Развитие творческого мышления методом «мозгового штурма», ТРИЗ, буриме, сочинения сказок

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) – оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания. Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения: постановка проблемы, генерация идей и группировка, отбор и оценка идей. Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна.

В области инженерной, изобретательской деятельности переход к алгоритмизации творческого процесса был осуществлен основоположником теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С. Альтшуллером и его научной школой. Применение ТРИЗ при поиске наиболее эффективного решения технической проблемы дает возможность заменить хаотичный перебор вариантов на алгоритмический, при этом операции мыслительного процесса становятся осознанными и управляемыми.

К числу базисных идей ТРИЗ относятся следующие: технические системы развиваются по определенным законам, эти законы можно использовать для решения изобретательских задач; теория — катализатор творческого решения проблемы; знания — инструмент, основа творческой интуиции, творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все); творчеству, как и любой деятельности, можно научиться. Особое место в ТРИЗ занимает курс Развития Творческого Воображения (РТВ), предназначенный для преодоления стереотипов мышления, выработки умения работать с нетривиальными идеями.

Буриме (фр. bouts-rimés «рифмованные концы») — литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда ещё и на заданную тему. Иногда к буриме относят и другую игру, называемую также «игрой в чепуху»: записывают несколько строк или даже строф и передают листок партнёру для продолжения, оставив видимыми только последние из них. Можно также начать рисунок какого-либо существа, например, с головы, подвернув листок бумаги так, чтобы партнёр видел только шею и дорисовал туловище и так далее.

Комбинирование и заимствование на мой взгляд, говорит о хорошей памяти на образы сказок и аналитическом свойстве ума ребенка, благодаря которым у него развивается способность к нахождению индивидуальности в области речетворчества. Ученые подчеркивают главное, чтобы ребенок умел различать сказочный вымысел и правду жизни при сочинении сказок, мог критически относиться к собственным сочинениям. Поэтому необходима помощь со стороны взрослого в этом развивающем и увлекательном процессе. И поскольку сочинительство благоприятствует совершенствованию всех сторон личности ребенка, то в необходимости развития способности к придумыванию сказок нельзя сомневаться.

Общая характеристика эмоциональных нарушений. Возрастные и половые закономерности.

Общие тенденции возрастных изменений эмоциональной сферы. Эмоции появляются у человека еще до его рождения. К.В. Шулейкина обнаружила, что эмоциональные реакции удовольствие и неудовольствие наблюдаются уже в пяти-шестимесячного человеческого плода.

Меняются способы произвольного реагирования на те или иные эмоции. Например, маленький ребенок, переживая страх, скорее всего бросится к близкого человека (матери, отца, сестры, брата). Однако уже в дошкольном возрасте базовые (врожденные) эмоции приобретают социальной окраски. Поэтому в подростка бегство от опасности ассоциируется с чувством стыда. Вследствие этого он выбирает другой способ борьбы со страхом - пытается оценить степень опасности, занять более выгодную позицию или просто игнорирует угрозу, не придает ей значения.

Как отмечает К. Изард, с возрастом меняются не только эмоциональные реакции, но и значение активаторов конкретных эмоций. В частности, в трехнедельном возрасте звук женского голоса вызывает у ребенка улыбку, но, по мере того, как ребенок становится старше, этот же голос может вызвать у нее раздражение. Лицо матери, которая удаляется, не вызовет особой реакции у трехмесячного ребенка, в то время как 13-месячный ребенок отреагирует на это гневным протестом, а 13-летний подросток может даже обрадоваться тому, что остается в доме один, без родительской опеки.

К. Изард, Ю.А. Макаренко и другие психологи обнаружили, что в онтогенезе развитие базальных эмоций, а также знаний о них формируется с предубеждением по сравнению с вторичными эмоциями. Даже дети двух-трех лет не только понимают состояние страха и радости, но могут произвольно воспроизводить их. С возрастом развиваются положительные эмоции. Момент переживания удовольствия в детских играх сдвигается по мере развития ребенка: у малыша удовольствие возникает в момент получения желаемого результата. На следующей ступени развития удовольствие дает не только результат, но и сам процесс игры. На третьей ступени в старших детей возникает ожидание удовольствия в начале игровой деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: