Вопрос№ 3. Деловая этика и ее значение в межкультурном общении

Деловое общение проникает сегодня во все сферы общественной жизни. Деловая коммуникация - самый массовый вид взаимодействия людей в обществе. М.В. Колтунова определила деловое общение как «общение с целью решения соответствующих практических проблем, ситуаций, когда необходимо направить или изменить деятельность других людей для выполнения конкретного дела».

 

С.Г. Андреева к принципам делового общения относит следующие:

1) признание равенства и неповторимости каждого из партнеров;

2) априорное признание существования того или иного «зерна истины» в каждой точке зрения;

3) взаимное обогащение участников общения.

 

Во внешнем деловом общении выделяют следующие этапы (стадии):

1) установление контакта;

2) ознакомление;

3) принятие решения;

4) окончание контакта.

 

· Начало общения и знакомство, если проходит первая встреча деловых партнеров, предполагают соблюдение ряда правил, диктуемых элементарной вежливостью, но имеющих некоторую специфику, поскольку руководитель - это лицо фирмы.

· После приветствия и представления необходимо сделать краткую паузу - дать партнеру возможность включиться в общение. Можно без детализации назвать проблемы предстоящих переговоров. Если переговоры проходят в офисе, то нельзя забывать об обязанностях хозяина. В ходе переговоров можно предложить кофе, минеральную воду и тому подобное, по окончании - фуршет. Вовсе не нужна излишняя роскошь. Помещение для переговоров должно быть подготовлено в техническом отношении. На столах должны лежать блокноты и ручки, папки с символикой принимающей фирмы.

 

В.Н. Лавриненко считает, что переговорный процесс должен отвечать «общим принципам равноправной и демократичной, но формальной, деловой, в значительной мере официальной коммуникации».

 

· В случае отступления кого-либо из участников от норм протокола, в жесткой, но корректной форме нужно призвать к порядку: «Здесь деловые переговоры, поэтому не приняты грубость (переход на личности, неформальная лексика)». В столь же корректной форме следует требовать соблюдения регламента.

 

· Спикер вправе поддержать выступающего, если последний волнуется (в аудитории волнуются и ораторы с многолетним стажем), а выступление заинтересовало собравшихся (это может быть сделано репликами: «Очень интересно, продолжайте» и тому подобное).

 

 

В.А. Спивак утверждает, что установление деловых контактов должно сопровождаться соблюдением следующих правил:

1. Перед началом переговоров необходимо получить информацию о партнере. Если же это не удалось, то переговоры следует начать со знакомства.

2. Не сосредотачиваясь лишь на проблемах и, разумеется, не сообщая информацию конфиденциального характера, укажите не только на достижения Вашей фирмы, но и на неудачи, покажите, какого рода итогов в виде дальнейшего развития Вашего бизнеса Вы ждете от деловых контактов с новым партнером.

3. Стремитесь к созданию атмосферы открытости, конструктивного диалога, взаимопонимания (наряду, конечно, с естественным стремлением к максимизации эффективности).

4. Оценивайте реальные возможности - это лучший способ показать свои ответственность и надежность.

Без делового общения невозможно обойтись в сфере экономических, правовых, дипломатических, коммерческих, административных отношений. Групповое взаимодействие невозможно без коммуникативной компетентности участников.

 

Умение вести деловой разговор, эффективно общаться в условиях многократно возросших информационных нагрузок и дефицита времени, обсуждать конструктивные предложения, слушать и корректировать свои подходы с пользой для общего дела - все это профессиональные требования к менеджерам, руководителям всех уровней, референтам, служащим.

 

· Необходимым условием эффективности в деловом общении является умение слушать. Слушание представляет процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего. Осмысление и применение принципов хорошего слушания может помочь наладить контакт с собеседником, понять его точку зрения, а это позволит сделать деловое общение более конструктивным.

 

· Особенностью делового общения является его регламентированность. Регламент - это порядок, устанавливаемый при проведении заседаний, собраний.

 

Установленные регламентом правила и ограничения определяются: типом делового общения, формой, степенью официальности, конкретными целями и задачами, которые стоят перед общающимися, а также национально-культурными традициями и общественными нормами поведения.

Эти правила фиксируются в виде делового (дипломатического) этикета, существуют в виде общепринятых норм поведения, этикетных требований, ограничений временных рамок общения.

 

 

Ситуация делового общения бывает:

1) строго официальной (протокольные виды делового общения);

2) официальной (непротоколируемое деловое общение);

3) неофициальной (деловое общение в рабочей и в нерабочей обстановке).

Современный человек должен знать нормы деловых отношений, уметь устанавливать и поддерживать отношения с людьми, преодолевать противоречия, разрешать конфликты, брать на себя в случае необходимости роль посредника.

Разные культурные подходы могут оказывать значительное влияние на результаты переговоров.

Существуют три фактора культурного влияния на переговоры: национальный (анализ различных стилей переговоров), организационный (определенные культуры, развитые внутри международных организаций) и профессиональные культуры (культуры, развитые среди профессионалов).

 

Помимо влияния особенностей национальной культуры на коммуникационный процесс, немаловажным фактором оказывается личность участников коммуникации. Каждый индивид по-своему реализует себя как представитель той или иной культуры. На это влияют следующие характеристики: образование, семья, регион, смежность с другими территориями, корпоративная культура, религия, профессия, социальный класс, пол, раса и возраст.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: