ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА.
РЕСУРСЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Транспорт образует единую транспортную систему (ЕТС), включающую в себя в тесной взаимоувязке все виды транспорта.

В единой транспортной системе Российской Федерации ведущая роль принадлежит железнодорожному транспорту, имеющему следующие технико-экономические особенности:
· возможность прокладки на любой сухопутной территории;
· осуществление перевозок на огромных пространствах (с запада на восток — 10 тыс. км, с севера на юг — 3,5 тыс. км);
· регулярность перевозок в любое время суток, года, в любую погоду независимо от климатических условий;
· массовость перевозок;
· возможность перевозки негабаритных грузов;
· реализация больших скоростей движения при относительно высокой степени безопасности;
· большая маневренность в использовании вагонного парка, изменении направлений вагонопотоков в обход поврежденных или загруженных участков;
· относительно низкая себестоимость перевозок грузов и пассажиров;
· наименьшее отрицательное воздействие на окружающую среду;
· большая значимость во внешнеэкономических связях и в деле обороны страны.
Первостепенную важность железных дорог отмечал еще в 1910 году профессор Императорского московского инженерного училища В. Мясоедов-Иванов: «При огромных пространствах и больших расстояниях, разделяющих эти пространства, при неравномерности распределения населения железные дороги в России доставляют огромное сбережение времени при перемещениях рабочих, увеличивая, таким образом, производительность народного труда».
В настоящее время роль железнодорожного транспорта в стране еще более возросла. На его долю сегодня приходится около 80 % грузовых и 40 % пассажирских перевозок.
В результате улучшения технологии работы и сохранения низких тарифов на перевозки доля железнодорожной составляющей в конечной цене продукта за последние 3 года сократилась почти вдвое.
Особая роль железнодорожного транспорта состоит в развитии транспортной инфраструктуры на направлениях запад — восток, север — юг. В недалекой перспективе он станет центральным звеном в создании пяти евроазиатских транспортных коридоров, транспортным мостом между Европой, Азией и Америкой. Уже сегодня из центра Европы идет прокладка ширококолейной линии (1520 мм) с выходом на российскую магистральную сеть железных дорог.
Предполагается реконструкция Санкт-Петербургского торгового порта, строительство портов в Лужской губе (бухта Батарейная), развитие пропускной способности Ломоносовского и Приморского портов.
На востоке усиливаются подходы к морским портам, модернизируются контейнерные терминалы, вводится в эксплуатацию новый подвижной состав для перевозки контейнеров, развивается высокоскоростное движение контейнерных поездов по специальным «ниткам» графика.
Имея явные преимущества перед воздушным транспортом, высокоскоростные магистрали к 2015 году возьмут на себя значительную часть пассажиропотока — около 31 % из 43 % общесетевого.
Одним из самых ценных преимуществ высокоскоростного движения на направлениях сети железных дорог является экономия времени на перемещение грузов и пассажиров. Кроме того, здесь обеспечены высокий уровень комфорта и заданная степень безопасности пассажира. Привлекательна для пассажира и невысокая стоимость проезда по сравнению с самолетом, а также прибытие пассажирских поездов на вокзалы, расположенные в непосредственной близости к центрам городов.
При эксплуатации скоростных и высокоскоростных линий отмечаются относительно небольшие отрицательные воздействия на окружающую среду.
В январе 2000 года был подготовлен проект Федеральной целевой программы
«Развитие скоростного и высокоскоростного движения в России на период 2000—
2015 годов», предусматривающий скоростное движение на полигоне общей протяженностью около 8000 км.
В качестве приоритетных направлений названы Москва — Санкт-Петербург; Санкт-Петербург — Бусловская; Москва — Красное (Минск — Брест — Варшава — Берлин); Москва — Нижний Новгород; Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону — Адлер; Москва — Ярославль; Москва — Саратов; Нижний Новгород — Екатеринбург — Омск — Новосибирск и ряд других направлений.
Переход на высокоскоростное движение позволяет значительно сократить продолжительность поездки пассажира. Например, поезд «Аврора» Санкт - Петербург - Москва по графику 2002 года находился в пути 5 часов 41 минуту, а по проекту программы пройдет это расстояние за 4 часа 30 минут.
На скоростных линиях значительно возрастет объем перевозок для обеспечения двусторонней торговли между государствами. Таким образом, развитие высокоскоростного движения обеспечит прирост доходов железнодорожного транспорта и страны в целом. В этом заключаются стратегические интересы государства, показатели промышленного развития, богатства и престижа страны.
Железнодорожный транспорт всегда способствовал развитию экономики государства. Россия — это страна с большими расстояниями.
Государственное значение железных дорог отражено в программе реформирования транспорта.






