Роль муниципальных образований в решении проблем социального развития

Конституционно закреплено, что местное самоуправление наделено определенными государственными полномочиями по самостоятельному решению вопросов местного, территориального значения, в том числе и в области социального развития населения.

Особенность социальной роли местного самоуправления заключается в том, что, будучи проводником государственной социальной политики на местах, местное самоуправление в то же время обеспечивает территориальным сообществам возможность самим, но в рамках закона, решать вопросы, связанные с созданием условий для достойной жизни и свободного развития населения, с учетом его собственных интересов и потребностей, исторических и прочих местных традиций. Улучшение социальной сферы на уровне муниципального образования осуществляется эффективнее за счет того, что оно принимает во внимание особенности социально-экономического, природного, демографического и экологического развития территории. Что является неопровержимым доказательством значимости муниципалитета в решении вопросов социального значения для местного населения.

Муниципальная социальная политика, взаимодействуя с государственной социальной политикой определяет систему приоритетов и мер по управлению делами государства в сфере социальных отношений.

Муниципальные власти берут под свой контроль проблемы социальной сферы по следующим направлениям:

- уровень и качество социальной жизни (распределение социальной помощи, безработица, миграционная политика, занятость и т.д.);

- народное образование

- здравоохранение

- поддержание правопорядка, общественная безопасность и профилактика правонарушений

- культурная политика

.К ключевым задачам муниципального образования в регулировании проблем социальной сферы относят:

- поддержку и развитие образовательных учреждений, находящихся на территории муниципального образования;

- разработку программ общественной занятости и развитие сети общественных работ;

- распределение социальной помощи малоимущим и инвалидам;

- оказание медицинских услуг населению через механизм социального страхования и создание сети муниципальных медицинских учреждений (стационаров, поликлиник, больниц и профилакториев);

- подготовку и проведение культурно-массовых мероприятий, праздников и карнавалов;

- проведение мероприятий санитарно-гигиенического, экологического назначения, поддержка мест массовых захоронений и пр.

По согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации муниципалитеты формируют следующие плановые документы по развитию территории:

1) Концепцию развития муниципального образования (рассчитанную на 10 - 15 лет).

Под концепцией развития муниципального образования понимают систему взглядов, которая определяет перспективу в его развитии на долгосрочный период, и устанавливает согласно ей политику органов местного самоуправления по поддержанию конкурентоспособности муниципального образования в экономической и социальной сферах.

Концепция муниципального образования разрабатывается на основании Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.

Целью Концепции является определение направлений и способов, посредством которых должно осуществляться стабильное развитие экономики и социальной сферы в долгосрочной перспективе, а также обеспечиваться повышение качества жизни для населения муниципального образования. Согласно этим задачам Концепция развития муниципального образования формулирует:

- оценку установившихся тенденций социально-экономического развития муниципального образования

- характеристику возможностей в перспективе и оценку конкурентных преимуществ, которые определяют долгосрочное развитие муниципального образования

- главную цель долгосрочного развития и цели долгосрочного развития в экономике, социальной сфере, инфраструктуре, а также в системе муниципального управления

- приоритетные направления долгосрочного развития муниципального образования

- этапность достижения долгосрочных целей и возможные сценарии их реализации

- предполагаемые результаты реализации Концепции

2) Комплексную программу социально-экономического развития муниципального образования.

Комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования разрабатывается на основе Концепции развития муниципального образования. И представляет собой плановый документ, который отражает систему мероприятий, направленных на осуществление целей социально-экономического развития муниципального образования.  Она включает в себя:

- долгосрочный план (рассчитанный на 10 лет)

- среднесрочный план (рассчитанный на 5 лет)

- годовые планы

- муниципальные целевые программы

- инвестиционные бизнес-проекты

С помощью комплексной программы социально-экономического развития обозначают исполнителей (которыми могут быть как органы местного самоуправления, так и их структурные подразделения, различные учреждения и др.), ресурсы (кадровые, материальные, технические) и соотносят их в рамках достижения поставленной цели.

Целью комплексной программы социально-экономического развития является улучшение качества жизни населения посредством формирования благоприятной социальной среды, которая позволит обеспечить разностороннее развитие личности и укрепить социальное благополучие, а также поспособствует устойчивому территориальному развитию.

Задача комплексной программы социально-экономического развития состоит в том, чтобы задать целевые ориентиры и основополагающую направленность развития муниципального образования для достижения уже поставленной цели.

Цели и задачи развития отдельно взятых муниципальных образований по большей части определяются состоянием экономики и социальной сферы, из чего следует, что отправным пунктом составления комплексной программы социально-экономического развития является анализ и оценка ресурсов и условий хозяйствования.

Анализ и оценка ресурсов и условий хозяйствования реализуется согласно следующей схеме:    

1. Предпосылки экономического развития:

- оценка местоположения

- природные ресурсы (природно-климатические условия, обеспеченность эффективными ресурсами - земельными, лесными, минерально-сырьевыми)

2. Население (количественные и качественные параметры населения, его структура, численность занятых, интеллектуальный и образовательный потенциал)

3. Производственный и научно-технический потенциал

4. Инфраструктура (транспортные связи, социальная инфраструктура, жилищно-коммунальное хозяйство)

5. Экологическая обстановка

6. Финансовые ресурсы

7. Правовая (законодательная база, которая включает в себя полномочия, предметы ведения и гарантии прав местного самоуправления)

8. Структурно-организационные, информационные и кадровые ресурсы

На основании полученных данных от анализа и оценки определяют направления социально-экономического развития, в которые включают:

- приоритетные пути развития производства (учитывая природно-экономические условия)

- поддержку перспективны с точки зрения перспективы получения прибыли производств и предприятий

- обоснование направлений и параметров развития новых видов деятельности

- пути увеличения финансовой обеспеченности

Для обеспечения устойчивости развития муниципального образования используются авторитарные (директивные, нормативные) инструменты управления, которые также дополняются финансовыми, что позволяет наиболее эффективно осуществлять регулирование развитием территории.

Финансовые инструменты подразделяются на:    

1. Инструменты, посредством которых оказывается экономическое стимулирование, помощь и поддержка.

Основной целью данных инструментов является поддержка финансово нестабильных предприятий, предприятий-банкротов, а также привлечение бизнеса в проекты развития муниципального образования.

2. Стимулирующие инструменты (платежи, налоговые льготы)

Выступают как экономический стимул для предприятий, побуждающий рационально использовать природные ресурсы, проводить политику сбережения энергии, сырья, материалов.

3. Финансовые санкции

Применяются к нарушителям законодательства, стандартов, норм, обязательств, взятых по планам развития или контрактам муниципального образования.

Каждая из этих групп финансовых инструментов играет значимую роль, однако, как правило, среди них наибольшее распространение в практике управления муниципальным образованием получают инструменты экономического стимулирования. Именно им, в первую очередь, принадлежит главенствующая роль при реализации новаторских решений и проектов, которые позволяют вывести город на траекторию устойчивой динамики развития, вовлекать все более крупные сегменты частного сектора в этот процесс и одновременно с этим способствовать его реструктуризации и модернизации.

3) Приоритетные направления развития муниципального образования (рассчитываются на 10 - 15 лет)

Развитие муниципального образования – комплексный процесс, который включает в себя преобразования в экономической, социальной, экологической, политической и духовной сферах жизнедеятельности муниципального образования. Этот процесс приводит к качественным изменениям структурных компонентов муниципального образования и, также влияет на улучшение условий жизни человека.

Основополагающим элементом социально-экономического развития территории является воспроизводство человека и создание необходимой инфраструктуры для его жизнеобеспечения и жизнедеятельности.

Для достижения целей конкретного муниципального образования оно выделяет основные направления развития, в соответствии с программой развития по:

- созданию благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата

- преобразованиям нормативно-правовой базы

- формированию благоприятного климата в социальной сфере

- обеспечению охраны окружающей среды и предупреждению чрезвычайных ситуаций

- содействию в реформировании промышленности

- развитию инфраструктуры транспорта, связи и обеспечения бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства

- развитию межрегиональных и международных связей муниципального образования и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: