Теоретико-методологические подходы социальной работы с семьями в ситуации развода

Введение

Семейные отношения возникли давно, и не случайно сложилось так, что в семье нужны и мать и отец. Но, к сожалению, семейная жизнь – не всегда источник радостей, она не может всегда протекать ровно и гладко, есть не мало семейных трудностей. Как и в любой динамической системе в семье имеются периоды, называемые кризисными, во время которых обостряются те или иные проблемы, может быть, и не решенные раньше, возникают конфликты, ссоры. К сожалению не каждая семья может с ними справиться, «семейный корабль» дает трещину и идет ко дну [21;118].

Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук - психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики. Специалисты изучают динамику эмоциональных отношений в браке, причины одиночества в семье и ее распада, особенности семейного воспитания.

Количество разводов в нашей стране с каждым годом все увеличивается, то поддержка семей в ситуации развода является весьма актуальной. Развиваются уже существующие и разрабатываются новые методы и подходы в работе с семьей. Интерес к этому вопросу объясняется трудностями, которые испытывает огромное количество семей, так как с проблемами развода сталкивается в своей жизни и каждая пятая пара.

Развод - это сильнейшее эмоциональное и психическое потрясение, которое не проходит для супругов бесследно и оказывает негативное и серьезное влияние, как на физическое, так и на психическое состояние личности. Отмечается, что статистика одного дня фиксирует большое количество разводов, которое достигает почти половины от зарегистрированных фактов, а именно: вступает в брак – 3616, разводятся – 1534. В такой ситуации огромному количеству людей необходима помощь квалифицированного специалиста, владеющего основными методами и техниками, направленными на оказание психологической помощи и адаптации к новому социальному статусу клиента[16;249].

Объект исследования – семья  в ситуации развода

Предмет исследования – социальная работа с семьей в ситуации развода.

Цель работы – раскрыть содержание социальной работы с семьей, находящейся в ситуации развода.

Задачи исследования:

Раскрыть понятие, причины и последствия развода;

Рассмотреть семью в ситуации развода как объект социальной работы;

Определить содержание социальной работы с семьей в ситуации развода;

 

Теоретические основы социальной работы с семьями в ситуации развода

теоретико-методологические подходы социальной работы с семьями в ситуации развода

 Мировое сообщество не случайно в последнее десятилетие обращает пристальное внимание на семью. Это объясняется как теми изменениями, которые наблюдаются в семье, так и ролью этого специфического социального института человеческого общества, выступающего первичной ячейкой, его основой, ядром. Формулируя этот постулат, следует иметь ввиду приоритетное значение общества в дихотомии «семья - общество», «общество - семья», особенно в современных условиях.

       Положение семьи (и следовательно, технологии работы с нею) определяются рядом факторов. Среди них важнейшими, как нам представляется, являются следующие: 1) уровень развития общества (ступени, этапы, нормальное, кризисное состояние и т.д.); 2) микросреда человека, семьи (производственная обстановка, школа, улица и др.); 3) наследственность членов семьи (психофизиологическая, социальная, социокультурная); 4) обучение и воспитание в обществе, микросреде, в семье; 5) наличие и действенность социальных институтов общества.

Один из важнейших таких факторов - состояние социальной структуры общества как фундаментальная его характеристика. Говоря о социальной структуре общества, отметим, что наряду с этим понятием на Западе и у нас в стране (особенно в последние 15 лет) распространено и понятие социальной стратификации. Оно включает в себя систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе. В теории социальной стратификации элементы социальной структуры (страты) выделяются на основе таких признаков, как социальный престиж, самоидентификация, доходы, образование, участие во властных отношениях и др.

 

Долгое время теория классового строения общества и теории стратификации в зарубежной и отечественной науке противопоставлялись. В последние же годы все больше утверждается положение, согласно которому слоевой «срез» социальной структуры (страты) дополняет и обогащает классовый «срез», что дает возможность получить более полную картину социальной дифференциации по широкому кругу признаков. Понятия «классы» и «страты» успешно используются как в национальных, так и международных сравнительных исследованиях.

Кроме того, надо иметь ввиду, что научное понятие социальной структуры отнюдь не ограничивается только классовым срезом. Социальная структура общества представляет собой совокупность устойчивых и упорядоченных связей между объективно существующими общественными классами, социальными группами и общностями людей, в той или иной мере социально отличающимися друг от друга.

В широком смысле она включает в себя социальные группы, слои и классы, коллективы (трудовые ассоциации), социально-этнические общности, социально-профессиональные, демографические и другие общественные группы (молодежь, дети, мужчины и женщины, престарелые и т.д.).

  В социальную структуру в узком смысле включают общественные классы, социальные группы и слои, т.е. группы людей, имеющих собственное социальное положение в обществе, занимающих особое место в системе общественного производства, играющих определенную, только им присущую роль в общественной организации труда. Это классы, внутриклассовые слои, люди (работники) умственного и физического труда, городское и сельское население.

Другие группы (демографические, социально-этнические и др.), входящие в социальную структуру в широком смысле, различаются между собой не местом в системе общественного производства, а признаками расового, этнического, половозрастного характера. Не будучи сами по себе, в строгом смысле слова, различиями социальными, эти естественно-природные различия в классовых обществах могут приобретать и действительно приобретают характер социальных различий. Об этом свидетельствует неодинаковое, неравное положение в обществе мужчин и женщин, представителей разных поколений, тяжелое, как правило, социальное положение престарелых, ветеранов труда и др.

Кроме указанных одним из важнейших элементов социальной структуры является также семья. При этом важно учитывать научное определение, понимание семьи, что исключает из этого списка деформированные образования (брачные пары только мужчин, только женщин) как проявление девиантности.

Чаще всего в переписях населения семья понимается как группа совместно проживающих лиц, связанных между собой родством или браком и имеющих общий бюджет. Вместе с тем семья рассматривается некоторыми учеными как несколько групп родственников, проживающих совместно, хотя и не имеющих общего бюджета. А некоторые понимают семью и как группу отдельно проживающих родственников. Первый подход (в статистике) в понимании семьи представляется мне наиболее оправданным.

Целесообразно выделить две стороны в положении семьи. Во-первых, обусловленность отношением каждого члена (или взрослых членов) семьи к социально-классовым группам и другим элементам социальной структуры (в частности, классовой принадлежностью, принадлежностью к группе работников умственного и физического груда, проживанием в городе, деревне или промежуточных формах расселения, в регионах, отличающихся естественно-географическими, социально-экономическими и другими условиями). Во-вторых, важно выделение типов и видов семей, которые в целом определяются всей совокупностью общих факторов, указанных выше.

В обоих случаях существенно проявление тенденции развития социальной структуры, в которой можно выделить две взаимосоставляющих - интеграцию и дифференциацию.

Первая составляющая как процесс, движение, функционирование и усиление социальной однородности (нового, более очеловеченного состояния взаимоотношений между классами, группами и общностями людей, усиления социального равенства между ними сначала и политической, а затем и в других сферах) в принципе является определяющей в развитии человеческого общества и сказывается положительным образом на ситуации семей, их социальной защите, социальной помощи и поддержки, удовлетворении потребностей, реализации присущих семье функций.

Вторая составляющая функционирования социальной структуры общества - дифференциация - проявляется особенно резко на первых этапах становления классового общества, постепенно ослабевая. Однако и на поздних стадиях функционирования той или иной страны тенденция дифференциации может усиливаться и негативно сказываться на положении большинства семей, обусловливает их слабую социальную защищенность, неполную положительную реализацию их функций.

Именно вторая тенденция оказалась преобладающей в современных условиях России, что обусловлено произошедшими изменениями социально- политического строя, кризисным состоянием страны

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: