И «авторское сознание»

Понятие «лирический герой» в литературоведении двадцатого века (и до сих пор) - один из самых острых дискуссионных терминов. Его значение, трактовка особенно важна при анализе поэтического произведения в целом и поэтому нуждается в уточнении. Определение термина «лирический герой» зависит не только от индивидуального восприятия и концепции автора, но и от культурно-исторической ситуации. На сегодняшнее время многие ученые ставят под сомнения существование лирического героя, современные поэты считают, что «причина кризиса – не смерть «поэта», а смерть лирического героя»[6].

Все художественные средства в лирике служат для раскрытия человеческой души. Это кардинально отличает её от других родов литературы, ведь в лирике особое место имеют жизненные эмоции. Лирический герой как носитель переживаний является специфическим образом человека, о внутреннем мире которого мы узнаем из художественного текста. Чувства героя во время чтения переплетаются с читателем, образуют единое целое – «мы». Лирика как особый род литературы требует умения погрузиться в эмоциональный мир другого человека, именно автора, понять его настроение и чувства. Авторское субъективное начало в лирике достигает особой концентрации.

Первым ученым, который ввел термин «лирический герой» в литературоведение, считается Ю. Н. Тынянов. Этот термин он использовал в размышлениях о единстве и цельности поэтического мира Блока: «…Почти всегда за его поэзией невольно подставляют человеческое лицо – и все полюбили лицо, а не искусство»[7]. Таким образом исследователь утверждал, что под образом автора подразумевается лирический герой, который является его прототипом.

Л. Я. Гинзбург, изучая понятие «лирического героя», утверждает: «В подлинной лирике всегда присутствует личность поэта, но говорить о лирическом герое имеет смысл тогда, когда она облекается устойчивыми чертами – биографическими, сюжетными»[8]. Л. Гинзбург считает, что у лирического героя есть особые черты, такие как облик, с помощью которого он может предстать в воображении читателя[9]. Однако нельзя отождествлять лирического героя с биографичным лицом автора. Б. Эйхенбаум пишет: «Лирический герой двупланен. Возникал он тогда, когда читатель, воспринимая лирическую личность, одновременно постулировал в самой жизни бытие ее двойника... Притом этот лирический двойник, эта живая личность поэта отнюдь не является эмпирической, биографической личностью, взятой во всей противоречивой полноте и хаотичности своих проявлений. Нет, реальная личность является в то же время «идеальной» личностью, идеальным содержанием, отвлеченным от пестрого и смутного многообразия житейского опыта»[10].

С «двуплановостью» лирического героя согласна такая исследовательница как И. Роднянская, о назначении лирического героя она пишет следующим образом: это «...своего рода художественный двойник автора-поэта, выступающий из текста обширных лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) в качестве лица, наделенного жизненной определенностью личной судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира, а подчас и чертами пластичной определенности (облик, «повадка», «осанка»)»[11].

Б. Корман, известный исследователь авторского сознания и его художественной структуры, подчеркивает, что лирический герой – это и субъект, и объект: «Лирический герой это и носитель сознания, и предмет изображения: он открыто стоит между читателем и изображаемым миром»[12]. В лирическом произведении действительно всегда можно обнаружить авторское присутствие, тонкую нить связи между автором и читателем. Писатель и лирический герой, на наш взгляд, только в гармоничном сочетании передают движение авторской мысли и чувства.

Стоит уделить особое внимание точке зрения М. М. Бахтина на отношения автора и лирического героя. Он отмечает: «В лирике всё внутреннее в герое как бы сплошь повернуто наружу, к автору, и проработано им....Может показаться, что круги автора и героя слились, их центры совпали». По словам учёного, проблемы с трактовкой лирического героя и авторского сознания связаны с многоголосьем лирике, с её «хоровой природой». Мы слышим автора, слышим лирического героя, слышим искусство, чтобы в конце концов услышать себя. Соотносится с его точкой зрения размышление С. Н. Бройтмана: «Лирический герой выявляется в контексте творчества поэта, в книге или цикле.... Он является образом, намеренно отсылающим к внелитературной личности поэта»[13].

Таким образом, в настоящее время принято считать, что под понятием «лирический герой» (или более широком – «лирический субъект») принято понимать образ личности в творчестве конкретного поэта, наделенного особенными чертами личности, внешности, судьбы. Специфическая особенность лирического героя – это его двуплановость. В лирическом герое существуют эмоции, настроения эпохи, мнения и мысли, выражение сознания автора. Авторское сознание - «это категория литературоведческого анализа, выражающая мироотношение писателя, которое воплощается в художественных образах произведения, всей его структуре»[14].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: