Профессиональный противоположен прагматическому, поскольку не связан с обладанием объектом, а характеризуется визуальным анализом произведения с точки зрения «сделанности». При таком типе восприятия предметом оценки становятся приемы, техника исполнения произведения, а также происходит сопоставление его с контекстом культуры (Алина, 5 лет 9 мес., на выставке, увидев произведения Фаберже, долго их рассматривала, а потом сделала вывод: «Да, я думаю, что их очень трудно сделать. Не понимаю, как можно прикрепить камушки, чтобы они так крепко держались, да еще и были такими красивыми»).
Что составляет психологическую основу восприятия?
Психологическая основа восприятия, определяемая взаимодействием, отдельными сочетаниями различных ощущений. В процессе восприятия наряду с ощущениями активизируется художественно-изобразительный, эстетический опыт в виде знаний, представлений детей об искусстве. Именно на этом опыте выстраивается процесс познания, поскольку для его реализации необходим момент соотнесения воспринимаемых произведений с ранее изученными. Это связано с тем, что познание – не одномоментный процесс, а скорее накопление, поэтому важно, чтобы каждое воспринятое произведение было ступенькой для ребенка в изучении искусства. Психологическая основа характеризуется также тесной связью восприятия с мышлением, выражающейся в том, что образы, формирующиеся в процессе восприятия, осмысливаются, конкретизируются и обобщаются посредством понятий, мыслительных операций, суждений и умозаключений.
В чем заключается суть средового видения?
- средовое видение – первоначально воспринимается не само произведение, а среда, в которой оно находится;