Как мы видим, по Рис. 2.3, мы видим, что уровень личностной тревожности у 8 испытуемых(80%), с показателем высокий, а у 2 испытуемых (20%), с умеренным уровнем личностной тревожности. Ситуативная тревожность с такими показателями 9 испытуемых (90%), уровень тревожности умеренный, а у 1(10%) испытуемых уровень ситуативной тревожности высокий

Рисунок 2.3 – Уровень тревожности в % у первородящих женщин
По Рисунку 2.4, мы получили такие данные: ситуативная тревожность у 9 (90%) испытуемых умеренная, у 1 (10%) испытуемого высокая. Личностная тревожность у 9 (95%) испытуемых умеренная, а у 1 (10%) испытуемого высокая.

Рис.2.4 Уровень тревожности в % соотношении у повторнородящих женщин
Вывод: по методике Сбилберга-Ханина «определения уровня тревожности» мы получили такие результаты, что у первородящих женщин более выражена личностная тревожность 90%, чем у повторяющих 10%.
Сопоставление результатов диагностики по 3 методикам, мы можем сделать следующие выводы:
По теста отношений беременной И.В Добрякова, мы получили такие данные, что повторнородящие женщины имеют ПКГД оптимальный, а у первородящих ПКГД в основном смешанная, это говорит нам о том, что повторнородящие женщины более психологически устойчивы, и социально адаптированы к своему будущему статусу в социуме.
По методике САН (самочувствие, активность, настроение), все испытуемые оценивают свое состояние в средний и высокий балл.
Методика на уровень выявления тревожности Сбилберга- Ханина, дала такие результаты, что первородящих женщин личностная и ситуативная тревожность в основном с показателями высокий уровень, а у повторнородящих в основном диагностировался умеренный уровень ситуативной и личностной тревожности.
Полученные результаты исследование, говорят нам о том, что повторнородящие женщины более социально-психологически адаптированы и готовы к роли и статусу матери, чем первородящие женщины.
Вывод по 2 главе
1. Для исследования социально-психологической адаптации беременных женщин были выбраны такие методики:
- Тест отношений беременной (И.В. Добряков);
- Самооценка психического состояния; самочувствие, общая активность, настроение (САН);
- Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина.
2. Методика ТОБ И.В. Добрякова, помогла нам выявить, что большинство повторнородящих женщин имеют ПКГД оптимальный, а у первородящих ПКГД в основном смешанная.
3. По методике САН (самочувствие, активность, настроение), можем сделать следующие выводы, что и первородящие и повторнородящие женщины, оценивают свои показатели с оценкой средней и высокой, это говорит о норме оценивание своего состояния.
4. С помощью методики Сбилберга- Ханина «определения уровня тревожности» мы получили такие результаты, что у первородящих женщин более выражена личностная тревожность 90%, чем у первородящих 10%.
5. Полученные результаты исследование, говорят нам о том, что повторнородящие женщины более социально-психологически адаптированы и готовы к роли и статусу матери, чем первородящие женщины.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью курсовой работы, являлось изучение социально-психологической адаптированности беременных женщин первородящих и повторнородящих.
Беременность – это физиологический процесс, во время которого в организме женщины из оплодотворенной яйцеклетки развивается плод, способный к вне утробной жизни. Нормально протекающая беременность длиться от 266 до 294 дней (т.е. 40 недель или 10 акушерских месяцев), считая от первого дня последней менструации до родов.
Материнство - самый важный и значительный этап в жизни каждой женщины. Материнские чувства проявляются уже в раннем детстве, когда девочки играют в куклы и поют песни как мамы своему ребенку. Когда в семье появляется новый человек, матери теперь есть кому можно посвятить свою любовь, заботу, терпение и мудрость. И все это связано с психическим состоянием матери, в частности с тем, как она относится к самой беременности и к рождению будущего ребенка. Она перестанет принадлежать только себе, от нее будет теперь зависеть жизнь нового существа. Ответственность за ребенка, его физическое и личностное развитие она ни на кого не сможет переложить. Беременность влечет за собой решительные перемены во взаимоотношениях с другими и людьми, в профессиональной деятельности женщины. Происходят изменения и с ее телом, и с ее душой. Они начинаются уже в первой трети беременности, когда ребенок еще и не ощущается как живое существо. Такие изменения воспринимаются именно как изменения в себе, причем необратимые и далеко не всегда желательные. Интересы постепенно смещаются с привычных на новые, связанные с ребенком, его воспитанием. Это может переживаться как потеря своих личностных достижений.
В практической части работы было проведено эмпирическое исследование. Качественный анализ эмпирических данных позволил сделать следующие выводы, что повторнородящие женщины более социально-психологически адаптированы, и готовы к роли и статусу матери, чем первородящие женщины.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М.: Академ. Проект: Альма Матер, 2005. - 702 с.
2. Абрамова Г.С. Психология материнства / Г.С. Абрамова. - М.: Академический проект, 2006. - 704 с.
3. Акушерство и гинекология: Краткое пособие по практическим умениям. / Под ред. Д. Ф. Костючек. - СПб: СПбГМА, 2001. - 116 с.
4. Баранов, А. А., Кучма, В. Р, Тутельян, В. А. Новые возможности профилактической медицины в решении проблем здоровья детей и подростков [Текст] / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, В. А. Тутельян. - М.: Изд-во НЦЗД РАМН, 2006. - 120 с.
5. Баранов, А. Н. Медико-социальные аспекты репродуктивного здоровья женщин [Текст] / А. Н. Баранов, Р. В. Санников, Р. В. Банникова - Архангельск: АГМА, 1997. - 177с.
6. Боровикова Н.В. «Адаптация к новому образу «Я» у беременных женщин» Вестник Балтийской академии 1998г. Выпуск 15, стр. 81-86.
7. Браш Х. Самые важные девять месяцев / Х. Браш, И.М. Рихберг. - М.: Сигма-Пресс, 2005.- 256 с.
8. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. -233-234 с.
9. Гинекология: Учебник. / Под ред. Г.М. Савельевой, В.Г. Бреусенко. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 480 с.
10. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 280 с.
11. Добряков И.В. В ожидании ребенка. / И.В.Добряков. - СПб.: ИК - Комплекс, 2004. - 415 с.
12. Добряков И. В Перинатальная психология. / И. В. Добряков СПб: Издательство «Питер», 2015. – 25- 45 с.
13. Журавлева, И. В. Репродуктивное здоровье подростков и проблемы полового просвещения [Текст] / И. В. Журавлева // Социологические исследования: научный журнал / учредитель Институт социологии РАН. - 2004, №3. - С. 133-142.
14. Карелин А.А Большая энциклопедия психологических тестов./ А. А. Карелин М.: Эксмо, 2007- 233-235 с.
15. Королева, Н. Н. Беременность и материнство как ситуация адаптации / Н. Н. Королева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 9 (20). — С. 254-257.
16. Кошелева А.Д. Алексеева А.С. Диагностика и коррекция материнского отношения. / А.Д. Кошелева, А.С.Алексеева. - М.: НИИ Семья, 1997. - 154 с.
17. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству. / С.Ю.Мещерякова. - М.: Мир, 2000. - 231 с.
18. Нарциссова Г.П. О материнстве. / Г.П. Нарциссова. - М.: AKADEMA, 2005. - 144 с.
19. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под. Ред. Крылова А.А., Маничева С.А. –СПб.:Питер,2000. – 560с.
20. Психология индивидуальных различий. Тексты/под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 2010. С. 288-318.
21. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика./ Д. Я. Райгородский - М.: Бахрах-М, 2011. – 103 с.
22. Рогов Е. И Настольная книга практического психолога./ Е. И. Рогов - М.: Владос, 1996. 24-27 с.
23. Рыжков В.Д. Психопрофилактика и психотерапия функциональных расстройств нервной системы у беременных женщин. / В.Д. Рыжков. - М.: Медицина, 1996. - 33 с.
24. Скоробогатова Л.Г. Книга о гармоничной беременности. / Л.Г. Скоробогатова. - СПб.: У-Фактория, 2006. - 272 с.
25. Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня. / Н.Я. Соловьев. - Вильнюс: Минтис, 1977. - 288 с.
26. Фадеева В. Самая важная российская книга мамы. Беременность. Роды. Первые годы. - М.: АСТ, Астрель, 2010. - 768 с.
27. Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез. / Г.Г. Филиппова. - М.: Жизнь и мысль, 1999. - 232 с.
28. Филиппова Г.Г. Психология материнства. Учебное пособие. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 240 с.
29. Чарлиш А. Ваша беременность. / А. Чарлиш. - М.: Ниола - Пресс, 1998. - 185 с.
30. Эйдемиллер Е.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия. / Э.Г. Эйдемиллер, И.В.Добряков, И.М.Никольская. - СПб.: Речь, 2003. - 336 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Бланк методики ТОБ
Фамилия, имя, отчество_____________________________________
___________________________________________________
Возраст __________________ Дата ____________________________
№ беременности _____________ Срок беременности __________________

ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Таблица 2.1 -Результаты методики ТОБ И.В. Добряков
| № | ФИО
| № б
|
| Типы психологического компонента | ||||
| О | Г | Э | Т | Д | ||||
| 1. | Лилия А. | 2 | + | |||||
| 2. | Наталья А. | 1 | + | + | ||||
| 3. | Дарья Б. | 2 | + | |||||
| 4. | Валентина Б. | 1 | + | |||||
| 5. | Анастасия Б. | 1 | + | |||||
| 6. | Фериде В. | 1 | + | + | ||||
| 7. | Анна В. | 2 | + | |||||
| 8. | Карина В. | 3 | + | |||||
| 9. | Мария Г. | 1 | + | + | ||||
| 10. | Екатерина Г. | 1 | + | |||||
| 11. | Яна К. | 1 | + | |||||
| 12. | Полина К. | 1 | + | |||||
| 13. | Татьяна К. | 1 | + | + | ||||
| 14. | Кристина К. | 2 | + | |||||
| 15. | Анна М. | 2 | + | |||||
| 16. | Алина М. | 2 | + | |||||
| 17. | Екатерина П. | 2 | + | |||||
| 18. | Александра Т. | 1 | + | |||||
| 19. | Дарья Т. | 2 | + | |||||
| 20. | Мария Ф. | 2 | + | |||||
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Методика САН
Ф.И.О. _____________________________возраст __________ дата __________
| 1. | Самочувствие хорошее | 3 2 1 0 1 2 3 | Самочувствие плохое |
| 2. | Чувствую себя сильным | 3 2 1 0 1 2 3 | Чувствую себя слабым |
| 3. | Пассивный | 3 2 1 0 1 2 3 | Активный |
| 4. | Малоподвижный | 3 2 1 0 1 2 3 | Подвижный |
| 5. | Веселый | 3 2 1 0 1 2 3 | Грустный |
| 6. | Хорошее настроение | 3 2 1 0 1 2 3 | Плохое настроение |
| 7. | Работоспособный | 3 2 1 0 1 2 3 | Разбитый |
| 8. | Полный сил | 3 2 1 0 1 2 3 | Обессиленный |
| 9. | Медлительный | 3 2 1 0 1 2 3 | Быстрый |
| 10. | Бездеятельный | 3 2 1 0 1 2 3 | Деятельный |
| 11. | Счастливый | 3 2 1 0 1 2 3 | Несчастный |
| 12. | Жизнерадостный | 3 2 1 0 1 2 3 | Мрачный |
| 13. | Напряженный | 3 2 1 0 1 2 3 | Расслабленный |
| 14. | Здоровый | 3 2 1 0 1 2 3 | Больной |
| 15. | Безучастный | 3 2 1 0 1 2 3 | Увлеченный |
| 16. | Равнодушный | 3 2 1 0 1 2 3 | Взволнованный |
| 17. | Восторженный | 3 2 1 0 1 2 3 | Унылый |
| 18. | Радостный | 3 2 1 0 1 2 3 | Печальный |
| 19. | Отдохнувший | 3 2 1 0 1 2 3 | Усталый |
| 20. | Свежий | 3 2 1 0 1 2 3 | Изнуренный |
| 21. | Сонливый | 3 2 1 0 1 2 3 | Возбужденный |
| 22. | Желание отдохнуть | 3 2 1 0 1 2 3 | Желание работать |
| 23. | Спокойный | 3 2 1 0 1 2 3 | Озабоченный |
| 24. | Оптимистичный | 3 2 1 0 1 2 3 | Пессимистичный |
| 25. | Выносливый | 3 2 1 0 1 2 3 | Утомляемый |
| 26. | Бодрый | 3 2 1 0 1 2 3 | Вялый |
| 27. | Соображать трудно | 3 2 1 0 1 2 3 | Соображать легко |
| 28. | Рассеянный | 3 2 1 0 1 2 3 | Внимательный |
| 29. | Полный надежд | 3 2 1 0 1 2 3 | Разочарованный |
| 30. | Довольный | 3 2 1 0 1 2 3 | Недовольный |
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Таблица 2.2- Результаты ответов методики САН
| № | ФИО
| № б
|
| Баллы по шкалам | |||
| Самочувствие | Активность | Настроение | |||||
| 1. | Лилия А. | 2 | 43 | 46 | 50 | ||
| 2. | Наталья А. | 1 | 38 | 42 | 42 | ||
| 3. | Дарья Б. | 2 | 60 | 40 | 58 | ||
| 4. | Валентина Б. | 1 | 55 | 43 | 60 | ||
| 5. | Анастасия Б. | 1 | 49 | 48 | 58 | ||
| 6. | Фериде В. | 1 | 60 | 60 | 54 | ||
| 7. | Анна В. | 2 | 30 | 35 | 48 | ||
| 8. | Карина В. | 3 | 62 | 34 | 68 | ||
| 9. | Мария Г. | 1 | 60 | 45 | 49 | ||
| 10. | Екатерина Г. | 1 | 60 | 55 | 50 | ||
| 11. | Яна К. | 1 | 54 | 55 | 42 | ||
| 12. | Полина К. | 1 | 52 | 48 | 60 | ||
| 13. | Татьяна К. | 1 | 56 | 56 | 59 | ||
| 14. | Кристина К. | 2 | 60 | 55 | 55 | ||
| 15. | Анна М. | 2 | 58 | 51 | 52 | ||
| 16. | Алина М. | 2 | 42 | 40 | 47 | ||
| 17. | Екатерина П. | 2 | 61 | 59 | 61 | ||
| 18. | Александра Т. | 1 | 50 | 42 | 43 | ||
| 19. | Дарья Т. | 2 | 58 | 54 | 60 | ||
| 20. | Мария Ф. | 2 | 50 | 55 | 60 | ||
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Бланк к методики Сбилберга- Ханана
Фамилия, имя, отчество_____________________________________
___________________________________________________
Возраст __________________ Дата ____________________________
№ беременности _____________ Срок беременности __________________






