Деловое общение проникает сегодня во все сферы общественной жизни. Деловая коммуникация - самый массовый вид взаимодействия людей в обществе. М.В. Колтунова определила деловое общение как «общение с целью решения соответствующих практических проблем, ситуаций, когда необходимо направить или изменить деятельность других людей для выполнения конкретного дела».
С.Г. Андреева к принципам делового общения относит следующие:
1) признание равенства и неповторимости каждого из партнеров;
2) априорное признание существования того или иного «зерна истины» в каждой точке зрения;
3) взаимное обогащение участников общения.
Во внешнем деловом общении выделяют следующие этапы (стадии):
1) установление контакта;
2) ознакомление;
3) принятие решения;
4) окончание контакта.
· Начало общения и знакомство, если проходит первая встреча деловых партнеров, предполагают соблюдение ряда правил, диктуемых элементарной вежливостью, но имеющих некоторую специфику, поскольку руководитель - это лицо фирмы.
|
|
· После приветствия и представления необходимо сделать краткую паузу - дать партнеру возможность включиться в общение. Можно без детализации назвать проблемы предстоящих переговоров. Если переговоры проходят в офисе, то нельзя забывать об обязанностях хозяина. В ходе переговоров можно предложить кофе, минеральную воду и тому подобное, по окончании - фуршет. Вовсе не нужна излишняя роскошь. Помещение для переговоров должно быть подготовлено в техническом отношении. На столах должны лежать блокноты и ручки, папки с символикой принимающей фирмы.
В.Н. Лавриненко считает, что переговорный процесс должен отвечать «общим принципам равноправной и демократичной, но формальной, деловой, в значительной мере официальной коммуникации».
· В случае отступления кого-либо из участников от норм протокола, в жесткой, но корректной форме нужно призвать к порядку: «Здесь деловые переговоры, поэтому не приняты грубость (переход на личности, неформальная лексика)». В столь же корректной форме следует требовать соблюдения регламента.
· Спикер вправе поддержать выступающего, если последний волнуется (в аудитории волнуются и ораторы с многолетним стажем), а выступление заинтересовало собравшихся (это может быть сделано репликами: «Очень интересно, продолжайте» и тому подобное).
В.А. Спивак утверждает, что установление деловых контактов должно сопровождаться соблюдением следующих правил:
1. Перед началом переговоров необходимо получить информацию о партнере. Если же это не удалось, то переговоры следует начать со знакомства.
|
|
2. Не сосредотачиваясь лишь на проблемах и, разумеется, не сообщая информацию конфиденциального характера, укажите не только на достижения Вашей фирмы, но и на неудачи, покажите, какого рода итогов в виде дальнейшего развития Вашего бизнеса Вы ждете от деловых контактов с новым партнером.
3. Стремитесь к созданию атмосферы открытости, конструктивного диалога, взаимопонимания (наряду, конечно, с естественным стремлением к максимизации эффективности).
4. Оценивайте реальные возможности - это лучший способ показать свои ответственность и надежность.
Без делового общения невозможно обойтись в сфере экономических, правовых, дипломатических, коммерческих, административных отношений. Групповое взаимодействие невозможно без коммуникативной компетентности участников.
Умение вести деловой разговор, эффективно общаться в условиях многократно возросших информационных нагрузок и дефицита времени, обсуждать конструктивные предложения, слушать и корректировать свои подходы с пользой для общего дела - все это профессиональные требования к менеджерам, руководителям всех уровней, референтам, служащим.
· Необходимым условием эффективности в деловом общении является умение слушать. Слушание представляет процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего. Осмысление и применение принципов хорошего слушания может помочь наладить контакт с собеседником, понять его точку зрения, а это позволит сделать деловое общение более конструктивным.
· Особенностью делового общения является его регламентированность. Регламент - это порядок, устанавливаемый при проведении заседаний, собраний.
Установленные регламентом правила и ограничения определяются: типом делового общения, формой, степенью официальности, конкретными целями и задачами, которые стоят перед общающимися, а также национально-культурными традициями и общественными нормами поведения.
Эти правила фиксируются в виде делового (дипломатического) этикета, существуют в виде общепринятых норм поведения, этикетных требований, ограничений временных рамок общения.
Ситуация делового общения бывает:
1) строго официальной (протокольные виды делового общения);
2) официальной (непротоколируемое деловое общение);
3) неофициальной (деловое общение в рабочей и в нерабочей обстановке).
Современный человек должен знать нормы деловых отношений, уметь устанавливать и поддерживать отношения с людьми, преодолевать противоречия, разрешать конфликты, брать на себя в случае необходимости роль посредника.
Разные культурные подходы могут оказывать значительное влияние на результаты переговоров.
Существуют три фактора культурного влияния на переговоры: национальный (анализ различных стилей переговоров), организационный (определенные культуры, развитые внутри международных организаций) и профессиональные культуры (культуры, развитые среди профессионалов).
Помимо влияния особенностей национальной культуры на коммуникационный процесс, немаловажным фактором оказывается личность участников коммуникации. Каждый индивид по-своему реализует себя как представитель той или иной культуры. На это влияют следующие характеристики: образование, семья, регион, смежность с другими территориями, корпоративная культура, религия, профессия, социальный класс, пол, раса и возраст.