Вопрос №5. Специфика онлайн-коммуникации

Интернет действительно объединяет людей, удаленных друг от друга в пространственном и временном отношении. Взаимодействие между ними осуществляется посредством целого ряда технических средств.

 

Особую важность в контексте дальнейшего подробного рассмотрения особенностей электронной коммуникации имеет указание на полифоничный характер интернет-общения, которое сочетает в себе различные типы дискурса.

Ø Сочетание вербальной и невербальной информации (картинка, звуковой фрагмент), характеризующее креолизованный текст, также является типичным для некоторых жанров электронной коммуникации.

 

Ø Коммуникация между пользователями Сети осуществляется средствами естественного языка, который в Интернете получает ряд дополнительных функций. Можно смело утверждать, что электронный дискурс во многом является новым типом и качественно иным пространством коммуникации. В значительной степени это связано с частичным снятием этических барьеров коммуникации, что обусловлено виртуальной средой.

 

На сегодняшний день можно говорить о том, что в коммуникативной среде Интернета имеет место с воеобразная трансформация языка и языковой личности в целом. По сути, человек так или иначе репрезентует себя только через текст. Это обусловлено преимущественным отсутствием вербальных параметров коммуникации.

 

Ø Разумеется, взаимная самопрезентация коммуникантов осуществляется в рамках специфического дискурса, включающего определенные ритуалы коммуникации.

 

Для электронного дискурса характерна дистантность и опосредованность, что, с одной стороны, облегчает процесс коммуникации, а с другой – делает его сложнее.

 

Ø Язык, обслуживающий коммуникацию в Интернете, подвергается трансформации на уровне лексики, правил построения высказываний и связного текста, жанрово-стилистических норм, соотношения устной и письменной речи, коммуникативных стратегий и тактик.

 

О формировании нового стиля – стиля интернет-общения – свидетельствует целый ряд особенностей, на которые обращают внимание даже обычные пользователи Интернета, не склонные к глубокой рефлексии по поводу языка.

Наиболее значительными из них являются:

· компьютерный сленг, элементы которого переходят в общеупотребительную лексику и деловой дискурс; возрождение эпистолярного жанра;

· игровые условия коммуникации в виртуальном пространстве, даже в деловой сфере.

 

Благодаря доминирующей роли ИКТ в нашей жизни в нашу речь активно вошла компьютерная терминология, и компьютерный сленг широко распространился даже в среде непрофессионалов.

 

В результате в качестве регулятора коммуникации выступил так называемый сетевой этикет, предлагающий определенные культурно-речевые и стилистические модели в рамках сетевой коммуникации, а также ценностные ориентации и мировоззренческие представления в рамках сетевого взаимодействия с представителями разных культур.

· Эмоциональный компонент делового общения в сети, виды и способы коммуникации, как правило, имеют тенденцию к унификации для представителей разных культур, хотя, безусловно, в процессе общения необходимо учитывать особенности национального менталитета и дискурса.

 

Электронный деловой дискурс можно рассматривать как комбинацию личностного и официально-делового дискурсов.

В рамках электронной бизнес-коммуникации, кроме стремления к унификации, есть тенденция к отсутствию избыточности при передаче информации.

· Используемые в бизнес-коммуникациях правила нетикета (сетевого этикета) очевидны: они входят в кодекс "обыденной вежливости" и представляют собой этические аспекты электронных коммуникаций.

Это касается формы обращения, выбора грамматической категории залога, роли местоимений и тональности обращения. Данные правила унифицированы для различных жанров киберкоммуникации в бизнес-среде.

 

Жанровая дифференциация электронного дискурса во многом обуславливает специфику деловой коммуникации.

· Электронные жанры бизнес-общения представлены письмами, переговорами, видеоконференциями и дискуссиями, общением в блогах и социальных сетях.

· Синхронная и асинхронная коммуникация существенно детерминируют специфику электронного делового дискурса.

· Некоторые жанры имеют дискурс, тяготеющий к письменной речи (статичный), некоторые (чат) – к устной. В ряде жанров происходит совмещение этих тенденций.

Специфика чат-дискурса синхронной электронной коммуникации в реальном времени состоит в совмещении устного и письменного дискурса.

Ø Если говорить об электронных письмах, то следует отметить, что эпистолярный жанр даже в рамках делового письма трансформируется, ему становятся присущи дискретный синтаксис, аббревиация, нередкое пренебрежение пунктуацией и частое использование эмотиконов ("смайликов"),

Ø В деловом электронном дискурсе наблюдается тенденция к стиранию грани между личностно ориентированным и статусно ориентированным общением: с одной стороны, точность и четкость, с другой – синтаксис, присущий разговорному стилю, и невербальные вкрапления. Некоторые личностные параметры, имеющие значение в реальной коммуникации, просто нивелируются.

 

Ø Можно смело утверждать, что во многом причина возникающих коммуникативных барьеров в процессе виртуальной межкультурной коммуникации – в несовпадении когнитивных пространств коммуникантов, источником которого является использование различных моделей восприятия действительности, что неминуемо находит отражение в электронном дискурсе.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow