня не было никакого. Однако, годы, проведенные в стенах техникума, буквально, изменили меня. Чувство ответственности, взаимопомощи, любви к моей будущей профессии - приобрел я здесь. Классным руководителем у нашей группы был Гуркин Анатолий Никитович, деятельно участвующий во всей нашей жизни: заставляя учиться, заступаясь перед администрацией техникума за наши проделки (спрашивая затем по полной), организовывая различные внеклассные мероприятия. Когда у меня заболела мать, я был вынужден бросить учебу, уехать домой. Тем не менее, и заведующий отделением, и вся моя группа, и Анатолий Никитович помогли мне выйти из тяжелой жизненной ситуации, сдать экзамены и в дальнейшем закончить техникум. С красным дипломом!».

 На фото: Гуркин А.Н.

 

Широко известна воспитательная деятельность руководителей техникума. Постоянная забота о решении простейших бытовых вопросов, включая пропитание, в первые годы работы техникума Худзинского Н.А. Еженедельные «мужские разговоры» в актовом зале Богатырева И.А. с учащимися сильного пола о поведении, достойном мужчины.

 На фото: Богатырев И.А. со студентами сажает деревья.

 

       На встречах выпускники с большой теплотой вспоминают истории о студенческой жизни, о педагогах, которые дали намного больше, чем знание предмета, - создали необходимый задел для гармоничного развития высоко-духовной, нравственной, творческой, ищущей личности.

В чем же огромный успех техникума в подготовке свыше 15 000 студентов, среди которых личности, добившиеся выдающихся профессиональных результатов, не только в основной, «железнодорожной» отрасли, но и в научной, политической, «управленческой», коммерческой, военной, правоохранительной, художественной и других сферах жизнедеятельности?

       Успех заключается в том, что техникум никогда не был для студентов просто местом, где тот получал фильтрованные знания по предмету. Это была большая семья, где сотрудники и студенты жили, учились, сообща решали насущные проблемы. Выпускники 60-70-80-х годов рассказывают, что самую важную роль в их становлении и определении сыграла большая внеклассная работа, проводимая преподавателями техникума. После окончания классных занятий всем желающим был предоставлен широкий спектр кружков и секций в соответствии с профессиональным и творческим тяготением, психофизиологическим типом мышления студента. На таких занятиях студенты собирали макеты подвижного состава, осуществляли физические и химические опыты, проектировали участки железных дорог, обсуждали актуальные литературные и научные произведения, приобретали первые актерские навыки, навыки игры на музыкальных инструментах. Кроме того, с 1-го курса с подачи классных руководителей (а после по инерции, самостоятельно) осуществлялись еженедельные поездки всей группой на выходные в различные места. В Москву, в Коломну, на Оку, в Мещеру, в поход, на рыбалку, на сплав, на экскурсию, на картошку. Все это сильно сближало коллектив, делало большой семьей. А мудрые педагоги опосредовано направляли потенциал учеников в нужное русло.

 На фото: студенты техникума (выпуск 1984 года) в Ижевском, 1981 год. Первый слева – О.Н. Седов.

 

       Идея социального государства, последствия тяжелой победы в Великой Отечественной войне, строительство новой страны, индустриализация, патриотизм, «перестройка», переход к рыночной экономике, отсутствие идеологии, цифровизация – все это в разное время, наряду с локальным (и самым важным) влияниям преподавателей, классных руководителей, заведующих отделениями техникума, создавало личность гражданина нашей страны, выпускника техникума.

       Уже в первый учебный год работают драматический, музыкальный, библиотечный кружки. С целью урегулировать внеклассную деятельность среда в расписании сделана более лёгкой, и учащимся предложено собираться преимущественно в среду, и воскресенье В эти дни назначается какая-либо беседа общеобразовательного характера; первым начат цикл бесед по астрономии. В феврале 1921 года директор Н.А. Худзинский издает распоряжение устроить клуб и специальную большую аудиторию для чтения с волшебным фонарём популярных лекций широкой массе рабочих.

В книге «В вяземском окружении. Воспоминания бойцов 6-й дивизии народного ополчения. 1941–1942» своими воспоминаниями делится А.В. Дарков, в 1921-1925 гг. являющийся обучающимся техникума. «Жена Худзинского вела большую общественную работу среди молодежи, организовала театральный кружок, была его руководителем. В составе этого кружка были я и мой младший брат Костя. Мы успешно выступали на сцене в рабочих клубах, в частности, перед воинскими частями. И если бы не скоропостижная смерть Худзинской, моя судьба, возможно, была бы навсегда связана с театром. До сих пор сохранились во мне те восторженные, радостные ощущения, которые я испытывал во время и после окончания спектакля».

В 1926 году директор техникума Голубев С.Ф., подводя итоги методического совещания преподавателей, резюмировал, что «аудиторию нужно держать в напряжённом состоянии, ибо это организует самого учащегося. Мы имеем наследие прежних лет, учащиеся советских школ, окончившие 5 и 7 классов, которых не приучили работать активно. У нас есть и лентяи, которых нужно удалять из школы. Мой доклад не требование, а последнее движение педагогической мысли. Мы должны твердо и решительно идти к намеченной цели. Это наше право, которое будет поддерживаться всеми».

Из сохранившихся распоряжений мы знаем о строгих дисциплинарных мерах применяемых к обучающимся. Отчисление – за хулиганство, «а также грубо-вульгарное отношение к ученице»; «за попытки дискредитации социалистического соревнования и ударничества в стенах техникума». Строгий выговор – «за нарушение общих правил, выразившееся в появлении его (обучающегося) в общежитии в 1 час ночи и сорвавшему с запора дверь».

   Во время войны студенты учились на базе двух железнодорожных школ №16 и №17. Несмотря на разрозненность и другие трудности, учащиеся старались прикладывать все силы, чтобы достойно учиться и выполнять учебную программу. Лучшую группу, имеющую самые высокие показатели в своей работе – отличную и хорошую учебу, высокую дисциплину и первое место в соцсоревновании – награждали переходящим Красным Знаменем. Студентам, имеющим за учебный год отличные и хорошие отметки по всем предметам, присваивалось звание «Ударника».

  В свободное от учебы время учащиеся оказывали помощь фронту и железнодорожному транспорту. Устраивали воскресники по уборке железнодорожной территории. Собирали наличные деньги и отправляли на фронт. Кроме того учащиеся техникума проводили большую работу в подшефных военных госпиталях, среди раненых бойцов и командиров.

Строгие правила были распространены на учащихся техникума во время войны. Из Приказа директора техникума Богатырева И.А.: «Разъясняю всем студентам, что неявки на уроки и уход с уроков по неуважительным причинам есть грубейшее нарушение трудовой дисциплины, поэтому в целях обуздания недисциплинированных студентов буду применять самые строгие меры – административные взыскания, вплоть до ареста. Студенты во всех случаях, когда пропуски уроков были вызваны без моего разрешения, должны представлять письменные объяснения секретарю учебной части с подробным указанием причины и подтверждением в необходимых случаях соответствующими документами. Ни одно нарушение дисциплины, ни один час пропуска уроков не будет пройдено безнаказанно». В течение 1943 года было наложено на студентов и преподавателей 56 административных взысканий, из них: выговоров - 9, строгих выговоров - 33, административных арестов - 12. Объявлено благодарностей - 150, занесено на доску Почета - 29 человек. Достижения коллектива техникума отмечались в местной («Сталинское Знамя») и центральной («Комсомольская правда») печати. Проведено вечеров самодеятельности – 15, лекций и докладов -14, выпущено стенгазет и боевых листков – 41. Проведено групповых собраний прикрепленными преподавателями – 72.

   Сразу после окончания войны, в июне 1945 года в техникуме организованы два кружка: хоровой и литературный. Хоровой кружок участвовал в смотре художественной самодеятельности Рязанского железнодорожного узла. В общежитии регулярно проводились лекции и доклады на литературные и политические темы. В целях развития музыкальной самодеятельности и обслуживания занятий по военной подготовке был организован музыкальный взвод. Своими воспоминаниями о внеклассной жизни в техникуме рассказал А.И. Герасимов в своей книге: «Из прожитого и сотворенного». «В техникуме был музыкальный ансамбль, и мы записались в него, участвуя вечерами в репетициях. Правда, вскоре руководитель ансамбля попросил меня освоить игру на мандолине, так как два балалаечника-студента уже были. Мне нравилось звучание мандолины, и я с удовольствием начал учиться играть на ней, тем более что ранее сам мечтал купить ее, но все упиралось в отсутствие денег. А тут бесплатно выдали под роспись сей новый музыкальный инструмент в «общагу» с обязательным участием в репетициях ансамбля. Ансамбль регулярно выступал на праздниках в техникуме, приглашался на разные общественные мероприятия в городе, был призером областных музыкальных смотров.

За время учебы в техникуме у нас побывало с выступлениями много артистов, деятелей науки, писателей. Особо запомнился приезд легендарного артиста М. Жарова, рассказавшего много юморных историй из жизни своей и театра, челюскинца Героя СССР М. Папанина, писателя М. А. Шолохова, который поведал о себе, жизни народа и страны в 1920-е годы, времени написания им «Тихого Дона», работе военным фронтовым корреспондентом в годы Великой Отечественной войны. Очень интересной была встреча с П. П. Вершигорой, генералмайором, Героем Советского Союза, заместителем командира по разведке партизанского соединения С. А. Ковпака, затем командиром партизанской дивизии, автором книг «Люди с чистой совестью», «Карпатский рейд», «Дом родной» и ряда других, которыми мы тогда зачитывались. Был у нас и Д. Н. Медведев, полковник, Герой Советского Союза, командир крупного партизанского отряда, автор книг «Это было под Ровно», «Сильные духом» и др., в которых представил образ реально существовавшего тогда смелого разведчика Н. И. Кузнецова. Выступал у нас и литературовед И. Л. Андроников с рассказом о своих увлекательных исследованиях по распутыванию многих загадок на лермонтовские темы».

 На фото: встреча с писателем П.П. Вершигора, 1946 год. По центру – выпускник техникума (1948 год) Тишков И.Г.

 

   По всей стране оказывалась помощь семьям фронтовиков Вот и в нашем техникуме был организован месячник, в ходе которого было сделано следующее: выдано топлива: торфа – 7,5 т, дров – 3 м 3; отремонтирована одна квартира; выдана денежная помощь в сумме 855 руб.; выдано подарков 28 предметов; всем учащимся инвалидам войны выданы отрезы кашемира на костюм (из Приказа № 115 от 12/IV 1945года).

     По итогам работы, «за обеспечение высокого качества учебно-воспитательной работы» Народный Комиссар Путей Сообщения, генерал – лейтенант И. Коваль наградил преподавателей техникума: Чупрынину Л.А. – знаком «Почетный железнодорожник»; Луценко С.А. и Малофеева В.И. – значками «Ударник Сталинского призыва».  

В первые послевоенные годы силами преподавателей, агитаторов, членов самодеятельных кружков в техникуме была проведена большая культурно-массовая и политическая работа: организовано изучение учащимися «Краткого курса истории ВКП (б)»; учащиеся-агитаторы в количестве около 100 человек работали на избирательном участке; организованы кружки (электротехнический, физический, сопротивления материалов, радистов, счетной линейки, танцев, шахматный); в зимнее время, во время сильных снежных заносов, была организована помощь учащихся в работе на железнодорожной станции Рязань-I для очистки от снега. Учащиеся принимали участие в выполнении работ по благоустройству города: посадка деревьев, уборка усадьбы, устройство газонов и цветников; в осенние месяцы - работали в колхозах по уборке картофеля и овощей.

  В 50-е годы развернута и проводится большая работа по идейно-политическому воспитанию учащихся. Развернута массовая военно-спортивная работа. Растет успеваемость учащихся. Все больше студентов охвачены общественной деятельностью и политической учебой. Прочитано множество лекций и докладов, проводятся читательские конференции, комсомольские собрания. Учащиеся все чаще коллективно посещают кино и театры. В штате техникума числится киномеханик. Регулярно проводятся киносеансы для учащихся. За год демонстрируется 60 кинопоказов. За проводимую воспитательную работу отмечены классные руководители: Юрьев Н.М., Костылев К.К., Мирчетич С.М., Моргунов Н.Ф., Герсатор К.М., Сухоруков Н.Г., Маслова Л.Д.

   Организованы и работают 6 академических кружков, среди них культурно-эстетические: струнный, духовой музыки, художественной вышивки. Более 300 учащихся в военно-спортивных кружках и секциях.

         Учащиеся и преподаватели проводили большую работу по благоустройству родного города Рязани. Особенно большая работа выполнена на набережной Трубежа. За активное участие в работе по благоустройству коллектив техникума награжден Почетной грамотой Горисполкома.

1 мая 1951 года ансамбль песни техникума в полном составе участвовал в массовом хоровом выступлении а на площади Ленина.

В 60-е годы политико-воспитательная и культурно-массовая работа в техникуме проводилась в свете решений XXII съезда КПСС. Во всех группах проводится изучение Программы и Устава КПСС. В направлении воспитания учащихся в духе высокой сознательности, коммунистического отношения к труду и общественному хозяйству, в духе любви и преданности Родине.

    Комитет ВЛКСМ, студенческий профком и совет общежития техникума систематически рассматривали на заседаниях вопросы о принципах морального поведения учащихся и повседневно проводили работу по привитию навыков выполнения этих принципов.

    Учащиеся техникума принимали активное участие в агитационно-пропагандистской работе среди населения микрорайона во время подготовки к выборам в Верховный Совет СССР.

Наряду с традиционными методами воспитательной работы, учащиеся привлекались к большому объему строительных работ, изготовлению мебели, сбору металлолома. К праздникам стали организовывать вечера отдыха. Систематически демонстрировались научно-технические и художественные фильмы. Работали технические, академические, оборонно-спортивные кружки и кружок художественной самодеятельности. Проводились теоретические конференции по научно – технической и литературной тематике. На теоретических конференциях с докладами и сообщениями выступали учащиеся, члены академических кружков. Силами учащихся в академических кружках были изготовлены наглядные пособия для учебных кабинетов и мастерских.

Проводятся конкурсы на лучшую стенгазету, на лучший учебный кабинет, участие в художественной самодеятельности. Лучшие премируются поездками на ВДНХ СССР, бесплатным посещением Областного драмтеатра, цирка.

   В целях развития научно-технического творчества учащихся и подготовки к областной выставке технического творчества, посвященной юбилею Ленинского комсомола, была проведена работа по изготовлению макетов, моделей, приборов и других наглядных пособий по заказам производства и для обеспечения учебного процесса. В техникуме проведена выставка технического творчества учащихся. Лучшие экспонаты отобраны на областную выставку.

        По итогам социалистического соревнования между сотрудниками техникума и за успешное проведение учебно-воспитательной работы среди учащихся в 1974 году была объявлена благодарность преподавателям: Гурееву В.А., Мазаевой Л.П.,Склядневой Э.В., Гришачеву И.Е., Барановой А.А., Герсатор К.М.

       В 80-е годы все лучшие практики воспитательной работы были продолжены. Функционировали множество кружков и секций; организовывались экскурсии в музей В.И. Ленина, в мавзолей, в Москву, в Волгоград, в Ленинград, Брест; проводились общественно-патриотические мероприятия созвучные тому времени. На пик своего развития вышли студенческие строительные отряды и знаменитые поездки на «картошку», которые оказали существенное воспитательное воздействие на будущих железнодорожников.                   

В 1990 году в штате появилась новая должность – заместитель директора по воспитательной работе, которую до 1996 года занимала Споренкова Валентина Владимировна – заслуженный учитель Российской Федерации, авторитетный и опытный педагог. 

 На фото: Споренкова В.В.

 

Отдел воспитательной работы большое внимание уделял повышению успеваемости учащихся, организовывала работу Совета общежития, следил за организацией быта и отдыха учащихся, проживающих в общежитии. По субботам еженедельно в общежитии проходили дискотеки, организовывались вечера отдыха. Еженедельно проводились беседы политинформации, приглашались лекторы.

С 1996 по 2018 гг. должность заместителя директора по воспитательной работе исполняла Титкина Нина Васильевна – почётный работник среднего профессионального образования Российской Федерации.

 На фото: директор В.И. Сычев и Н.В. Титкина.

 

В эти годы стали традиционными массовые мероприятия: «А ну–ка, девушки!», «А ну–ка, юноши!». Организовывались поездки с экскурсиями в Звездный городок, музей оружия и самоваров (Тула), музей Лажечникова (Коломна), Ясную Поляну, музей космонавтики в село Ижевское, Окский биосферный заповедник, в Санкт - Петербург, и другие. Смотры художественной самодеятельности проходили под девизом «Студенческая весна» и всегда поражали новой тематикой. Студенты техникума принимали участие в железнодорожном КВН. 

 На фото: Васильева О.Д.

 

В 2017 году на должность педагог-организатор вместо Васильевой Ольги Довлетовной пришла талантливая Шевнева Елена Петровна, окончившая Московский государственный университет культуры по специальности режиссура, много лет проработавшая в Рязанских школах педагогом, а также воспитателем в детском оздоровительном лагере «Солнечноый». С этого момента культурно-массовая работа вышла на новый уровень, переняв лучшие традиции из прошлого - проведение концертов, приуроченных к Новому году, масленице, Дню учителя и начав новые, но становящиеся традиционными - посвящение в студенты, лагерь одного дня, выездная дискотека - способствующие сплочению «перваков», день самоуправления, поэтические вечера и кавер-концерты.

   Хочется отметить ещё одно новое начинание в воспитательной работе. С 2019 года, в первую субботу февраля, стало традицией проводить в Рязанском филиале ПГУПС «Вечер встречи выпускников». Это не только встречи и воспоминания о прошлых годах учебы как выпускников, так и преподавателей, но и возможность показать нынешним студентам, какими через некоторое время станет их жизнь и чего они могут достичь в профессии. Встречи эти проходят очень трогательно. Учредил это начинание директор Шибаев Алексей Валерьевич.

 На фото: Ю.Н. Трунов и выпускники техникума.

 

   Церемония вручения дипломов выпускникам Рязанского филиала ПГУПС ежегодно проводится в новом формате. В 2018 году в конференц-зале «Ленинград» отеля «Старый город», в 2019 – в конференц-зале конгресс-отеля «Амакс».

 На фото: выпускники 2019 года.

 

Практика

 

     Важнейшее место в подготовке специалистов СПО занимает производственное обучение.

   Профессионально-производственное обучение в Рязанском техникуме железнодорожного транспорта имеет свою историю и началось с образования нашего учебного заведения.

  В это сложное послереволюционное время в Рязани появилась потребность в молодых специалистах – квалифицированных и грамотных рабочих, которые могли бы обеспечивать бесперебойную работу транспорта. Надо было браться за работу по восстановлению железнодорожного транспорта и транспортного строительства.          

 «Теперь для перестройки на трудовой фронт необходимо выковать красных командиров труда, которые и победят хозяйственную разруху. Этих командиров и даст новое училище – надо только работать и работать» - из речи тов. Лебедева на торжественном открытии Рязанского строительного среднетехнического училища путей сообщения в 1920 году. «При этом поставлено условие, что ученики выполняют заказы училища, и все поделки поступают ему же. Одновременно положено начало собственным мастерским, пока столярной, а в ближайшее время начнется устройство и слесарной».

   Общее руководство учебной частью поручено советом инженеру Лебедеву С.С., который произвел работу по пересмотру планов и программ, согласованию их по отдельным предметам и распределению материала по определенным периодам времени. Он же руководит организацией собственных мастерских с расчётом принятия заказов центра на изготовление пособий согласно циркулярному распоряжению Учтрапа от 10/I 1921 за №6098.

   Производственной практикой эксплуатационного отделения техникума во второй половине 20-х годов руководил тов. Крутов.

   В 1930 году ответственным руководителем производственного обучения техникума становится Иванов С.Н. Сергей Николаевич руководил работой мастеров-инструкторов, работающих в мастерских техникума; принимал заказы от помощника директора по хозяйственной части, заведующего учебной частью на ремонт и изготовление учебного оборудования, а также распределял заказы между учащимися, проходившими учебную практику в мастерских техникума.

   Из приказа №95 от 28 /VIII 1933г. «Зав. НПП Иванову проверить все технические отчеты о производственной практике, беря в основу последнюю для определения степени знаний и навыков в работе».

    Из приказа №138/3 от 1/Х 1933г. «Перевести в высший разряд с 1/Х учеников ФЗУ, имеющих хорошую академическую успеваемость и отбывших полностью производственную летнюю путевую практику. Получили заработную плату за практик в размере 32 рублей.

    Призываю всех учащихся в связи с повышением зарплаты объявить беспощадную борьбу с лодырями, прогульщиками, разгильдяями. Шире развернуть соревнование и ударничество. Повысить качество учебы, выдвинуть лучших ударников по учебе и клеймить позором лодырей-рвачей».

    Из распоряжения № 74 от11|V 1934г. «Ввиду невозможности обслуживания одним инструктором на строительных работах учащихся первых курсов, зав. НПП Иванову предлагаю оставить ответственным для прохождения производственной практики строительной группы тов. Казарина, использовав его в качестве техника-инструктора по строительству прачечной и других работ. Тов. Казарину вменить в обязанности ведение технического отчета и дневника, в котором должна быть полностью отражена практическая работа. Зав. НПП дать соответствующие этому вопросу указания.

     Из Приказа №86 от 22/VI 1934г. Богатырева И.А. «В связи с окончанием производственной практики во 2ав/П, 2сd/Стр., 3а/Стр. и технологической в 1ав/П. и 1ав/Стр. Зав. производственным обучением т. Иванову предлагаю по прибытии подвергнуть студентов сдаче зачетов по производственной практике, допустив к зачету тех студентов, которые имеют законченный технический отчет. Зачет проводят в путейских группах руководитель практики, преподаватель т. Памфилов, в строительных группах – руководитель практики, преподаватель т. Шевлягин. Руководителю геодезическими работами т. Букринскому потребовать от преподавателей - руководителей геодезической практикой выставить отметки студентам по всем разделам программы. Студенты, получившие неудовлетворительную оценки по производственной, технологической или геодезической практике, а также не сдавшие Зав. НПП технический отчет, лишаются стипендии в таком же порядке, как и по зачетам теоретического обучения и могут быть восстановлены только после ликвидации неудовлетворительной отметки».

 На фото: Шевлягин А.И.

     Из Приказа №148 от 27/XI 1934г. Богатырева И.А. «В результате обследования техникума с 20 по 23 ноября Начальником Московско-Казанской железной дороги установлено, что общее состояние техникума в основном здоровое, организация учебно-производственного процесса в техникуме, а также учебно-производственная документация оформлена своевременно до начала учебного года, учебно-методическая работа организована удовлетворительно. Для улучшения качества работы учебного заведения решено: развернуть массовую работу в направлении обеспечения культурной и производственной работы в жизни нашего техникума. Методами социалистического соревнования и ударничества, четким выполнением своего служебного и общественного долга добиться решительного улучшения работы техникума. Призываю все студенчество объявить борьбу с расхлябанностью и недисциплинированностью, помогая старшинам выявлять и разоблачать факты нарушения регламента. Ленин учил нас, что железная революционная дисциплина на транспорте нужна вдвойне, втройне. Будем же работать, как часы, готовить крепких, стойких, дисциплинированных командиров для нашего социалистического транспорта».

    Производственную практику в 30-е годы проходили:

Путейцы: на дистанциях ПЧ 1 - Москва, ПЧ 2 – Раменское, ПЧ 3 – Голутвин, ПЧ 4 – Рязань I, ПЧ 5 – Сасово, ПЧ 6 – Ковылкино, ПЧ 7 - Рузаевка, ПЧ 8  - Рязань II, ПЧ 9 – Ряжск,                                           ПЧ 10 – Кочетовка, ПЧ 11 – Тамбов, ПЧ 13 – Черусти, ПЧ 14 – Моршанск, ПЧ 16 - Пенза, ПЧ 17 – Лунино (Пензенская обл.), ПЧ 19 – Куровская, МПС -30.

Строители: Центростройпуть: Рязанский участок – Рязань - I и Рязань - II Московские участки – Москва, Царицынский участок – Царицыно, Пензенский участок – Пенза, Тульский участок – Тула. Севстройпуть: Кировский участок - Киров, Котельнический участок – Котельнич.., Горьковский участок - Горький, Москва III. Строительные тресты: Северный трест г. Ярославль; Северо - Западный трест г. Ленинград; Московский трест г. Москва; Белорусский трест г. Гомель; ст. Рязань, ст. Пенза, Мособход ст. Жилово, ст. Воскресенск Строительные участки: Московский строй. участок, Казанский строй. участок, Горьковский строй. участок, Воронежский строй. участок, Лискинский строй. участок, Волуйский строй. участок, Каношский строй. участок, Рязанский строй. участок, Пензенский строй. участок, Страробельский строй. Участок (Луганская обл. Украина), Строительно-монтажный поезд (ст. Бирюлево).     

   В 1941 году в Рязанском техникуме было произведено первое распределение на постоянную работу молодых специалистов-техников. Выписка из Приказа № 68 от 26/IV 1941г. директора Богатырева И.А.: «Направить на постоянную работу молодых техников, окончивших техникум в следующие места, с выплатой подъемных и суточных пособий.

  Техников специальности «Путевое хозяйство»:

Управление строительства №180 г. Вильнюс Литовской ССР: подъемные -200р., суточные -50р.

Управление строительства №140 г. Пинск Белорусской ССР: подъемные -200р., суточные – 50р.

Трест желдорпутьреконструкция г. Москва: подъемные – 200р., суточные – 10 р.

Дортрест Б-Литовской ж.д. г.Б-Литовск БССР: подъемные -200р., суточные -50р.  

 

    Техников специальности «Технические и гражданские здания»:

Южно-Уральская ж.д. г. Челябинск: подъемные -200р., суточные – 40р.

Кировская ж.д. г. Петрозаводск: подъемные -200р., суточные – 40р.

Ленинская ж.д. г. Москва: подъемные -200р., суточные -10р.

Ашхабадская ж.д. г. Ашхабад, Туркменской ССР: подъемные – 200р., суточные -60р.

Управление строительства №102 г. Ленинград: подъемные – 200р., суточные -30р.

Управление строительства № 154 г. М.-Кала, ДЛГ АССР Кара-Калпакская Автономная СС: подъемные -200р., суточные - 30р.         

 

  Наступила Великая Отечественная война. Учеба продолжалась. Ежегодно выпускники нашего техникума пополняли ряды работников железнодорожного транспорта и транспортного строительства, заменяя собой тех, кто ушёл воевать за спасение нашей Родины от немецко-фашистских захватчиков.

  В 1943 году было создано две бригады, которые посылались на разработку торфа для обеспечения топливом техникума. Без всяких затрат государственных средств, в мастерских техникума производился силами учащихся ремонт здания, мебели, коек, постельных принадлежностей, а также построено овощехранилище. В зимнее время, в период снежных заносов студенты чистили станционные пути. В 1944 году были созданы 24 бригады по снегоборьбе с присвоением им наименования – «фронтовые».

Так проводилась учебная практика в Рязанском железнодорожном техникуме.

 

   И в военные годы учащиеся кроме учебных теоретических занятий проходили практическую подготовку, как учебную так и производственную, а перед окончанием преддипломную. Учебную практику проходили в слесарных мастерских. Производственную практику путейские группы в зимний период проходили в ПЧ-4 ст. Рязань I, ПЧ-8 ст. Рязань II. Зимы были снежные. Поэтому во время практики основной задачей была расчистка путей от снега. В летнее время практиканты путейской специальности проходили практику, расчищая железнодорожные пути от травы, на строительстве конторы 8 Дистанции пути, ст. Раменское Ленинской железной дороги.  

  По строительной специальности производственная практика по центральному  водяному отоплению, водопроводу и канализации перед прохождением согласовывали с администрацией Рязоблстроя. Проходили практику в ТН и ИЖЧ ст. Рязань, ТН и ИЖЧ ст. Моршанск, ТН и ИЖЧ ст. Сасово, ТН и ИЖЧ ст. Тамбов, ТН и ИЖЧ ст. Мичуринск. В Летнее время строители проходили практику на Пермской железной дороге, выполняли слесарно-кузнечные работы в депо Рыбное.

   Распределение существовало даже в военное время. Техников-путейцев направляли на Пензенскую, Калининскую ж. дороги; техников-строителей направляли на Пензенскую, Оренбургскую, Московско-Донбасскую, Октябрьскую, Северо-Донецкую, Московско-Киевскую, Западную железные дороги.

      После Великой Отечественной войны учебные мастерские были восстановлены. В них приступили к изготовлению новых полок и стеллажей и ремонту учебной мебели. Студенты во время учебной практики изготавливали табуретки, бытовые изделия, молотки.

       В своей книге «Из прожитого и сотворенного» выпускник техникума 1950 г., лауреат Ленинской премии в области науки и техники, разработчик ядерного оружия А.И. Герасимов вспоминает о практике, которую он проходил будучи студентом.

       «Практику я проходил в Москве в 1948 году при строительстве жилого дома на станции Фрезер по Московско-Рязанской железной дороге, и был поражен очень стесненными условиями проживания. Вспоминается много интересного и забавного из случаев на геодезической практике. Например, в августе 1948 года половине нашей группы следовало сделать проект прокладки трассы железной дороги длиной около 8 километров недалеко от Рязани, которую затем предполагалось проложить к шпалопропиточному заводу (пропитка при высокой температуре деревянных шпал креозотом для длительной защиты их от гниения). Техникум за такой проект должен был получить какие-то деньги. Нам предстояло первоначально с помощью теодолитов и нивелиров, а также металлических мерных лент длиной по 100 метров составить топографическую карту предполагаемого пути довольно пересеченной местности шириной примерно в полтора километра. Затем по карте выбрать несколько вариантов прокладки дороги с минимумом земляных работ и искусственных сооружений, а также с максимальным сохранением сельскохозяйственных угодий колхозов и совхозов и из всех вариантов определить окончательную траекторию прохождения железной дороги и разработать на бумаге ее линейный проект со всеми требующимися по нормам уклонами, радиусами и переходами поворотов, привязками к сторонам света и к условному реперу высоты над уровнем моря головки рельс на всем пути. И вот мы с приборами, провизией и двумя палатками вышли утром пешком из Рязани и примерно через час попали на рабочее место, где огородили вешками подлежащую топографической съемке территорию, причем граница ее проходила в одном месте по окраине индивидуальных огородных участков довольно крепкого совхоза. Обед готовили на кострах в больших котлах. Обычно это была картошка в мундире. Чай пили травяной – из клевера, мяты, ромашки, пижмы и других растений. Вечером, возвратившись в общежитие усталыми и голодными, ужинали в столовой, а следующим утром опять топали на практику. Однако уже на второй или третий день местным жителям не понравилась наша суматоха рядом со своими засаженными картошкой участками, и к нам подошли три женщины, одна из которых представилась управляющей отделением совхоза, к которому относилась эта деревня, и задала вопрос, что тут мы делаем. Один из наших «стариков» объяснил им, что мы работаем над проектом железной дороги и что это согласовано с районным и областным начальством. Но мы вправе отодвинуть этот путь как вглубь огородов, так и в сторону от них. Сами, дескать, понимаете, что, если надо пустить дорогу мимо ваших участков, то просто так это не делается. Здесь на подряде вкалывают студенты-практиканты, люди полуголодные, и если вы – совхозники и колхозники – сорганизуетесь и, пока мы здесь проводим геодезические работы, будете в течение 10 дней кормить нас молоком, творогом, овощами и хлебом, то мы перенесем трассу в сторону от ваших огородов. Одна из женщин начала было заводиться и «качать» права, что станет жаловаться «наверх» и т. д., но две другие ее не поддержали, тем более что наш «старик-дипломат» разъяснил ей, что, пока она жалуется, половины картофельных участков мы уже частично вытопчем, а через 10 дней нас здесь не будет, и проект прокладки дороги утвердят, а паровоз через год станет ходить по их бывшим картофельным угодьям. После этого женщины удалились, что-то обсуждая между собой. На другой день пришли две с большими корзинами с хлебом и молоком, творогом и сметаной, яйцами и огурцами. Нам они сказали, что сообща решили подкармливать нас, только если мы сегодня же перенесем вешки с огородов в сторону хотя бы метров на 50. Мы тут же согласились и переставили свои вешки (хотя ими отмечались только границы изыскиваемой полосы для прокладки дороги). Эта договоренность о нашем пропитании соблюдалась в течение 10 дней. Но дня через четыре об этом узнал Букринский, и нам крупно досталось от него за такой обман. Однако «старички» объяснили ему, что он лично ни в чем не виноват, ибо отсутствовал при нашей договоренности с селянами. А продукты в самом деле были свежие и вкусные, тем более что деревенские люди живут сейчас лучше городских, ибо выращивают многое на своих участках и держат домашнюю скотину. Немного поостыв, Букринский согласился с продлением такой продовольственной помощи нам, тем более что кормили селяне нас не покупными продуктами. Конечно, нехорошо было пользоваться доверием людей, но в то не очень сытное, а порой и полуголодное время мы себя проходимцами не чувствовали, так как больше всего мыслей у молодых было именно о еде, а такая ежедневная помощь с пропитанием очень здорово нам помогла и надолго запомнилась.

 На фото: А.И. Герасимов на геодезической практике.

 

После третьего года обучения проходила у нас летом двухмесячная практика на Московско-Рязанской железной дороге. Поселили нас в общежитии на станции Кратово (также назывался и расположенный рядом большой жилой поселок) в 35 километров от Москвы. Здесь мы пользовались особым вниманием местных барышень, так как Крылов Василий приехал сюда со своим баяном, и почти ежевечерне около нашего дома организовывались танцы и игры. Первоначально половина группы (и я в их числе) должны были на станции Москва-Товарная (не доезжая полтора километра до Казанского вокзала в Москве) за один месяц соорудить по готовому проекту весовой автомат, который определял бы и записывал брутто и нетто, а также тип каждого проходящего по рельсам весов вагона. Мы действительно ударно и сверхурочно работали под присмотром прораба, выкопали котлован, забетонировали фундамент под весы, а также под рядом расположенное небольшое здание с автоматикой и пультом управления весами, возвели полностью это здание, смонтировали и наладили весы, апробировали их работу с прокаткой вручную вагонов и платформ. Сдать в эксплуатацию весы мы не успели, так как нас всех перевели на строительство жилого двухэтажного дома на станции Фрезер указанной выше дороги (так предусматривал договор для практического ознакомления студентов с максимально большим разнообразием строительно-монтажных работ). Там мы тоже сделали значительный объем работ (кирпичная кладка, штукатурка, печные работы, столярные и плотничные, малярные, санитарно-технические и др.), за которые получили неплохие (по студенческим меркам) деньги. Выполняя работы, мы должны были обязательно вести своеобразные дневники, описывая технологию работ и сравнивая их с наиболее известными прогрессивными приемами, в том числе с использованием средств малой и большой механизации».

     Производственную практику в послевоенное десятилетие учащиеся проходили во всех уголках нашей необъятной Родины.

Студенты путейской специальности:

Практика по буровзрывным работам: на Московско-Киевской ж. д. ст. Калуга Калужский Щебзавод, 73 разъезд; ст. Муратовка Муратовский Щебзавод. Курско-Донбасская ж. д. ст. Венев, Веневский Щебзавод.                                                  

Практика по летнему ремонту и содержанию пути: Московско- Рязанская ж.д: ст. Сасово, ст. Ряжск, ст. Кочетовка, ст. Тамбов, ст. Моршанск, ст. Куровская, ст. Раменское, ст. Голутвин, ст. Рязань I, ст. Рязань II. По капитальному ремонту пути по ст. Фаустово ПМС-5, ст. Листвянка ПМС-52, ст. Биркино – ПМС-53. ПЧ-14 ст. Лихоборы, ПЧ-22 ст. Богоявленск Юго-Восточной ж.д.

    Студенты строительной специальности: практика по строительным работам при постройке зданий: УСМЗ МПС г. Москва, Учдорстрой г. Рязань, Строительно-монтажное управление треста №23 г. Рязань, Строительный участок № 2 треста №23 г. Рязань (Строительство ТЭЦ и поселка в с. Хамбушево (1954)).

     Перед началом практики со студентами проводились беседы при каждом посещении объекта практики с указанием в своем дневнике характера проведенной беседы, а также проверялось ведение практикантами дневников и технических списков. Осветить задачи практики и разъяснить, что согласно Постановлению Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 30/VIII 1954г. № 1863 учащиеся должны проходить практику путем непосредственного выполнения производственной работы. По окончании практики учащиеся должны сдавать экзамены непосредственно на производстве.

      В соответствии с учебными планами и заключенными договорами учащиеся направлялись на преддипломную практику в следующие организации. 

Строительные группы: в тресты: Рязаньстрой, «Жилстрой», трест № 23, №11 города Рязани, «Губахтяжстрой» г. Губаха, «Коломнастрой», «Центротрансстрой» г. Москва.

Учащихся специальности «Эксплуатация железных дорог»: ст. Рязань I, ст. Рязань II, ст. Стенькино, ст. Рыбное, ст. Зеленево, ст. Лесок, ст. Дягилево.

   В 60-е годы принято решение о строительстве двух цехов учебных мастерских. 17 ноября 1960 года вышел Приказ №584 Министерства высшего и среднего специального образования СССР, где говорилось что «учащиеся должны проходить практику путем непосредственного участия в производственном труде по выполнению производственного задания и получить рабочую квалификацию по одной из строительных профессий».

    В июне-июле 1961 года проходили строительную практику учащиеся I, II и III курсов строительных групп. Под руководством зав. учебными мастерскими Куликова А.М. и мастера-инструктора Бесчастного В.Н., ребята выполнили большой объем работ на строительстве спортивного зала и учебных мастерских. Учащиеся, проходя учебную и производственную практику на строительстве, в большинстве своем добросовестно и с любовью относились к работе, осваивая необходимые навыки по строительным специальностям. Силами студентов были выполнены следующие работы: разобраны ранее существовавшие строения объемом 560 м2, вырыты траншеи под фундамент объемом 70 м2, выложены кирпичные стены строительного цеха объемом 40 м3. Учащиеся этих групп овладели навыками ведения бетонных работ, кирпичной кладки и показали хорошее отношение к труду. Руководителям строительной практики и учащимся была объявлена благодарность. В результате были построены два цеха учебных мастерских.

 На фото: студенты-строители строят мастерские техникума в рамках производственной практики, 1961 год.

 

   Из Приказа №91 от 20/III 1963г. «О направлении учащихся 4 курса на годичную производственную работу и организации вечернего обучения». 

Студенты строительного отделения направлялись на годичную производственную работу с занятием рабочих мест в период с 23/III 1963 по 23/ III 1964гг. в следующие строительные организации: СУ-22 треста «Рязаньжилстрой», СУ-24 треста «Рязаньжилстрой»,   СУ-4 Стройтреста № 11, УМ-26 треста «Рязаньжилстрой», СУ-1 Стройтреста №11, СМУ-3 Дорстройтреста, Локомотивное депо ст. Рыбное, Комбинат «Стройдеталь» треста «Рязаньсельстрой», Рязанское городское Ремонтно-строительное управление, Рязанский строительно-монтажный участок №3 Дорстройтреста Московской ж. д. Обучение учащихся проводилось по вечерней системе. Занятия проходили во вторник и четверг вечером и в субботу днем.

   Летом 1963 года силами учащихся строительных групп I, II и III курсов учебная строительная практика проводилась на строительстве цеха учебных мастерских. Общее руководство, инструктаж и обучение учащихся по каменным работам возлагалось на командированного из СУ-23 треста «Рязаньжилстрой» мастера-инструктора Бесчастного В.Н.                                                                                                                              

Все практиканты отработали положенное время на строительстве, пройдя работы по бутовой кладке, кирпичной кладке, штукатурке, бетонным и плотницким работам, и в конце практики сдали экзамены на получение рабочей квалификации и разряда.

    Из Приказа №105 от 15/IV 1968 г. «Об организации концентрированного производственного обучения и производственной работы».                                                    

В соответствии с учебным планом и заключенными договорами в ОПМС-8, ПМС-103, ПЧ-39 направить учащихся третьего курса путейского отделения на производственное концентрированное обучение на 4 недели с переходом на производственную работу на 22 недели на следующие производственные участки: ст. Кирки Октябрьской ж. д. ОПМС-8, ст. Перово Московской ж. д. ПМС-103, ст. Рязань I Московской ж/д ПЧ-39, ст. Раненбург Юго-Восточной ж. д. ПЧ.

  В конце 60-х в Рязани появилась потребность в специалистах по водоснабжению и канализации. В 1969 году в Рязанском техникуме железнодорожного транспорта открылась специальность «Строительство водопроводных и канализационных сетей и сооружений», просуществовавшая до начала 80-х годов. Студенты, окончившие техникум по этой специальности, проходили производственную и преддипломную практику, а затем влились в ряды работников Рязанского водоканала.

   Из Приказа №53 от 28/II 1970г. В соответствии с разверсткой ГУК, МПС №264/УКС от 24/X 1969 г. и решением комиссии по распределению оканчивающих /Протокол №1от 13/I 1970 г./ распределить путейцев и строителей. Управление Московской ж. д.: на Рязанское отделение, Смоленское отд., Каширское отд., Брянское отд., Курское отд., г. Москва, Новомосковское отд., Орловское отд., Московско-Ярославское отд., Калужское отд. Ртищевское отд. Приволжской ордена Ленина ж. д.    

Управление Куйбышевской ж. д., управление Октябрьской ж. д., управление Горьковской ж. д, управление Белорусской ж. д., управление Дальневосточной ж. д. Министерство энергетики и электрификации СССР. Уфимский строительно-монтажный трест №3, Строительно-монтажный поезд №380 Дорстройтреста Юго-Восточной железной дороги. Дорстройтрест Казахской ж. д. Мостостроительный поезд №60. Отделение дороги №9 Казахской ж. д. Целеноградское отд. Казахской ж. д. 2 дистанция гражданских сооружений. Ставропольская дистанция гражданских сооружений Северо-Кавказской ж. д. Чуйская дистанция гражданских сооружений Кавказской ж. д. Туапсинская дистанция гражданских сооружений Северо-Кавказской ж. д. Стройуправление №1 Дорстройтреста Азербайджанской ж. д. Строительный трест г. Ленинграда Октябрьской ж. д.

 Выдать выпускникам денежное довольствие в счет подъёмных и суточных.

        Из Приказа №107 от 8/V 1971г. «О проверке и дальнейшем улучшении преподавания и состояния охраны труда в техникуме».

  В целях улучшения постановки преподавания и сознательного усвоения учащимися требований охраны труда и техники безопасности, избегания несчастных случаев, особенно в период производственной практики учащихся, провести комиссионную проверку выполнения плана мероприятий ГУУЗа. Результаты проверки обсудить на педагогическом совете с целью устранения выявленных недостатков.

  Перед направлением учащихся на производственную технологическую практику заведующим отделениями тщательно проводить инструктаж по технике безопасности. Дооборудовать кабинет по охране труда, обеспечив выполнение всех требований учебных программ.

     Из Приказа № 132 от 4/V 1972г. «О производственной практике и последующей работе на производстве учащихся строительных групп». Направить учащихся 3 курса строительного отделения с 1 июня по 5 июля 1972г. и последующую работу на производстве с 6 июля по 17 ноября 1972г. в следующие организации: СУ-1 треста «Рязаньстрой №11; Строительный участок Рязанского транспортного Управления; Учдорстрой №3 Московской ж. д.; Белореченская дистанция пути Северокавказской ж. д.; Демская дистанция зданий и сооружений Куйбышевской ж. д.; Никитинское отделение «Сельхозтехника» Рязанской области; Кропоткинское СМУ №44 Краснодарского Края; СУ-48 Стройтреста №4 г. Скопина Рязанской области; Старостеклянный откормсовхоз Рязанской области; Воинская часть № 54205г. Рязани; колхоз «Красный Октябрь» Спасского района Рязанской области. 

      До 80-х годов заведующий мастерскими техникума был ответственным за работу студентов во время учебной, технологической, производственной и преддипломной практики. В те годы эту роль выполнял Васильев Анатолий Иванович.

             В 1983 году в штате техникума появляется новая должность – Заместитель директора по учебно-производственной работе, которую вплоть до 2010 года занимал Черваков Сергей Серафимович. Сергей Серафимович сумел наладить связи с производственными предприятиями, хорошо организовать и в течение двадцати семи лет руководить работой по практическому обучению студентов. Обеспечивал выполнение требований Государственных образовательных стандартов специальностей в формировании их практических навыков. Наладил контакт и заключал договоры с региональными железнодорожными предприятиями и предприятиями транспортного строительства, учреждениями, организациями по обеспечению ими мест практик, осуществлял контроль за выполнением предприятиями условий договоров. Организовывал подбор руководителей практик, осуществлял руководство и контроль за их работой. Сергей Серафимович организовывал и систематически контролировал работу по подготовке к практике и сдаче руководителями практики отчетов о прохождении студентами практики и выполнении ими индивидуальных заданий. Осуществлял контроль за выполнением программ практик. Руководил профессиональным обучением и планировал эту работу, следил за качеством образовательного и воспитательного процесса подготовки студентов в период практики. Черваков С.С. награжден «Почетной грамотой начальника Московско-Рязанского отделения железной дороги» (2005г.)

 На фото: С.С. Черваков (третий справа).

 

            В дальнейшем должность заместителя директора по учебно-производственной работе занимали Красников Александр Федорович (с 2011 по 2015), Медведева Ирина Игоревна (с 2015 по 2019).

    Руководство техникума на протяжении всего периода существования поддерживало тесный контакт с представителями железнодорожных предприятий Рязани. Заключали договоры и организовывали прохождение практики на производстве, что крайне важно для закрепления теоретического материала, полученного из лекционных занятий в техникуме.

     В последние годы студенты проходят производственную практику. Путейцы: ПЧ-39; ПМС-12. Строители: НГЧ-17. Энергетики: ЭЧ-15. Вагонники: ВЧД-27. ТОРПС: ТЧ-39, ТЧ-38. Движенцы: ДЦС тер.2. Компьютерные сети ИВЦ.

 

С 2019 по настоящее время заместитель директора по учебно-производственной работе Лунин Олег Владимирович, пришел в Рязанский филиал с производства. Компетентный педагог, участвует в информатизации учебно-производственного процесса, во внедрении информационных технологий обучения.
Организует работу по трудоустройству учащихся.
 На фото: О.В. Лунин (слева).

 

   Наши выпускники – это наша гордость. География их трудоустройства также обширна, как и география прохождения производственной практики на протяжении столетнего существования Рязанского филиала ПГУПС.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: