Результаты исследования по методике Сбилберга-Ханина «определение уровня тревожности», представлены в Рисунок 2.3 и Рисунок 2.4

Как мы видим, по  Рис. 2.3, мы видим, что уровень личностной тревожности у 8 испытуемых(80%), с показателем высокий, а у 2 испытуемых (20%), с умеренным уровнем личностной тревожности. Ситуативная тревожность с такими показателями 9 испытуемых (90%), уровень тревожности умеренный, а у 1(10%) испытуемых уровень ситуативной тревожности высокий

Рисунок 2.3 – Уровень тревожности в % у первородящих женщин

По Рисунку 2.4, мы получили такие данные: ситуативная тревожность у 9 (90%) испытуемых умеренная, у 1 (10%) испытуемого высокая. Личностная тревожность у 9 (95%) испытуемых умеренная, а у 1 (10%) испытуемого высокая.

Рис.2.4 Уровень тревожности в % соотношении у повторнородящих женщин

Вывод: по методике Сбилберга-Ханина «определения уровня тревожности» мы получили такие результаты, что у первородящих женщин более выражена личностная тревожность 90%, чем у повторяющих 10%.

Сопоставление результатов диагностики по 3 методикам, мы можем сделать следующие выводы:  

По теста отношений беременной И.В Добрякова, мы получили такие данные, что  повторнородящие женщины имеют ПКГД оптимальный, а у первородящих ПКГД в основном смешанная, это говорит нам о том, что повторнородящие женщины более психологически устойчивы, и социально адаптированы к своему будущему статусу в социуме.

По методике САН (самочувствие, активность, настроение), все испытуемые оценивают свое состояние в средний и высокий балл.

Методика на уровень выявления тревожности Сбилберга- Ханина, дала такие результаты, что первородящих женщин личностная и ситуативная тревожность в основном с показателями высокий уровень, а у повторнородящих в основном диагностировался умеренный уровень ситуативной и личностной тревожности.

Полученные результаты исследование, говорят нам о том, что повторнородящие женщины более социально-психологически адаптированы и готовы к роли и статусу матери, чем первородящие женщины.

 

 

Вывод по 2 главе

1. Для исследования социально-психологической адаптации беременных женщин были выбраны такие методики:

- Тест отношений беременной (И.В. Добряков);

- Самооценка психического состояния; самочувствие, общая активность, настроение (САН);

- Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина.

2. Методика ТОБ И.В. Добрякова, помогла нам выявить, что большинство повторнородящих женщин имеют ПКГД оптимальный, а у первородящих ПКГД в основном смешанная.

3. По методике САН (самочувствие, активность, настроение), можем сделать следующие выводы, что и первородящие и повторнородящие женщины, оценивают свои показатели с оценкой средней и высокой, это говорит о норме оценивание своего состояния.

4. С помощью методики Сбилберга- Ханина «определения уровня тревожности» мы получили такие результаты, что у первородящих женщин более выражена личностная тревожность 90%, чем у первородящих 10%.

5. Полученные результаты исследование, говорят нам о том, что повторнородящие женщины более социально-психологически адаптированы и готовы к роли и статусу матери, чем первородящие женщины.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью курсовой работы, являлось изучение социально-психологической адаптированности беременных женщин первородящих и повторнородящих.

Беременность – это физиологический процесс, во время которого в организме женщины из оплодотворенной яйцеклетки развивается плод, способный к вне утробной жизни. Нормально протекающая беременность длиться от 266 до 294 дней (т.е. 40 недель или 10 акушерских месяцев), считая от первого дня последней менструации до родов.

Материнство - самый важный и значительный этап в жизни каждой женщины. Материнские чувства проявляются уже в раннем детстве, когда девочки играют в куклы и поют песни как мамы своему ребенку. Когда в семье появляется новый человек, матери теперь есть кому можно посвятить свою любовь, заботу, терпение и мудрость. И все это связано с психическим состоянием матери, в частности с тем, как она относится к самой беременности и к рождению будущего ребенка. Она перестанет принадлежать только себе, от нее будет теперь зависеть жизнь нового существа. Ответственность за ребенка, его физическое и личностное развитие она ни на кого не сможет переложить. Беременность влечет за собой решительные перемены во взаимоотношениях с другими и людьми, в профессиональной деятельности женщины. Происходят изменения и с ее телом, и с ее душой. Они начинаются уже в первой трети беременности, когда ребенок еще и не ощущается как живое существо. Такие изменения воспринимаются именно как изменения в себе, причем необратимые и далеко не всегда желательные. Интересы постепенно смещаются с привычных на новые, связанные с ребенком, его воспитанием. Это может переживаться как потеря своих личностных достижений.

В практической части работы было проведено эмпирическое исследование. Качественный анализ эмпирических данных позволил сделать следующие выводы, что повторнородящие женщины более социально-психологически адаптированы, и готовы к роли и статусу матери, чем первородящие женщины.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М.: Академ. Проект: Альма Матер, 2005. - 702 с.

2. Абрамова Г.С. Психология материнства / Г.С. Абрамова. - М.: Академический проект, 2006. - 704 с.

3. Акушерство и гинекология: Краткое пособие по практическим умениям. / Под ред. Д. Ф. Костючек. - СПб: СПбГМА, 2001. - 116 с.

4. Баранов, А. А., Кучма, В. Р, Тутельян, В. А. Новые возможности профилактической медицины в решении проблем здоровья детей и подростков [Текст] / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, В. А. Тутельян. - М.: Изд-во НЦЗД РАМН, 2006. - 120 с.

5. Баранов, А. Н. Медико-социальные аспекты репродуктивного здоровья женщин [Текст] / А. Н. Баранов, Р. В. Санников, Р. В. Банникова - Архангельск: АГМА, 1997. - 177с.

6. Боровикова Н.В. «Адаптация к новому образу «Я» у беременных женщин» Вестник Балтийской академии 1998г. Выпуск 15, стр. 81-86.

7. Браш Х. Самые важные девять месяцев / Х. Браш, И.М. Рихберг. - М.: Сигма-Пресс, 2005.- 256 с.

8. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. -233-234 с.

9. Гинекология: Учебник. / Под ред. Г.М. Савельевой, В.Г. Бреусенко. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 480 с.

10. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 280 с.

11. Добряков И.В. В ожидании ребенка. / И.В.Добряков. - СПб.: ИК - Комплекс, 2004. - 415 с.

12. Добряков И. В Перинатальная психология. / И. В. Добряков СПб: Издательство «Питер», 2015. – 25- 45 с.

13. Журавлева, И. В. Репродуктивное здоровье подростков и проблемы полового просвещения [Текст] / И. В. Журавлева // Социологические исследования: научный журнал / учредитель Институт социологии РАН. - 2004, №3. - С. 133-142.

14. Карелин А.А Большая энциклопедия психологических тестов./ А. А. Карелин М.: Эксмо, 2007- 233-235 с.

15.  Королева, Н. Н. Беременность и материнство как ситуация адаптации / Н. Н. Королева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 9 (20). — С. 254-257.

16. Кошелева А.Д. Алексеева А.С. Диагностика и коррекция материнского отношения. / А.Д. Кошелева, А.С.Алексеева. - М.: НИИ Семья, 1997. - 154 с.

17. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству. / С.Ю.Мещерякова. - М.: Мир, 2000. - 231 с.

18. Нарциссова Г.П. О материнстве. / Г.П. Нарциссова. - М.: AKADEMA, 2005. - 144 с.     

19.   Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под. Ред. Крылова А.А., Маничева С.А. –СПб.:Питер,2000. – 560с.    

20. Психология индивидуальных различий. Тексты/под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 2010. С. 288-318.

21.  Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика./ Д. Я. Райгородский - М.: Бахрах-М, 2011. – 103 с.

22.  Рогов Е. И Настольная книга практического психолога./ Е. И. Рогов - М.: Владос, 1996. 24-27 с.

23. Рыжков В.Д. Психопрофилактика и психотерапия функциональных расстройств нервной системы у беременных женщин. / В.Д. Рыжков. - М.: Медицина, 1996. - 33 с.

24. Скоробогатова Л.Г. Книга о гармоничной беременности. / Л.Г. Скоробогатова. - СПб.: У-Фактория, 2006. - 272 с.

25. Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня. / Н.Я. Соловьев. - Вильнюс: Минтис, 1977. - 288 с.

26. Фадеева В. Самая важная российская книга мамы. Беременность. Роды. Первые годы. - М.: АСТ, Астрель, 2010. - 768 с.

27. Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез. / Г.Г. Филиппова. - М.: Жизнь и мысль, 1999. - 232 с.

28. Филиппова Г.Г. Психология материнства. Учебное пособие. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 240 с.

29. Чарлиш А. Ваша беременность. / А. Чарлиш. - М.: Ниола - Пресс, 1998. - 185 с.

30. Эйдемиллер Е.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия. / Э.Г. Эйдемиллер, И.В.Добряков, И.М.Никольская. - СПб.: Речь, 2003. - 336 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Бланк методики ТОБ

Фамилия, имя, отчество_____________________________________

___________________________________________________

Возраст __________________ Дата ____________________________

№ беременности _____________ Срок беременности __________________

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 Таблица 2.1 -Результаты методики ТОБ И.В. Добряков

              ФИО        

       

       № б

 

 

Типы психологического            

         компонента

О Г Э Т Д
1. Лилия А.

2

+        
2. Наталья А.

1

+   +    
3. Дарья Б.

2

+        
4. Валентина Б.

1

+        
5. Анастасия Б.

1

+        
6. Фериде В.

1

+   +    
7. Анна В.

2

+        
8. Карина В.

3

    +    
9. Мария Г.

1

+   +    
10. Екатерина Г.

1

+        
11. Яна К.

1

    +    
12. Полина К.

1

+        
13. Татьяна К.

1

+     +  
14. Кристина К.

2

  +      
15. Анна М.

2

+        
16. Алина М.

2

+        
17. Екатерина П.

2

+        
18. Александра Т.

1

+        
19. Дарья Т.

2

+        
20. Мария Ф.

2

+        

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

 Методика САН

Ф.И.О. _____________________________возраст __________ дата __________

 

1. Самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 Самочувствие плохое
2. Чувствую себя сильным 3 2 1 0 1 2 3 Чувствую себя слабым
3. Пассивный 3 2 1 0 1 2 3 Активный
4. Малоподвижный 3 2 1 0 1 2 3 Подвижный
5. Веселый 3 2 1 0 1 2 3 Грустный
6. Хорошее настроение 3 2 1 0 1 2 3 Плохое настроение
7. Работоспособный 3 2 1 0 1 2 3 Разбитый
8. Полный сил 3 2 1 0 1 2 3 Обессиленный
9. Медлительный 3 2 1 0 1 2 3 Быстрый
10. Бездеятельный 3 2 1 0 1 2 3 Деятельный
11. Счастливый 3 2 1 0 1 2 3 Несчастный
12. Жизнерадостный 3 2 1 0 1 2 3 Мрачный
13. Напряженный 3 2 1 0 1 2 3 Расслабленный
14. Здоровый 3 2 1 0 1 2 3 Больной
15. Безучастный 3 2 1 0 1 2 3 Увлеченный
16. Равнодушный 3 2 1 0 1 2 3 Взволнованный
17. Восторженный 3 2 1 0 1 2 3 Унылый
18. Радостный 3 2 1 0 1 2 3 Печальный
19. Отдохнувший 3 2 1 0 1 2 3 Усталый
20. Свежий 3 2 1 0 1 2 3 Изнуренный
21. Сонливый 3 2 1 0 1 2 3 Возбужденный
22. Желание отдохнуть 3 2 1 0 1 2 3 Желание работать
23. Спокойный 3 2 1 0 1 2 3 Озабоченный
24. Оптимистичный 3 2 1 0 1 2 3 Пессимистичный
25. Выносливый 3 2 1 0 1 2 3 Утомляемый
26. Бодрый 3 2 1 0 1 2 3 Вялый
27. Соображать трудно 3 2 1 0 1 2 3 Соображать легко
28. Рассеянный 3 2 1 0 1 2 3 Внимательный
29. Полный надежд 3 2 1 0 1 2 3 Разочарованный
30. Довольный 3 2 1 0 1 2 3 Недовольный

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Таблица 2.2- Результаты ответов методики САН

              ФИО        

       

       № б

 

 

         Баллы по шкалам

Самочувствие Активность

Настроение

1. Лилия А.

2

43 46

50

2. Наталья А.

1

38 42

42

3. Дарья Б.

2

60 40

58

4. Валентина Б.

1

55 43

60

5. Анастасия Б.

1

49 48

58

6. Фериде В.

1

60 60

54

7. Анна В.

2

30  35

48

8. Карина В.

3

62 34

68

9. Мария Г.

1

60 45

49

10. Екатерина Г.

1

60 55

50

11. Яна К.

1

54 55

42

12. Полина К.

1

52 48

60

13. Татьяна К.

1

56 56

59

14. Кристина К.

2

60 55 55  
15. Анна М.

2

58 51 52  
16. Алина М.

2

42 40 47  
17. Екатерина П.

2

61 59 61  
18. Александра Т.

1

50 42

43

19. Дарья Т.

2

58 54

60

20. Мария Ф.

2

50 55

60

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Бланк к методики Сбилберга- Ханана

Фамилия, имя, отчество_____________________________________

___________________________________________________

Возраст __________________ Дата ____________________________

№ беременности _____________ Срок беременности __________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: