Общепсихологические представления о тревоге и тревожности

Тревога определяется как эмоциональное состояние острого внутреннего беспокойства, связываемого в сознании человека с прогнозированием опасности [8]. Тревога рассматривается в психологии как неблагоприятное по своей эмоциональной окраске состояние или внутреннее условие, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий [9]. По мнению Спилбергера Ч.Д., она представляет собой генерализованный, диффузный или беспредметный страх, источник которого может оставаться неосознанным [9].

Понятие «тревога» было введено в психологию З.Фрейдом (1925), разводившим страх как таковой, конкретный страх и неопределенный, безотчетный страх – тревогу, носящую глубинный, иррациональный, внутренний характер [8]. 

В отличие от страха как реакции на угрозу человеку как существу биологическому, когда опасности подвергается жизнь человека, его физическая целостность, тревога всегда связана с социальным аспектом. Она представляет собой переживание, возникающее при угрозе человеку как социальному объекту, когда опасности подвергаются его положение в обществе: его ценности, представления о себе, потребности, затрагивающие ядро личности. Тревога всегда связана с ожиданием неудач в социальном взаимодействии. И в этом случае она рассматривается как эмоциональное состояние, связанное с возможностью фрустрации социальных потребностей. В современной психологии тревогу как психическое состояние часто называют ситуативной или реактивной тревожностью, так как она связана с конкретной внешней ситуацией.

В отличие от тревоги, тревожность в современной психологии рассматривается как психическое свойство, индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к переживанию тревоги. Личностная тревожность представляет собой устойчивое образование, проявляющееся в разлитом, хроническом переживании соматического и психического напряжения, к склонности к раздражительности и беспокойству даже по незначительным поводам, в чувстве внутренней скованности и нетерпеливости [2]. Тревожность как черта личности отражает частоту переживаний человеком состояния тревоги. Высокотревожные индивиды переживают состояние тревоги с большей интенсивностью и частотой, чем низкотревожные. Таким образом, термин «тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать это состояние. Эта особенность напрямую не проявляется в поведении, но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у человека наблюдаются состояния тревоги. Личность с выраженной тревожностью склонна воспринимать мир как заключающий в себе опасность и угрозу в значительной большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности [9;10]. В этом статусе тревожность впервые была описана З.Фрейдом в 1925 году, который для описания «свободно витающей», разлитой тревожности, являющейся симптомом невроза, использовал термин, означающий в буквальном переводе «готовность к тревоге» или «готовность в виде тревоги».

 

Причины тревожности как свойства личности (эмоциональный опыт тревожных детей и подростков; внешние источники тревожности; внутриличностные источники тревожности).

Одним из условий выявления и понимания причин тревожности является проблема локализации ее источника. В настоящее время выделяется два типа источников устойчивой тревожности: длительная внешняя стрессовая ситуация, возникшая в результате частого переживания состояний тревоги, и внутренние – психологические или личностные – причины. Предполагается, что многократное повторение ситуаций, в которых актуализируются указанные типы факторов, ведет к закреплению тревожности как устойчивого образования – личностной тревожности как свойства, черты. В частности, тревожность нередко является следствием таких травматических факторов, как аварии, природные катастрофы, госпитализация, хирургические операции, разводы родителей, а также случаев насилия, в том числе и сексуального, над детьми. Наиболее значимым в этом плане является стресс разлуки с матерью или замещающим ее лицом.

Семейное воспитание, как источник внешней тревожности:

1. Несоответствие детей престижным устремлениям родителей.

2. Различные виды семейного неблагополучия.

3. Тревожность самих родителей.

4. Эмоциональное неблагополучие родителей.

5. Матери тревожных детей делятся на три группы:

- активные, сильные, стремящиеся полностью контролировать жизнь ребенка и всей семьи;

- ригидные (отсутствие гибкости в решении проблемных ситуаций);

- беспомощно-пассивные.

5. Непредсказуемость поведения родителей.

Школьная успешность, как источник тревожности:

- неудовлетворенность успеваемостью;

- ожидание со стороны родителей наказания, выговоров, недовольного разочарования, снисходительности, равнодушия.

- инфантильная (соответствующая более младшему возрасту) позиция по отношению к учителю.

Взаимоотношения со сверстниками, как источник тревожности:

- тревожность нередко выступает в качестве основного мотива общения, порождая зависимость от сверстников.

- тревожные дети часто воспринимают группу сверстников как ненадежную, доминантную, отвергающую.

Не столько особенности общения влияют на возникновение тревожности, сколько тревожность определяет характеристики такого общения.

Взаимоотношения с учителем, как источник тревожности:

- конфликтность, грубость, нетактичность поведения педагога,

- непрофессиональное поведение педагога.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: