На начало XXI века в России эксплуатируется 86 тыс.км железнодорожных путей общего пользования и 95 тыс. км железнодорожных подъездных путей предприятий, в том числе 83,5 тыс.км бесстыковой колеи, 25% дорог (45 тыс.км) электрифицировано. По общей протяжённости магистральных дорог Россия занимает третье место в мире, уступая США (195 тыс.км) и Китаю (100 тыс.км).. Однако по густоте сети – одно из последних. И сегодня по общему грузообороту железнодорожного транспорта Россия удерживает лидерство, однако и железнодорожная сеть, и транспортные средства в значительной мере физически изношены и требуют незамедлительного обновления.
России с её огромными пространствами и крупными объёмами перевозок массовых грузов на большие расстояния остро необходим хорошо развитый железнодорожный транспорт, скоростные трассы с большой пропускной способностью и современный подвижной состав.
Рис. 5.1. Схема железных дорог России
В соответствии с принятой "Стратегией развития железнодорожного транспорта до 2030 года" предполагается:
- ввести более 20 тыс. км новых железнодорожных линий и электрифицировать около 7,5 тыс. км путей;
- организовать транспортное обеспечение 18 перспективных месторождений полезных ископаемых и промышленных зон;
- протяженность линий, обеспечивающих движение пассажирских поездов со скоростью до 350 км/ч, к 2030 г. составит 1528 км.;
- будет обновлен подвижной состав, планируется закупить более 23 тыс. локомотивов, более 900 тыс. грузовых вагонов и около 29,5 тыс. пассажирских вагонов;
- железнодорожным транспортом общего пользования будут обслуживаться 83 из 86 субъектов Российской Федерации;
- плотность железнодорожной сети к 2030 году будет увеличена на 23,8% при полной ликвидации ограничений пропускной и провозной способности;
- объём инвестиций в развитие железнодорожного транспорта РФ до 2030 года составит более 13 трлн. рублей (в ценах 2007 года).
Для реализации "Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года" планируется активно использовать механизм государственно-частного партнерства.
В "Стратегии" четко обозначены объемы инвестиций всех заинтересованных сторон. Так, доля РФ составляет около 2,7 трлн. рублей (20%), субъекты РФ - более 600 млрд. рублей (5%), частные инвесторы - свыше 10 трлн. рублей (75%), в том числе ОАО "РЖД" - 5,5 трлн. рублей (40%), другие частные инвесторы (общего пользования) - 1,6 трлн. рублей (12%) и другие частные инвесторы (промышленный транспорт) - 3,1 трлн. рублей (23%).
Согласно "Стратегии", инвестиции планируется распределить следующим образом: 40% - строительство новых железнодорожных линий, 31% - развитие существующих объектов инфраструктуры и 29% - обновление подвижного состава.
Таким образом, в результате реализации "Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года" будут созданы условия для обеспечения динамичного развития страны: увеличения ВВП в 4,5 раза, промышленного производства в 3,3 раза, оптимизации структуры экономики и освоения новых промышленных районов.
5.2. Классификация и технико-эксплуатационные характеристики железнодорожных путей и подвижного состава железнодорожного транспорта
Железнодорожный путь – комплекс инженерных сооружений, предназначенных для пропуска поездов с установленной скоростью.
Расстояние между рельсами называется шириной колеи. В разных странах принята разная ширина колеи. В России, СНГ, Прибалтике и Финляндии – 1520 мм (русская колея), в Европе(за исключением Испании и Португалии, где ширина колеи – 1670 мм - иберийская колея) – 1435 мм (стандартная колея), в Китае и Иране – 1435 мм, в Индии и Пакистане – 1676 мм (индийская колея), в отдельных штатах Южной Америки, Ирландии, странах Африки – 1067 мм, 1600 мм (ирландская колея). Может быть и узкая колея 1000, 750 мм, характерная для промышленного транспорта.
К путевому хозяйству железнодорожного транспорта относится как собственно путь, так и комплекс производственных подразделений и хозяйственных предприятий, предназначенных для обеспечения бесперебойной работы путевого хозяйства.
Рис. 5.2. Железнодорожное полотно
Линейными предприятиями путевого хозяйства являются дистанции пути, дистанции лесозащитных насаждений и путевые машинные станции. На долю путевого хозяйства в системе железнодорожного транспорта приходится более 50% всех основных средств железной дороги и свыше 20% общей численности персонала.
Железнодорожные линии представляют собой совокупность перегонов, станций и других разделительных пунктов, оснащённых соответствующими техническими средствами для осуществления перевозок.
В зависимости от назначения, скорости движения и грузонапряжённости железнодорожные линии делятся на категории:
- скоростные;
- особо грузонапряжённые:
1-й категории - железнодорожные магистральные линии наиболее грузонапряжённые;
2-й категории – железнодорожные магистральные линии грузонапряжённые;
3-й категории – железнодорожные линии (не магистральные);
4-й категории – внутристанционные соединительные пути.
Для устройства линий при необходимости возводят искусственные сооружения: путепроводы, виадуки, эстакады, мосты, тоннели, переезды.
Станции являются основными предприятиями железнодорожного транспорта, играющими важнейшую роль в обслуживании пассажиров, отправителей и получателей грузов, организации грузопотоков и перевозочного процесса в целом.
Грузовые станции размещаются в крупных населённых и промышленных центрах. Классифицируются в зависимости от эксплуатационного назначения:
- неспециализированные (общего пользования), где происходит погрузка – выгрузка всех видов груза собственными техническими средствами железной дрроги;
- специализированные для переработки отдельных видов груза;
- портовые (припортовые), обслуживающие морские, речные порты и паромные переправы.
Подвижной состав железнодорожного транспорта:
- локомотивы (тепловозы, паровозы, электровозы);
- вагоны (пассажирские и грузовые);
- электропоезда, дизель-поезда;
- специальный подвижной состав.
Локомотивы – транспортные машины. Предназначенные для создания движущей силы, посредством которой перемещаются составы с грузами и пассажирами по рельсовым путям железных дорог.
К грузовым вагонам относятся:
- универсальные крытые вагоны грузоподъёмностью 68-72 тонны и объёмом кузова 120-140 куб. м;
- специализированные крытые вагоны для перевозки различных грузов закрытого хранения: зерна, цемента, минеральных удобрений (вагоны-хоппёры), скота, легковых автомобилей и т.д.;
- полувагоны (четырёхосные и восьмиосные) грузоподъёмностью 69-130 тонн для грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков;
- платформы грузоподъёмностью от 20тонн до 73 тонн;
- думпкары-открытые платформы для перевозки навалочных грузов с возможностью самовыгрузки;
- цистерны грузоподъёмностью 60-125 тонн;
- спецтранспортёры грузоподъёмностью до 500тонн.
Вагоны для пассажирских перевозок классифицируются:
- пассажирские;
- багажные;
- почтовые, почтово-багажные;
- вагоны-рестораны;
- специальные.
Виды локомотивов:
Рис.5.3. Паровоз
Рис.5. 4. Тепловоз
Рис. 5.5. Электровоз
Рис. 5. 6. Пассажирский высокоскоростной поезд «Сапсан»
Типы железнодорожных вагонов:
Рис. 5.7. Полувагон
Рис. 5.8. Крытый вагон
Рис. 5.9. Железнодорожная цистерна
Рис.5.10. Рефрижераторная секция
Рис. 5.11. Вагон – платформа для перевозки контейнеров
Рис. 5.12. Вагон – хоппёр для перевозки насыпных грузов
Рис. 5.13. Саморазгружающийся вагон - думпкар
5.3. Организационно – производственные структуры железнодорожного транспорта
5.3.1. Организация производственно – хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта
Организация работы железнодорожного транспорта крайне сложна, в том числе из-за привязки его к железнодорожной колее.
Основой технологии работы железнодорожного транспорта являются следующие составляющие:
- теория расписания (график движения),
- план формирования поездов по направлениям движения,
- согласованный план формирования поездов на магистральном направлении с графиком работ подъездных путей предприятий, имеющих связь с магистральной сетью железных дорог.
Управление транспортным процессом осуществляется через диспетчерские центры (круги). Территория железных дорог разделена на сектора (круги), диспетчеры которых регулируют движение в зонах своей ответственности, передавая от одного другому контроль за движением поезда.
Приём груза к перевозке железнодорожным транспортом оформляется железнодорожной накладной.
В основе структуры железнодорожного транспорта лежит производственно – территориальный принцип, согласно которому железнодорожная сеть страны разделена на крупные отдельные участки – железные дороги. Каждая железная дорога имеет в своём составе различные службы, занимающиеся конкретной деятельностью в различных областях железнодорожной отрасли: пассажирскими перевозками, грузовыми перевозками, безопасностью движения и экологией. Информацией и связью, внешними связями и т.д. В свою очередь железные дороги делятся на отделения, являющиеся основными производственными звеньями железных дорог. Отделения осуществляют руководство производственно – хозяйственной и финансовой деятельностью всех производственных и линейных подразделений, находящихся в пределах этой железной дороги: станций, дистанционных путей, дистанций электроснабжения, пунктов водоснабжения и т.д.
В настоящее время в Российской Федерации выделено 16 железных дорог, являющихся филиалами ОАО «Российские железные дороги», краткая характеристика которых приводится ниже.
Московская железная дорога (8985 км) обслуживает Московский узел и территории Московской, Смоленской, Брянской, Тульской, Рязанской, Орловской и Курской областей. Управление дороги находится в Москве. Московская железная дорога занимает 1-е место по пассажирским перевозкам, перевозит примерно 30% пассажиров, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.
Рис. 5.14. Схема Московской железной дороги
Октябрьская железная дорога (10193 км) объединяет северо – западные участки европейской части России. В её ведении находится Санкт-Петербургский узел, территории Мурманской, Ленинградской, Псковской, Новгородской, Тверской областей, республики Карелия, а также части Московской области. Управление дороги находится в Санкт-Петербурге. В сеть Октябрьской железной дороги входит дорога «Санкт-Петербург – Москва» - фактически первая железнодорожная магистраль (649,7 км), построенная в России. Указ о строительстве этой магистрали был подписан 1 февраля 1842г. царём Николаем I. После начала эксплуатации в 1851 году эта дорога стала называться Николаевской. Сейчас скоростной поезд «Сапсан» преодолевает расстояние между Санкт-Петербургом и Москвой за 4 часа.
Рис. 5.15 Схема Октябрьской железной дороги
Калининградская железная дорога (618 км) организована в соответствии с постановлением Совета Министров РФ от 15.04.1992 года. Она была выделена из состава Прибалтийской железной дороги и пролегает по Калининградской области. Управление находится в Калининграде.
Особенностью Калининградской железной дороги является то, что она не соединяется непосредственно с национальной железнодорожной сетью страны, так как после распада СССР Калининградская область превратилась в анклав. В связи с этим возникли определённые трудности, связанные с пересечением границ иностранных государств (Польши, Литвы, Белоруссии), поскольку перевозка железнодорожным транспортом в этом случае стала иметь статус международной.
Рис. 5.16. Схема Калининградской железной дороги
Северная железная дорога (5955 км) пролегает по территориям Архангельской области, Республике Коми, Вологодской, Ярославской, Костромской и Ивановской областей. Управление дороги находится в Ярославле.
Северная железная дорога взаимодействует с морским, речным и автомобильным транспортом, с беломорскими портами, Северным морским пароходством, речными портами Волги, Северной Двины, Печёры, Оби.
Рис. 5.17. Схема Северной железной дороги
Горьковская железная дорога (5346 км) пролегает по территориям Кировской, Владимирской, Нижегородской областей, Республики Марий Эл, Чувашской Республики, Удмурдской Республики и частично Республики Татарстан. Управление дороги находится в Нижнем Новгороде.
Рис. 5.18. Схема Горьковской железной дороги
Юго-Восточная железная дорога (4238 км) охватывает территории, расположенные в Липецкой, Тамбовской, Белгородской и Воронежской областях. Управление дороги находится в Воронеже.
Рис. 5.19. Схема Юго-Восточной железной дороги
Куйбышевская железная дорога (4572 км) проходит по территориям Республики Татарстан, Республики Мордовия, Пензенской, Ульяновской, Самарской областей и Республики Башкортостан. Управление дороги находится в Самаре.
Куйбышевская железная дорога – крупнейшая магистраль, соединяющая запад и центр страны с важнейшими экономическими районами Урала, Сибири и с государствами Средней Азии.
Рис. 5.20. Схема Куйбышевской железной дороги
Северо-Кавказская железная дорога (6358 км) обслуживает Ростовскую область, Краснодарский и Ставропольский края, Карачаево-Черкесскую Республику, Республику Калмыкия, Республику Северная Осетия, Республику Ингушетия, Чеченскую Республику и Республику Дагестан.
Управление дороги находится в Ростове-на-Дону.
Особое значение Северо-Кавказской железной дороги обусловлено тем, что она обеспечивает громадный пассажиропоток к местам летнего отдыха Чёрного и Азовского морей. Кроме того, она осуществляет связь с морскими грузовыми портами Новороссийск, Туапсе, Ейск, Таганрог, Махачкала, речными портами, расположенными на Дону, Северном Донце и Кубани.
Рис. 5.21. Схема Северо-Кавказской железной дороги
Приволжская железная дорога (4191 км) пролегает по территориям Саратовской, Волгоградской и Астраханской областей. Управление дороги находится в Саратове. Дорога связывает между собой промышленные города, расположенные в низовьях Волги, с центром России, Сибирью, странами Средней Азии и с Украиной.
Рис. 5.22. Схема Приволжской железной дороги
Свердловская железная дорога (7126 км) проходит по территориям Пермского края, Тюменской, Свердловской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Управление дороги находится в Екатеринбурге.
Особая роль дороги заключается в том, что к ней примыкает сеть подъездных путей промышленного транспорта, обслуживающего такие важные отрасли промышленности, как горнорудная, каменноугольная, металлургическая, деревообрабатывающая, машиностроительная. Дорога обеспечивает пропуск поездов из центральных и северо-западных районов России в Сибирь, на Дальний Восток, в Казахстан.
Рис. 5.23. Схема Свердловской железной дороги
Южно-Уральская железная дорога (4807 км) обслуживает Челябинскую, Оренбургскую и Курганскую области. Управление дороги находится в Челябинске. Дорога включает старейшие участки железнодорожной сети, движение по которым началось ещё в 60-80-е годы XIX века.
Рис. 5.24. Схема Южно-Уральской железной дороги
Западно-Сибирская железная дорога (5863 км) пролегает по территориям Омской, Тюменской, Новосибирской, Кемеровской областей и Алтайского края. Управление дороги находится в Новосибирске. Западно-Сибирская железная дорога является частью Транссибирской магистрали.
5 мая 1892 года Комитет Министров России вынес решение о начале строительства Западно-Сибирской железной дороги как продолжение Златоустовско-Челябинской дороги. 20 июля 1892 года начато строительство дороги на участке Омск-Кривощёково, а 1 сентября 1895 года открыто движение на этом участке. 5 апреля 1897 года сдан в эксплуатацию мост через р.Обь.
Рис. 5.25. Схема Западно-Сибирской железной дороги
Красноярская железная дорога (3160 км) проходит по югу Красноярского края и по территории Республики Хакасия. Она является основной транспортной линией, связывающей западные районы Сибири и Кузбасса с Восточной Сибирью и Дальним Востоком. Управление дороги находится в Красноярске. Она является частью Транссибирской магистрали.
Рис. 5.26. Схема Красноярской железной дороги
Восточно-Сибирская железная дорога (3820 км) обслуживает Иркутскую область, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ и Республику Бурятия. Управление дороги находится в Иркутске. Входит в состав Транссиба.
Достопримечательностью Восточно-Сибирской железной дороги является известная во всём мире Кругобайкальская железная дорога, построенная в начале XIX века по берегу озера Байкал. После строительства Ангарской ГЭС в 1956 году участок от Иркутска до Листвянки попал в зону затопления и был разобран. Тем не менее 89-километровый железнодорожный путь, включающий «Байкал – Маритуй – Култук – Слюдянка», в настоящее время и является Кругобайкальской железной дорогой. Это памятник инженерно-технического искусства, объявленный архитектурно – ландшафтным заповедником и находящийся под охраной государства.
Рис. 5.27. Схема Восточно-Сибирской железной дороги
Забайкальская железная дорога (3339 км) пролегает по территориям Забайкальского края, Амурской области и Агинского Бурятского автономного округа. Управление дороги находится в Чите. На востоке дорога граничит с железной дорогой КНР. Входит в состав Транссиба.
Рис. 5.28. Схема Забайкальской железной дороги
Дальневосточная железная дорога (5986 км) пролегает по территориям Амурской области, Еврейской автономной области, Хабаровского и Приморского краёв и Сахалинской области. Управление дороги находится в Хабаровске. Дорога является замыкающим звеном Транссибирской магистрали. Существенная роль принадлежит Дальневосточной железной дороге в осуществлении торгово - экономических связей с зарубежными странами Азиатско – Тихоокеанского региона, которые реализуются совместно с Дальневосточным морским пароходством.
В перспективе возможно соединение Транссибирской и Транскорейской железнодорожных магистралей. Корейская сторона окрестила будущую магистраль как «Новый железнодорожный шёлковый путь».
Сахалинская железная дорога входит в состав Дальневосточной железной дороги (Приказ Президента ОАО РЖД от 1 октября 2010 г.) ипроходит по территории Сахалинской области, пересекая остров Сахалин с севера на юг.
Железная дорога в порту Холмск соединяется паромной ж. д. переправой с портом Ванино, принадлежащим Дальневосточной железной дороге.
Рис. 5.29. Схема Дальневосточной железной дороги
Существует идея строительства тоннеля под Татарским проливом, который может соединить остров Сахалин с «Большой землёй». Кроме того, существует проект строительства моста или тоннеля, соединяющего Сахалинскую железную дорогу с железной дорогой самого северного японского острова Хоккайдо. В результате осуществления такого проекта может возникнуть прямое международное железнодорожное сообщение «Амстердам-Токио».
5.3.2. Департамент государственной политики в области железнодорожного транспорта
Департамент является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства транспорта РФ.
Основные задачи департамента:
- формирование государственной политики в области железнодорожного транспорта;
- разработка проектов законов и нормативных правовых актов в области железнодорожного транспорта;
- координация деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (в вопросах железнодорожного транспорта) и Федерального агенства железнодорожного транспорта.
Основные функции департамента:
- разрабатывает предложения к транспортной стратегии развития транспорта;
- готовит предложения по концепциям и программам социально - экономического развития на перспективу;
- разрабатывает предложения по совершенствованию системы управления железнодорожным транспортом;
- организует разработку правил перевозок пассажиров, багажа, грузов, правил сертификации, правил технической эксплуатации и другие документы в области железнодорожного транспорта.
Структура департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта:
Директор департамента
Заместитель директора департамента
Заместитель директора департамента
Отдел мониторинга и анализа реализации государственной политики
Отдел нормативного обеспечения международных перевозок
Отдел развития пассажирского комплекса
Отдел правового регулирования эксплуатационной безопасности и технической политики
Отдел экономического анализа и тарифной политики
Отдел нормативных правовых актов.
5.3.3. Федеральное агенство железнодорожного транспорта
Федеральное агенство железнодорожного транспорта (Росжелдор) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере железнодорожного транспорта. Починяется Минтрансу РФ.
Росжелдор образован 09.03.2004 года, что явилось последним этапом ликвидации Министерства путей сообщения. В соответствии с концепцией административной реформы и структурной реформы железных дорог, функции выработки государственной политики и издания нормативных актов перешли к Минтрансу РФ, функции по правоприменению, управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг к Росжелдору, а хозяйственные функции к ОАО «Российские железные дороги».
Структура Росжелдора:
Руководитель Росжелдора
Заместитель руководителя
Заместитель руководителя
Административно – кадровое управление
Управление инфраструктуры и перевозок
Управление транспортной безопасности
Управление учебных заведений и правового обеспечения
Управление экономики и финансов.
Территориальные органы управления Росжелдора:
- Центральное управление (РЦентр, г.Москва) – Московская и Юго-Восточная железные дороги;
- Северо-Западное управление (РСЗап, г.Санкт-Петербург) - Калининградская, Октябрьская и Северная железные дороги;
- Южное управление (РЮг,г.Ростов-на-Дону) – Приволжская и Северо-Кавказская железные дороги;
- Приволжское управление (РПрив, г.Н.Новгород) – Куйбышевская и Горьковская железные дороги;
- Уральское управление (РУрал, г.Екатеринбург) – Свердловская и Южно-Уральская железные дороги;
- Сибирское управление (РСиб, г.Новосибирск) – Западно-Сибирская, Красноярская и Восточно-Сибирская железные дороги;
- Дальневосточное управление (РДВост, г.Хабаровск) – Забайкальская и Дальневосточная железные дороги.
Организации, подведомственные Росжелдору:
- Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» (ФГП ВО ХДТ России);
- Федеральное бюджетное учреждение «Регистр сертификации на Федеральном железнодорожном транспорте» (ФБУ «РС ФЖТ»);
- Федеральное государственное унитарное предприятие «Единая группа заказчика» (ФГУП ЕГЗ);
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте» (ФГБОУ «УМЦ ЖДТ»);
- Федеральное казённое учреждение «Управление служебных зданий федеральных органов исполнительной власти в области транспорта» (ФКУ УСЗ);
- Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центральный дом детей железнодорожников» (ГОУ ЦДДЖ);
- Вузы железнодорожного транспорта:
1. Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ);
2. Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения (ПГУПС);
3. Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС);
4. Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС);
5. Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС);
6. Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС);
7. Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС);
8. Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС);
9. Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС).
5.3.4. Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»
ОАО РЖД было учреждено постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 года за № 585. Создание компании стало итогом первого этапа реформирования железнодорожной отрасли в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.05.2001 г. за № 384.
1 октября 2003 г.- начало деятельности ОАО РЖД.
Учредителем и единственным акционером ОАО РЖД является Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляет Правительство РФ.
Миссия компании состоит в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышение эффективности деятельности, качества услуг и глубокой интеграции в евро – азиатскую транспортную систему.
Главные цели деятельности общества – обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.
Имущество компании было сформировано путём внесения в уставный капитал ОАО РЖД по балансовой стоимости активов 987 организаций федерального железнодорожного транспорта, принадлежащих государству.