Виды агрессии в психологии

Агрессия вообще подразделяется на несколько более узких видов, каждый из которых имеет свои особенности или характеристики. Рассмотрим их:

1. Вербальная агрессия предполагает агрессивное поведение, проявляющееся в речи. Собственные отрицательные эмоции передаются и при помощи содержания высказывания, и при помощи интонации, мимики и жестов.

2. Враждебная агрессия – это агрессивное поведение, целью которого является нанесение прямого ущерба объекту агрессии.

3. Инструментальная агрессия – вид агрессивного поведения, при котором агрессия служит позитивным целям, а не является методом выражения собственных эмоций (например, избиение боксерской груши для снятия стресса).

4. Косвенная агрессия – это скрытая агрессия, которая направленно на объект тайно, либо не осознается объектом агрессии.

5. Прямая агрессия – вид агрессивного поведения, при котором цель не скрывается от объекта, а сами проявления носят намеренный характер.

6. Физическая агрессия – проявление агрессивного поведения посредством использования физической силы, которая направлена против человека или объекта.

Если мотивированная агрессия (имеющая причину) – это вполне естественное проявление человеческой натуры, то немотивированная агрессия (безпричинная) – это уже серьезный повод обратиться к психотерапевту.

Приступы агрессии: как победить?

Многим людям приступы агрессии, или, проще говоря, вспыльчивость, сильно мешают жить. Рассмотрим несколько способов укротить свою натуру:

· выпейте стакан воды;

· сконцентрируйтесь на дыхании, вдыхайте и выдыхайте медленно;

· отвлекитесь, вспомните о чем-то хорошем;

· мысленно посчитайте от 10 до 1;

· расслабьте тело – лицо, руки, ноги, отойдите от проблемы;

· ущипните себя несколько раз.

Если такие методики вам не помогают – это повод для обращения к профессионалу. Только психотерапевт сможет разобраться с причинами и найти решение проблемы.

 

Конфликт

Конфликт (лат. conflictus) — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями.

Процесс нарушения общения происходит на уровнях «Я-Я», «Я - другой», «Я - группа», «Группа -Группа». В соответствии с этим конфликты бывают:

- Внутриличностные;

- Межличностные;

- Личностно-групповые;

- Межгрупповые.

На каждом из этих уровней могут возникать препятствия общения.

Выделено несколько тактик поведения, которые используют люди в процессе конфликта:

- Стиль противоборства – используется в том случае, когда собеседник не заинтересован в сотрудничестве, но способен на волевые решения. Он удовлетворяет собственные интересы в ущерб интересам других людей. Эффективен в том случае, когда человек обладает властью, когда его решения правильны.;

- Избегание – используется в случаях, когда проблема не столько важна для человека, когда он не прав, когда у человека не достаточно власти или когда он находится в безнадежном положении. Хорошо использовать данный стиль со сложными людьми, когда у человека нет оснований для продолжения сотрудничества, когда требуется отсрочка в решении;

- Уступка – тактика используется, если исход дела важен для другого человека, когда у него больше власти, когда он жале другого. Использовать можно для отсрочки решения, для смягчения конфликта и восстановления гармонии;

- Компромисс – обмен уступками, когда частично удовлетворяется желание обеих сторон. Никто не выигрывает и никто не проигрывает;

- Сотрудничество – совместное обсуждение проблемы и желаний. Это когда «мы» вместе против проблемы, когда выяснены все скрытые нужды партнера (самый эффективный стиль).

 

Основные характеристики трудных в общении людей:

1. «Агрессивисты» - подразделяются на:

- Тип «Паровой каток»: «уйдите с дороги, дайте возможность выпустить пар, не ставьте под сомнение его правоту»;

- Тип «скрытый агрессор» - люди, старающиеся причинить неприятности другим людям. Выполняют роль мстителя, восстанавливая справедливость. Сохранять спокойствие, привести несколько примеров.

- Тип «маленький ребенок» - по сути не злой, но разгневанный ребенок. Доброжелательно обсудить проблему.

2. «Жалобщики»: реалистические и параноидальные. Они жалуются на воображаемые обстоятельства. Обвиняют весь мир во всех грехах. Поддакивать, выслушивать их. Страстно желают быть услышанными. Постоянно недовольны собой. Занять нейтральную позицию в ситуации.

3. «Молчуны-тихони»: скрыты и замкнуты, от них очень трудно добиться ответа. Быть благодарным, что они с вами разговаривают. Дать время выговориться.

4. «Сверхпокладистые» - приятные во всех отношениях. Показать, что хотите правдивости с их стороны.

5. Другие типы:

- «Всезнайки» - пузыри, переполненные осведомленностью.

- «С-ума-сводящие»;

- «Скрытные» - держат все в себе, а потом внезапно набрасываются на собеседника, когда тот считает что все прекрасно;

- «Невинные лгуны».

 

Д/з

Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Н.Н. Петрова - 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центра «Академия», 2014. – с. 116-124, 143-157

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: