Характеристика бизнеса

Бизнес (англ. business — «дело», «предприятие») - деятельность, целью которой является получение прибыли; любой вид деятельности, приносящий доход или иные личные выгоды.

       Любой бизнес, так или иначе, связан с такими фазами воспроизводственного цикла как производство продукции или услуг, обмен и распределение, потребление. И исходя из разделения воспроизводственного цикла на фазы определяют следующие виды предпринимательской деятельности:

1) Производственное предпринимательство.

       Под производственным предпринимательством понимают деятельность, которая направленна на производство продукции, оказание услуг, выполнение работ, сбор, обработку и предоставление информации и т.п., подлежащих последующей реализации потребителям. В результате данного вида предпринимательской деятельности мы получаем произведенный продукт, который необходимо реализовать.

Производственное предпринимательство является одним из самых распространенных, общественно необходимых и, в то же время, самых сложных видов бизнеса, так как на его основе формируется базис современной рыночной экономики - массовое производство. В рамках производственной деятельности создается готовая продукция из сырьевых материалов. При этом используются в качестве факторов собственные или приобретаемые орудия и предметы труда, рабочая сила, а также организуется производство продукции для последующей продажи потребителям или торговым организациям.

Для осуществление производственного бизнеса необходимо наличие набора производственных факторов. Так, например, предпринимателем на длительный срок приобретаются основные средства для деятельности своего производства. Они постепенно переносят часть своей стоимости на готовую продукцию (не за один производственный цикл), поэтому надолго замораживают средства в каком-либо бизнесе. Помимо этого, предприниматель несет расходы, связанные с привлечением рабочей силы, приобретением информации, технологии, транспортировкой, хранением материалов и готовой продукции, а также ремонтом оборудования и т.д. Кроме того, серьезным препятствием может стать отсутствие работников необходимой квалификации или подходящего оборудования, а также дорогое и некачественное сырье (материалы). Таким образом можно сделать вывод, что производственный бизнес, зависит от состояния уровня развития инфраструктуры и экономики в целом.

Несмотря на то, что для организации производственного бизнеса необходимо внушительное количество ресурсов, в отличие от остальных видов предпринимательства, он не приносит прибыль так же быстро. Вследствие чего в большей степени нежели остальные виды бизнеса нуждается в государственной поддержке для успешного развития (это могут быть налоговые льготы, предоставление гарантий и т.д.) Однако, помимо государственной поддержки производственный бизнес, как правило, испытывает очень серьезное государственное регулирование в форме: лицензирования деятельности, стандартизации, ограничения или полного запрета заниматься отдельными видами производственной деятельности и др.  

Таблица 1

Преимущества и недостатки производственного предпринимательства

Сильные стороны производственного предпринимательства Слабые стороны производственного предпринимательства
Производственное предпринимательство имеет важное общественное значение Очень зависит от уровня развития рыночной экономики и инфраструктуры
Пользуется значительной государственной поддержкой Подвергается значительному государственному регулированию
  Наиболее рискованный и сложноорганизованный бизнес
  Невысокая рентабельность

2) Коммерческий бизнес.

Коммерческое предпринимательство характеризуется прежде всего тем, что определяющую роль в нем играют товарно-денежные, торгово-обменные операции. Они выражают основное содержание коммерческого предпринимательства.

Суть этого вида предпринимательства представляют операции и сделки по купле-продаже, то есть перепродаже товаров и услуг. Данный вид бизнеса проще организован, чем производственный, и, помимо этого, он относительно быстро создается.

Коммерческий бизнес высоко рентабелен. Если во всем мире производственная деятельность обеспечивает, как правило, не более 10-12% рентабельности предприятия, то коммерческая - 20-30%, а нередко и выше.

К недостаткам коммерческого бизнеса относят высокую степень зависимости от экономической ситуации и уровня развитости предпринимательской инфраструктуры.

Таблица 2

Преимущества и недостатки коммерческого предпринимательства

Сильные стороны коммерческого предпринимательства Слабые стороны коммерческого предпринимательства
Высокая рентабельность Высокая зависимость от уровня развития производства
Быстрота создания, незначительная величина первоначального капитала Относительно небольшие риски
Относительная простота самих операций Сильная зависимость от качества персонала
Незначительная государственная регламентация Высокая рентабельность

3) Финансовое предпринимательство.

       Сферой данного вида предпринимательской деятельности является денежное обращение и кредит.

Финансовая деятельность выступает в следующих формах:

- банковская деятельность

- страховой бизнес

- венчурный бизнес

Финансовое предпринимательство распространяется на такой круг операций как продажа и покупка иностранной валюты, обмен ценных бумаг на деньги, валюту или другие ценные бумаги. К этой сфере можно отнести услуги различных финансовых посредников: брокеров, дилеров и др. Операции с финансовыми ресурсами и получением процентов являются источниками прибыли для предпринимателя.

Финансовый бизнес наряду с производственным считается одним из самых рискованных и подлежит сильному государственному регулированию. Финансовый бизнес обычно не предполагает такую высокую норму рентабельности как коммерческое предпринимательство. Ее величина может составить 5-10%. Как правило, финансовым бизнесом занимаются крупные фирмы.

К преимуществам фирм финансового бизнеса относят высокую мобильность ресурсов, гибкость, способность быстро аккумулировать ресурсы, а к недостаткам – высокую степень зависимости от состояния национальной экономики, политические риски, зависимость от международных финансовых рынков

Таблица 3

Преимущества и недостатки финансового предпринимательства

Сильные стороны финансового предпринимательства Слабые стороны финансового предпринимательства
Гибкость и мобильность Высокие риски.
Способность быстро аккумулировать ресурсы Сильная зависимость от политических рисков и международных финансовых рынков
Относительная простота самих финансовых операций Сильное государственное регулирование
  Зависимость от качества персонала
  Невысокий уровень рентабельности
  Необходимость большого первоначального капитала для начала деятельности

4) Бизнес в сфере услуг.

Данный вид бизнеса в последнее время получает все большее и большее распространение. Бизнес в сфере услуг обладает рядом характерных преимуществ. Он легко организуемый, и также легко управляемый, а кроме того требует незначительных (относительно остальных видов бизнеса) затрат.

Услуги - очень привлекательный бизнес для предпринимателей. В этой сфере происходят активные инновационные процессы, за счет которых предприниматель может получить прибыль более высокую нежели чем в торговле. Особенно рентабельным и быстрорастущим является бизнес в сфере деловых услуг.

Бизнес в сфере услуг особенно сильно зависит от конъюнктурных и политических факторов. Многие виды услуг в современной рыночной экономике существую благодаря поддержке государства и работе в кооперации с крупным производственным бизнесом.

Преимущества и недостатки предпринимательства в сфере услуг отражены в виде таблицы

Таблица 4

Преимущества и недостатки предпринимательства в сфере услуг

Сильные стороны предпринимательства в сфере услуг Слабые стороны предпринимательства в сфере услуг
Гибкость и мобильность Сильно зависит от конъюнктурных и политических факторов, особенно сфера современных деловых услуг
Способность быстро аккумулировать ресурсы Значительное государственное регулирование
Относительная простота деловых операций Зависимость от качества персонала
Высокий уровень рентабельности, особенно в сфере современных деловых услуг  

Помимо вышеуказанной классификации предпринимательства существует еще одна, в которой бизнес условно подразделяется на:

- крупное предпринимательство

- среднее предпринимательство

- малое предпринимательство

1) Крупный бизнес.

Крупный бизнес - это фирма, производящая значительную, существенную долю общего объема продукции отрасли, либо характеризуемая как крупная по таким объемным показателям как: количество занятых, объем продаж и размер активов.

Отличительной особенностью крупного бизнеса является то, что он способен повлиять на экономическую ситуацию в сфере своей деятельности.

В функции крупного бизнеса входят:

- ведение и учет финансов

- маркетинг

- материально-техническое обеспечение

- кадровая функция и производственная

Все вышеупомянутое входит в основные функции крупного бизнеса, но помимо них существуют еще и побочные в виде научно-исследовательских работ, поддержки предпринимательства и связей с общественностью.

В России выделяют следующие основные формы крупного бизнеса:

1) Самостоятельное предприятие

Самостоятельное предприятие – организационно-обособленный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который производит и сбывает товары, выполняет работы, оказывает услуги.

На современном этапе развития рыночной экономики самостоятельное предприятие играет важную роль так как производит товары и оказывает услуги согласно потребностям общества.   

Предприятие как юридическое лицо может заниматься любой хозяйственной деятельностью, в том случае если она не запрещенна законодательно и отвечает целям создания этого предприятия, которые обозначены в его уставе.

2) Компания

Под компанией понимают совокупность нескольких комплексов в определенной сфере деятельности. В компании только один общий центр управления, таким образом все предприятия, которые сами по себе не являются юридическими лицами, находятся под контролем собственника или группы собственников.

Компания может заниматься торговой, финансовой, производственной, страховой, посреднической деятельностью в целях извлечения прибыли.

3) Интегрированная бизнес-группа

Под интегрированной бизнес-группой понимают совокупность предприятий, которые возможно и могут выступать, как единая группа, но в основном работают самостоятельно и независимо друг от друга, возможно даже в разных отраслях. Подобное объединение в группы может быть следствием того, что у предприятий общие собственники.

Большинство современных крупных фирм являются международными компаниями. Они работают на глобальных рынках, что позволяет им использовать преимущества относительно дешевых ресурсов мировой экономики, размещая разные стадии производства в различных странах. Наиболее выразительно эта особенность крупного бизнеса проявляется в деятельности современных транснациональных корпораций, которые за счет большой концентрации ресурсов и централизации финансовых и материальных потоков внутри корпорации способны самостоятельно воспроизводить для себя эффективную рыночную и социальную инфраструктуру. В менее развитых странах транснациональные корпорации формируют коммуникации, создают модель поведения работников и потребителей, активно воздействуют на внутренне и международное законодательство.

В крупном бизнесе необходимо постоянно расширять масштабы деятельности. Возможности, которые появляются в таком случае у предприятия дают ему определенные преимущества, позволяющие увеличить прибыль. Однако, не стоит забывать, что чем больше структура – тем труднее ею управлять. Рост предприятия сопровождает снижения эффективности управления им. В таком случае руководству сложнее организовывать и контролировать исполнение принятых решений на уровнях многочисленных подразделений, а также налаживать четкое взаимодействие между ними.

Помимо этого, достаточно часто у крупных фирм есть возможность регулировать спрос и цены на свою продукцию, что снижает стимулы к росту эффективности, и делает крупный бизнес негибким. Эти особенности крупных фирм создают возможности для устойчивого развития бизнеса в средних и мелких размерах.

2) Средний бизнес.

Средний бизнес является своеобразной границей занимая промежуточное положение между крупным бизнесом и малым бизнесом. Ему отведена важная роль посредника и связующего звена между крупным бизнесом и малым, малым бизнесом и государством.

Небольшой масштаб, неустойчивость и повышенные риски малого бизнеса не позволяют ему налаживать прямые контакты с крупным бизнесом. Средний бизнес создает сложную систему разнообразных по форме, правовому и организационному оформлению связей с крупным и малым бизнесом. Подобные связи получили определение как «сетевая экономика».

       Структура сетевой экономики трехуровневая:

- Первый, верхний уровень принадлежит крупному бизнесу

- На втором уровне находится средний бизнес, который образует базу для формирования сетей

- Третий, нижний уровень занимает малый бизнес

Признаки сетевой экономики:

- Равноправный характер партнерских отношений между крупным бизнесом и мелким

- Наличие долгосрочных, коммерческих связей между крупным и мелким бизнесом, в которых средний бизнес выступает в роли посредника

- Наличие правовых и социальных институтов, которые регулируют партнерские отношения

Формы взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса в сетевой экономике.

В рыночной экономике малый бизнес оказывается в подчинении крупного бизнеса через систему подрядов и субподрядов.

Так, например, в настоящее время малым бизнесом активно используется такой вид финансовых услуг как лизинг. Его преимущество заключается в том, что малое предприятие может получить необходимое для своей деятельности оборудование без высоких единовременных затрат. Крупный бизнес в таком случае получает гарантию возврата кредита и формирование устойчивых долгосрочных отношений с подрядчиком (субподрядчиком), в лице которого выступает малое предприятие.

Франчайзинг – такой вид рыночных отношений между субъектами, в которых одна сторона передаёт другой за плату право на определённый вид бизнеса и использование уже разработанной бизнес-модели. Иначе говоря, это развитая форма лицензирования, при которой франчайзер передает франча́йзи возмездное право действовать от своего имени и использовать свои товарные знаки и/или бренды. При помощи франчайзинга малый бизнес получает возможность стабилизировать внешнюю среду и обеспечить себе конкурентные преимущества. Франшиза дает гарантию малой фирме выхода на рынок под известной маркой, которая уже зарекомендовала себя на рынке и это минимизирует затраты малой фирмы на маркетинговую и рекламную деятельность.

Крупный бизнес имеет обширную сферу влияния и контроля над рынком. Так, например, некоторая часть малого бизнеса по сути является дочерними и ассоциированными компаниями. Сотрудничество с крупным бизнесом дает малому бизнесу возможность получения доступа к патентам, лицензиям, современным технологиям, финансам, а взамен крупный бизнес получает дополнительную «гибкость».

Еще одной формой взаимодействия крупного, среднего и малого бизнеса является создание венчурных компаний - рисковых мелких и средних фирм, который занимаются научными исследованиями, инженерными разработками, созданием и внедрением нововведений. Примером венчура является инновационное предприятие, которое создается несколькими фирмами, каждая из которых привносит в общий капитал фирмы определенную долю средств. Коллективное финансирование уменьшает риск потери в том случае, если инновация не станет прибыльным бизнесом. А в случае выигрыша фирмы-инвесторы приобретают право на лицензию и прибыль от роста курсовой стоимости акций фирмы. Малый бизнес, в свою очередь, получает стартовый капитал. Таким образом, каждой из сторон выгодно подобное взаимодействие.

       В последнее время достаточно широкое распространение получил аутсорсинг. Он подразумевает под собой передачу на основе договора организацией конкретных бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в определенной области. Отличие аутсорсинга от других форм оказания услуг заключается в наличии бизнес-процесса, а основным источником снижения затрат является повышение эффективности предприятия в целом и появление возможности освободить соответствующие организационные, финансовые и человеческие ресурсы, чтобы развивать новые направления, или сконцентрировать усилия на существующих, требующих повышенного внимания.

В российской предпринимательской практике аутсорсинг, как правило, выполняет следующие функции:

- ведение бухгалтерского учёта

- обеспечение функционирования офиса

- переводческие услуги

- транспортные услуги

- поддержка работы компьютерной сети и информационной инфраструктуры

- рекламные услуги

- обеспечение безопасности

3) Малый бизнес.

Исходя из Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к малому бизнесу относят предприятия, которые занимаются предпринимательской деятельностью и имеют штат сотрудников до 100 человек. Предприятие, штат сотрудников которого от 101 до 250 человек, относится уже к среднему бизнесу. Кроме того, к категории малого бизнеса относят микропредприятия или микробизнес, которым занимаются индивидуальные предприниматели, имеющие или не имеющие статус юридического лица.

К функциям малого бизнеса относят:

- Формирование конкурентной среды (региональные и местные рынки, ограничение монополии)

- Ускорение НТР (организация мелкосерийного и опытного производства, поиск разработка и внедрение новых идей)

- Мобилизация сырьевых, людских и финансовых ресурсов

- Обеспечение роста налоговых поступлений

- Обеспечение роста занятости

- Стабилизация уровня доходов населения

Главное препятствие для развития малого бизнеса – гораздо большая подверженность риску, чем крупный и средний.  Малый бизнес крайне неустойчив и зависит конъюнктуры. Как правило, без поддержки государства он является источником экономических и социальных рисков.

В Российской Федерации малый бизнес определяется в отдельную категорию и для его развития создаются особые условия. Так, например, согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" для малого бизнеса введены:

- специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета и формы представления налоговых деклараций по некоторым видам налогов и сборов, действующие в отношении некоторых видов деятельности

- упрощенный порядок ведения бухучета для некоторых видов деятельности

- упрощенный порядок подачи статистической отчетности

Крупные фирмы склонны к монополизации производств и отраслей, что может создавать препятствия для развития среднего и малого бизнеса. В сферу государственного антимонопольного регулирования входит ограничение слияния крупных фирм и манипулирования ценами, предотвращение дискриминации мелких фирм.

Государственная поддержка малого бизнеса осуществляется по следующим основным направлениям:

- Финансовая поддержка (создание государственных программ, которые обеспечивают льготное кредитование малого бизнеса, субсидий, налоговых и амортизационных льгот и др.)

- Материально-техническая поддержка (различные формы предоставления технологий и оборудования в аренду малому бизнесу)

- Консультативная и информационная поддержка (обеспечение доступа к техническим библиотекам, базам данных, оказание консультативных и правовых услуг, в том числе по вопросам создания, управления, налогообложения и др.)

- Создание рыночной инфраструктуры (локальных ярмарок, рынков оборудования и технологий для малых фирм, рынков сбыта и др.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: