Лирический герой как отражение авторского сознания

А. Б. Кердана

Если делить всех творческих людей на Моцартов, работающих легко и по требованию души, и на Сальери, оттачивающих каждое слово до идеала, Александр Кердан определенно относит себя к первому типу. «Пишу так, пока Бог подаёт…», - говорит писатель. Он никогда не заставлял себя писать и придумывать, даже когда осознал для себя писательскую деятельность как профессию. За считанные мгновения им написаны многие стихи, песни, рассказы (например, десять рассказов из сборника «Тринадцать» написаны за два месяца). А некоторые уже написанные тексты приходится шлифовать долгие и долгие месяцы. Александр Кердан не выбирает лёгких путей: от каждой книги к последующей он поднимает для себя невидимую планку. Он постепенно переходит от стадии Моцарта к уровню Сальери.

Анализ всего творчества Кердана, книги которого публикуются и пользуются спросом по сей день, написал своей первый поэтический сборник в 1990 году. Основные темы, которые проходят лейтвмотивом в его творчестве, – это честь и достоинство мужчин, патриотизм, уважение к Отчизне, старшему поколению, а также поклонение женской красоте. Такие творцы как Рубцов, Есенин, Заболоцкий очень близки ему по духу, поэтому их стилистика схожа. Александр становится приверженцем русской поэтической школы, традиции которой исповедует сам.

Стихи для Александра Кердана – это один из главных способов не потерять себя, защитить свою душу даже в самый сложный период жизни. Писать стихи в командировках, писать стихи между стрельбами – это не вынужденная обязанность, а порыв души. Очень тонкая грань между поэзией как увлечением и поэзией как профессией, которую сам Александр Кердан долгое время для себя не мог распознать.

Стихи Александра Кердана – это так называемая чистая лирика: мелодичная, ясная, наполненная гармонией, понятными и точными образами. На фоне современной тенденции к языковой игре и стихотворным каламбурам, экспериментам поэзия Александра Кердана выделяется своей (в хорошем смысле слова) консервативностью. Сам поэт уважает и творчество Маяковского, и творчество современных экспериментаторов. Он считает, что хорошие стихи могут быть совершенно разными. Главное, чтобы они шли от самого сердца, а в каких формах и выразительных средствах – неважно.

В поэзии Александра Кердана Родина – главная лирическая героиня, служение которой он считает своим главным уделом. Автор является представителем поколения, которое появилось на свет спустя десятилетия после Великой Победы. Поколение гордилось отцами, дедами, сражавшимися во время войны.

Для профессионального военного в прошлом, а ныне – полковника запаса Александра Кердана поэзия стала не только самозащитой души и защитой офицерской чести, но и второй судьбой. Творчески осваивая традиции фольклора, былины и исторической песни, опираясь на разработанный в поэтической системе своих предшественников лирический образ, принимающий порой контуры мифа, Александр Борисович вновь и вновь обращается к теме войны.

Невыразимой, всепоглощающей боли и тоски наполнено его стихотворение «Баллада о сыновьях»:

На завалинке старуха,

С нею – дед.

На двоих почти им

Двести лет.

У старухи на коленях —

Кот клубком.

И сидят старуха с дедом

Ря —

дыш —

ком.

А в избе герань

Алеет на окне,

Фотографии теснятся

На стене.

Все солдаты,

Все похожие с лица…

Восемь было их у мамы

И отца.

Три войны прошел старик —

И сам живой.

А вот дети не вернулися

домой —

С той последней,

 

Самой страшной, мировой.

У избушки – две березы,

Два ствола.

Облетела, поосыпалась

Листва.

Все глядит на них

Старуха,

Смотрит дед:

Два ствола стоят живые —

Листьев нет [23].

Приведем в пример стихотворение «Солдатик», довольно трагическое и местами печальное, восхваляющее славу бойцов Красной Армии, которое вошло в состав сборника стихотворений «Подробности жизни»:

Он в атаку был поднят нещадно,
Он вперёд был обязан пойти
Этим утром, сырым и прохладным...
Дот стоял у него на пути.

А в том доте вражина холёный,
Выпил кофе, к прикладу припал –
Стеганул по равнине зелёной
И солдатику в сердце попал.

Как подкошенный – в мяту и клевер
Он, не видя уже ничего, –
Пал ничком, и наколочка «Север»
На руке остывала его...

И слезинка скатилась из глаза,
А рука всё сжимала цевьё
«Трёхлинейки», которая сразу
Потеряла значенье своё [24].

Стихотворение состоит из четырёх строф, рифмовка перекрестная, стихотворение написано анапестом. Как становится понятно из первого четверостишия стихотворения, повествование ведется на поле ожесточенных боёв, разумеется, где конкретно это происходит, автор не указывает. Читая меж строк, хочется отдельно заметить слова «…Пал ничком, и наколочка «Север» На руке остывала его...». Здесь можно отчетливо заметить, какими деталями оперирует автор. Стоит сказать, что, данная татуировка принадлежит к представителям тюремной субкультуры, зачастую именующих себя ворами в законе. При помощи данной татуировки он дает понять, что выдерживал сложные условия существования в российской тюрьме в холодных регионах. Этим он показывает свою несгибаемость и живучесть, ведь не каждый может выжить в тюрьме, а тем более в тех тюрьмах, которые находятся на севере Российской Федерации. Холод и голод для этого человека не страшны, как и любые суровые условия жизни к которым он готов. «Трёхлинейки» - это широко известная Винтовка Мосина, или, как её еще называли «Мосинка». Учитывая годы эксплуатации данного оружия в армии Советского союза, с 1892 года по 1965 годы, мы можем предположить, что речь идет о боевых действиях во времена Великой Отечественной войны.

Влияние службы в армии на творчество Александра Борисовича можно заметить невооруженным взглядом, ведь. Стихи – один из способов самозащиты души во время службы. В его стихотворениях о боях, армии, войне, можно увидеть, как героизм, так и трагизм. Душевную грусть, тоску по дому и родным, любовь, почти весь спектр человеческих чувств и ощущений.

Лирическим стихотворениям Кердана свойственны необыкновенная искренность и исповедальность, трепетное отношение к женщине, философичность и мужественность. Всё это создает неповторимую авторскую интонацию, которая отличает его творчество. В стихотворении «Ещё хранит твой след песок…» писатель утверждает, что любой человек, лишенный любви, перестает быть человеком в высоком смысле этого слова, ибо любовь и правит миром людей, изначально, и до конца. Любовь не только к близкой тебе душе, но и к родной земле, к меняющейся и остающейся неизменной жизни. Для поэта в любви заключена единственная надежда, без которой человеку не выжить, не спастись, не отыскать приюта, для мятущейся души.

Мягкая лиричность стихов, ностальгия по ушедшему (времени, эпохе) читателю близка и понятна. Дом, родина основные мотивы лирики Кердана. Дом – это малая родина и детская память. Через все сборники проходит мотив единства с Отчизной, ей лирический герой обязан всем – даром поэта, пониманием нерасторжимой связи со своим народом. Как тонко умеет поэт описать все живое, по нескольким признакам, данным в стихотворении, мы узнаем всем нам понятные образы:

Меня окружает совхозная проза:

Кудахтанье кур да мычанье телят,

И всепобеждающий запах навоза

И все удобряющий, как говорят.

И вдоволь удобренный, я вырастаю

Из глупых привычек своих городских.

Меня окружает деревня святая —

Прибежище нашей российской тоски…[25]

Точные, с некой иронией произведения проникнуты глубочайшей любовью и грустью, выражения: «всепобеждающий запах навоза», «российской тоски», «совхозная проза».

Через образ старушки автор рассказывает о смысле жизни простого русского человека:

Старуха отворила ставни,

И пес перебежал дорогу…

– Спасибо, – скажем утром ранним

За то, что живы мы, ей-богу.

За то, что мы, ей-богу, зрячи.

За то, что мы пока что в силах

Смотреть на долгий бег собачий

В окне, что вечность отворила[26].

Стихотворения Александра Кердана неразрывно связаны с жизнью и красотами Урала. По живописности описаний родных мест Александр Кердан  - настоящий художник. Как художник он рисует живописные пейзажи родного края, любимой природы, с неподдельным восхищением и ностальгией отзывается о Родине:

А березки как побелены стоят

Вдоль дороги, по которой мчится поезд.

Почернели все они по пояс.

«Штукатурка облетела…» – говорят.

Я смотрю в окно, свои дела

Вороша, как будто бомж окурки…

Жизнь моя – березово-светла,

И черна, где нету штукатурки.

Я и ею волен дорожить

Иль не дорожить, назло привычке…

Надо жить! Пока что – надо жить,

Хоть к окурку не хватает спички.

Надо жить… Искать с судьбою лад,

Ни о чем ином не беспокоясь…

А березки как побелены стоят

Вдоль дороги, по которой мчится поезд[27].

Утверждающая сила оптимизма, великая сила всепобеждающей любви к жизни и Родине – тема этого стихотворения. О своем родном месте Коркино поэт рассказывает с особым упоением:

Мы все – природы сыновья

И логике подвластны древней…

Не потому ль родился я

На стыке города с деревней.

В окно кричали петухи,

Но громче их – гудки разреза…

И сызмальства, мои стихи —

На стыке неба и железа[28].

Творчество Александра Кердана отличает умная, чуткая позиция автора – его образ. Родина для поэта – это не просто точка на карте и место, где ты родился. Это отечественная история. Александр Кердан родился в шахтерском городке Коркино, на Южном Урале, и посвятил родному городу немало проникновенных строк. Поэт писал о жизни в провинции. В стихотворении «Уехать из Москвы» автор дает возможность отрешиться от требовательной длани власти, искушений моды и окололитературной суеты.

Дом и родина – по праву главные мотивы лирики Александра Кердана. Но особое место занимает и тема малой родины. Малая родина – это дом, это детская память, это место, где ты родился и которым ты воспитан. Через все сборника поэта проходит лейтмотивом тема единства с малой родиной:

Меня окружает совхозная проза:

Кудахтанье кур да мычанье телят,

И всепобеждающий запах навоза

И все удобряющий, как говорят.

И вдоволь удобренный, я вырастаю

Из глупых привычек своих городских.

Меня окружает деревня святая —

Прибежище нашей российской тоски...[29]

Лирический герой отражает воспоминания самого автора. Он точно также родился в месте на стыке города с деревней (село Коркино челябинской области – место рождения самого поэта):

Мы все – природы сыновья

И логике подвластны древней…

Не потому ль родился я

На стыке города с деревней…[30]

 

Ещё один образ, с которым неразрывно связан образ Родины – это образ матери. Воспоминания о родной матери становятся поводом снова и снова возвращаться в детство, в родные места. В творчестве многих поэтов эти мотивы неразрывны, но у Александра Кердана такие строки особенно наполнены грустью и тоской:

Стареет мама…

Грусти не тая,

Целую ее сморщенные руки…

Пока жива она —

Мальчишка я,

И время остается для науки…[31]

Однако волнует лирического героя не только тема прошлого, тема детства; он волнуется не столько о настоящем, сколько о будущем. Особо остро затронута автором данная тема в стихотворении «Новый день независимости». Строки стихотворения похожи на своеобразный лозунг, на крик совести, взывающей к русскому человеку:

Отвоюем страну и вернем нашей матери имя,

Даже если не нам доведется увидеть итог...

Богородица нас покрывает крылами своими,

И для русского сердца открыт Ее светлый чертог[32]

По большому счёту, интонация поэзии Александра Кердана – мужская, патриотичная. Но лирическому герою свойственно и понимание любви. Сам Александр Кердан любит размышлять о божественной природе любви. Например, в стихотворении «Резюме»:

Ах, любовь! Это что-то совсем неземное!

Почему же, земная, живешь ты со мною,

На моей засыпая груди?..

Любовь представляется лирическому герою чем-то неземным, невозможным для осознания и существования без вмешательства божественной силы.

Поднимает Александр Кердан и тему страданий, вызванных этим прекрасным чувством – любовью. У каждой любви, считает он, есть начало и конец, такова жизненная закономерность, таков принцип гармонии на земле:

Я жизнь познаю много лет и узнал

С плохой и хорошей сторон.

У каждой любви есть исток и финал

И это – закон.

Который придуман не мной, и не мне

Его, осудив, нарушать...

Но это не повод терять веру в любовь. Сердце и душа человека постоянно открыты для нового, для любви и чувств. Для лирического героя поэзии Александра Кердана счастье, настоящая и полноценная жизнь возможно только в том случае, если в ней есть любовь:

И все же, любовь потеряв, как во сне,

Влюбляюсь опять –

До смерти, поскольку еще я – живой

И только влюбленным живу

Любовь для Александра Кердана – это не только чувства между двумя любящими людьми. Это умение любить человечество, всё живое, добро, правду, знания, мудрость, справедливость, честь и долг. Умение чувствовать и проявлять бескорыстную любовь – это высший показатель зрелости человека. Это та наивысшая любовь, которая отдаёт, не требуя взамен:

Мечту, что еще не достигнута мной,

Судьбою зову.

Движение к ней – вот тот самый закон,

Который, как там ни крути,

А все ж ни с плохой, ни с хорошей сторон

Не обойти.

И тысячи истин познав, не узнать,

Зачем так играю с судьбой,

Когда безнадежно влюбляясь опять

В любовь....

Таким образом, А. Кердан в литературе занимает особенное место. Во-первых, он кадровый военный, и поэтому описывает события, которые хорошо знает в деталях, что придает его прозе особенную реалистичность и детализацию характеров, образом, фабулы. Во-вторых, в литературном мире А. Кердан не новичок. Он много публиковался, известен не только своей прозой, но и поэтическими текстами. Все это в совокупности рисует портрет добротной литературы и профессионализм ее автора.

Анализ всего творчества Кердана, книги которого публикуются и пользуются спросом по сей день, написал своей первый поэтический сборник в 1990 году. Основные темы, которые он использует в своих произведениях, – это честь и достоинство мужчин, патриотизм, уважение к Отчизне, старшему поколению, а также поклонение женской красоте. Такие творцы как Рубцов, Есенин, Заболоцкий очень близки ему по духу, поэтому их стилистика схожа. Александр становится приверженцем русской поэтической школы, традиции которой исповедует сам.

В поэзии Александра Кердана Родина – главная лирическая героиня, служение которой он считает своим главным уделом. Автор является представителем поколения, которое появилось на свет спустя десятилетия после Великой Победы. Поколение гордилось отцами, дедами, сражавшимися во время войны.

Александр Кердан – активно работающий в литературе нового времени автор, который утверждает через своё творчеством принципы мужской чести и дружбы, принцип верности Отечеству и любви к своей Родине. Это настоящий идейный вдохновитель писательской ассоциации Урала. Его творчество представляет негласную «уральскую» школу поэзии, однако оно давно вышло за границы регионального творчества.

 
















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: