Особенности лирики как литературного рода

Лирика с древнегреческого языка обозначает «музыкальный инструмент». Под его звуки обычно исполняются стихи или песни. На первое место лирика ставит состояние человеческой души, её эмоциональный и чувственный фон, впечатления. Лирическое содержание глубоко субъективно. Верно подметил Г. Л. Абрамович особенность лирики: «Лирика всегда изображает лишь само по себе определенное состояние, например, порыв удивления, вспышку гнева, боли, радости - некое целое, собственно не являющееся целым. Здесь необходимо единство чувства»[2].

Поэтический мир автора и личностное начало в лирике проявляются с огромной силой. Мысли, эмоции, абстрактные размышления писателя, прежде всего, определяют состояние автора. В лирике особенно выделяется субъективное, личностное начало, однако объективность и ценность существующего мира, глобальность исторических событий осознается в полной мере. А. Кушнер замечает: «Лирика играет на повышение всех ценностей, разглядывает как драгоценность каждую крупицу жизни»[3].

Лирические произведения тяготеют к различным видам искусства. С одной стороны, лирика соотносится с эпосом с точки зрения наличия событийной основы, с другой стороны - к музыке. Ведь в музыкальном искусстве вся внешняя событийность и сюжет отступает на второй план. Сюжет уступает внутренними переживаниям человеческой души, именно эмоции становятся главным содержанием. Если обратить внимание на лирический пейзаж в поэзии и лирический пейзаж в живописи, то невозможно не заметить, как один выступает в качестве интерпретации другого вида искусства.

Состояние человеческого сознания и души – вот что первоочерёдно для лирики как рода литературы. Л. Я. Гинзбург сформулировала интересную формулу для лирики: «Это квинтэссенция душевного опыта человека.... Это самый субъективный род литературы»[4]. Лирика особым образом переоценивает и заново «переживает» всё, что когда-либо испытал человек. Однако не стоит равнять лирику и глубокую психологию. Объект внимания лирики – это художественное переживание внешних реалий.

Лирика в преобладающем большинстве имеет стихотворную форму. Литературовед К. Ахмедьянов приводит классификацию лирики по форме обращения: «лирика-монолог, лирика-обращение, лирика-диалог»[5]. Что касается объёма и жанрового разнообразия, лирический род литературы тяготеет к малой жанровой форме: лирическое стихотворение, послание, элегия, эпиграмма, романс... Хотя известны нам и объёмные лирические поэмы, изображающие переживания в эпической многоплановости: Маяковский «Про это», Цветаева «Поэма конца» и т. д. Человеческое состояние или переживание может транслироваться разными способами. Открыто и напрямую: например, монолог-исповедь (вспомним вечное «Не жалею, не зову, не плачу…» Есенина). Или косвенно, в скрытых образах: чаще всего в пейзажной и описательной лирике.

Итак, мы рассматриваем лирику как особый род литературы, в центре внимания которого – человеческая душа и её переживания, стремления, порывы. Ближе всего лирика близка к музыкальному искусству. Ведь в лирике точно также события и сюжет играют второстепенную роль. Лирика тяготеет к малым жанрам, а лирическое переживание может проявлять себя в разных формах: от громкого открытого признания до скрытого в деталях еле ощутимого волнения.

 

Взаимоотношения понятий «лирический герой»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: