Основными факторами, влияющими на прибыль предприятия, являются выручка от реализации, себестоимость, а также размер коммерческих и управленческих расходов. В свою очередь на эти три фактора оказывает непосредственное влияние инфляция. Поэтому проведение факторного анализа должно непосредственно её учитывать.
Проведем факторный анализ прибыли от продаж. Для факторного анализа прибыли от продаж за анализируемый период приведем данные в таблице 9.
Таблица 9 - Исходные данные для факторного анализа прибыли предприятия
Наименование показателя | 2017г. | 2018г. | 2019г. | Изменение 2019/2017 | Удельный вес, % | Изменение уд. веса, % | ||
+/- | 2017 | 2018 | 2019 | |||||
Выручка, тыс. руб. | 27828311 | 47246275 | 72463692 | 44635381 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | - |
Себестоимость продаж, тыс. руб. | 24530672 | 40070689 | 63514279 | 38983607 | 88,15 | 84,8 | 87,65 | -0,5 |
Коммерческие расходы, тыс. руб. | 96873 | 186717 | 201521 | 104648 | 0,35 | 0,4 | 0,28 | -0,07 |
Управленческие расходы, тыс. руб. | 1139397 | 1610342 | 2404487 | 1265090 | 4,09 | 3,4 | 3,32 | -0,77 |
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. | 2061369 | 5097381 | 6343405 | 4282036 | 7,4 | 10,8 | 8,8 | 1,4 |
|
|
Анализ прибыли от реализации проводим в несколько этапов:
1. при проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции на результаты деятельности.
Индекс цены
(6)
3,4%– среднее значение инфляционных изменений за период.
выручка от реализации в 2019 в сопоставимых ценах будет равна:
(7)
за счет инфляционных изменений выручка от реализации увеличилась на следующую сумму:
Для того, чтобы рассчитать как изменение выручки повлияло на изменение прибыли от реализации необходимо исключить из суммы выручки (2019) сумму изменений за счет инфляционных изменений (т.е. +2382752 тыс. руб.)
, (8)
где Пр(В)- изменение прибыли за счет изменения выручки,
В1,В0 – выручка за 2017-2019
R продаж в отч. периоде – рентабельность продаж в 2017
Рассчитываем:
увеличение выручки от реализации (исключая инфляционное влияние + 70080940 тыс. руб.) обусловило снижение суммы прибыли от реализации на 1882971 тыс. руб.
2. Расчет влияния фактора «цена реализации» на прибыль от реализации
Оценим, как повлиял данный фактор на прибыль от реализации:
(9)
Следовательно, изменение цены на продукцию в анализируемом периоде привело к снижению прибыли от реализации на 5185989руб.
3. Расчет влияния фактора «себестоимость» на величину прибыли от реализации.
Рассчитываем по след. Формуле:
, (10)
где
Ус1 – удельный вес себестоимости в выручке от реализации 2019 года;
|
|
Ус0 – удельный вес себестоимости в выручке от реализации 2017 года.
Следовательно,
Следовательно, то что удельный вес себестоимости в выручке от реализации снизился в 2019 году на 0,9% по сравнению с 2017 – положительный факт, поскольку это привело к расходу в размере 652173 руб., а значит к увеличению прибыли от реализации.
Расчет влияния фактора «коммерческие расходы» на величину прибыли от реализации.
Рассчитываем по след. Формуле:
, (10)
где
У(КР1) – удельный вес коммерческих расходов в выручке от реализации 2019 года;
У(КР0) – удельный вес коммерческих в выручке от реализации 2017 года.
Следовательно,
Также произведём расчет с изменение управленческих расходов.
Таблица 10 - Оценка влияния факторов на прибыль от реализации
Показатели-факторы | Методика расчета Влияния фактора | Сумма, тыс. руб. |
1. выручка от реализации | 1. ; 2. ; 3. ; 4. . | -1882971 |
2. изменение цен на продукцию | 5. | +5185989 |
3.себестоимость реализации | 6. | +362318 |
4. Коммерческие расходы | +50725 | |
5. Управленческие расходы | +557970 |
Таким образом, за счет влияния инфляции, изменения цен на продукцию, снижения себестоимости и управленческих расходов, прибыль от продаж предприятия в 2019 году относительно 2017 года выросла.
На основании вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы:
Финансовое состояние предприятия характеризуется как устойчивое, оно финансирует собственную деятельность в основном за счет собственных источников финансирования, платежные возможности компании высокие.
Рентабельность деятельности компании была проанализирована на основании следующих групп показателей: рентабельности хозяйственной деятельности; показатели рентабельности затрат, продаж по прибыли до налогообложения, продаж по чистой прибыли, основных средств, продаж по прибыли от продаж, собственного капитала.
Повышение рентабельности капитала свидетельствует об увеличении эффективности использования собственного капитала предприятия.
Рентабельность продаж снизилась до уровня 8,7%, что обусловлено более низкими темпами роста прибыли от продаж по сравнению с выручкой то продаж. Снижение рентабельности продаж означает уменьшение рыночной эффективности деятельности предприятия.