Виды барьеров в общении

Психология барьеров общения подразделяется на четыре основных вида: ситуационные, мотивационные, смысловые и психологические барьеры общения. Итак, давайте рассмотрим каждый вид отдельно.

1. Ситуационные барьеры – возникают из-за разного взгляда партнеров на одну и ту же проблему. Например, один собеседник может с пониманием и сочувствием отнестись к группе шумных ребят, обсуждающих какую-либо тему, в то время как другой партнер будет раздражен шумом, исходящим от детей не вникая в суть разговора.

2. Мотивационные барьеры – возникают в том случае, когда человек скрывает реальные мотивы своих высказываний, либо просто не осознает их значимость.

3. Смысловые барьеры – возникают из-за непонимания сути разговора своего собеседника. Трудности и барьеры общения, в этом случае возникают тогда, когда человек не может понять мысль партнера и не улавливает к чему идет разговор.

4. Психологические барьеры – это своеобразный внутренний барьер, тормозящий человека в общении. Чаще всего он появляется из-за страха быть непонятым, не понравиться собеседнику или нарваться на злобную насмешку со стороны партнера и быть отвергнутым, несмотря на самые искренние проявления добрых намерений.

Особенности общения людей с акцентуированными характерами не являются фатальной закономерностью. Следует всего лишь помнить, что при вхождении в контакт с акцентуированными личностями человека ожидают видимые и скрытые рифы общения, которые вполне можно преодолеть

БАРЬЕР ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ. Эмоции, как субъективные реакции человека на внешние и внутренние раздражители, служат для него универсальной мерой ценности всего вокруг происходящего. Они являются своего рода "механизмом" регуляции деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. Положительные эмоции предстают как награда за достижение поставленной цели, а за неосуществление потребностей человек расплачивается отрицательными эмоциями.

Эмоции могут влиять на восприятие партнера по общению. Испытывая к человеку неприязнь, брезгливость, трудно рассчитывать, что удастся правильно его понять, и, наоборот, влюбленность, очарование, например, красотой и остроумием собеседника, часто приводит к тому, что его видят сквозь "розовые очки". Не любая, а лишь устойчивая, отрицательная эмоция способна воздвигнуть серьезный барьер в общении. К таким К. Изард относит: страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вину.

БАРЬЕР СТРАДАНИЯ. В общении искажает восприятие окружающих: чужая радость нередко может вызвать боль и зависть, породить эгоизм (из-за жалости к себе) или, наоборот, альтруизм как способ заглушить в себе чувство вины перед кем-либо. Иногда, особенно у детей и подростков, страдание приводит к агрессивности (например, разлученные с матерью, они начинают часто ломать игрушки, бить куклу). Подчас в горе человеку хочется побыть в одиночестве. Утешение окружающих в этот момент вызывают лишь раздражение.

БАРЬЕР ГНЕВА. В общении создается в ответ на неожиданные препятствия к удовлетворению актуальной потребности, на прерывание какого-то приятного занятия, на неожиданное оскорбление и незаслуженную обиду, на принуждение совершить какой-либо неприемлемый поступок. Чем сильнее вызванный гнев, тем больше потребность излить его словами или агрессивными действиями. Поэтому при встрече с разгневанным человеком не стоит испытывать в это время "запас его прочности".

БАРЬЕР ОТВРАЩЕНИЯ И БРЕЗГЛИВОСТИ возникает подчас как следствие негигиеничности собеседника (неопрятность, мятая грязная одежда, источаемый им неприятный запах и т.д.), его дурных манер и отсутствия самоконтроля в поведении.

БАРЬЕР ПРЕЗРЕНИЯ, как и барьер отвращения, способствует ограничению контактов с человеком, вызвавшем отрицательные эмоции. В этом его положительная роль. Однако иногда он является результатом предрассудков, например, расовых или национальных. Испытывая презрение к кому-либо, стараются избежать общения с этим человеком. Порождают презрительное отношение к личности некоторые черты характера этого человека, его аморальные поступки и устоявшаяся за ним репутация. Преодолеть возникающие при встрече с подобным субъектом эмоции трудно, для этого требуется длительное время.

БАРЬЕР СТРАХА может быть вызван биологическими причинами (опасение за жизнь и здоровье, страх увечья, заражения болезнью) и социальными (опасение за материальное и моральное благополучие, благоговение перед общественным статусом собеседника, угроза с его стороны, опасение наказания и т.д.). При столкновении с человеком, занявшем недоброжелательную позицию в диалоге, всегда стоит задуматься, какой страх им владеет. От того, насколько близким к истине будет ответ, зависит, удастся ли преодолеть барьер страха, которым отгородился партнер по общению.

БАРЬЕР СТЫДА И ВИНЫ возникает как чувство неуместности происходящего, из-за неловкости за себя и других. Стыд чаще всего охватывает человека при критике, но иногда и при неумеренной похвале. Поэтому не должно вызывать удивления, когда собеседник вместо того, чтобы расплыться в радостной улыбке в ответ на дифирамбы, прячет глаза, краснеет, стремится быстрее проститься. Нередко стыд и вина перед человеком приводит к прерыванию отношений с ним. Чувство вины может возникнуть и без критики в том случае, если человек перестал получать привычное одобрение. Такое молчаливое порицание может подействовать сильнее резких обвинений. Чувство вины нарушает психологические контакты с людьми. В одном случае человек сам избегает прочных межличностных связей, а в другом – общество может изолировать его, если совесть последнего оказалась не на высоте.

БАРЬЕР ПЛОХОГО НАСТРОЕНИЯ не может быть выделен в отдельную группу причин, влияющих на успех установления контактов в общении, поскольку он включает в себя большинство перечисленных отрицательных эмоций. Тем не менее, его следует учитывать, так как дурное состояние в любом случае индуцируется на партнера. Идти на занятия или деловую встречу в плохом настроении означает заведомо обречь задуманное предприятие на провал, а себя - на недостижение поставленных целей. При подавленном состоянии надо стремиться отвлечься от дурных мыслей, переключиться на приятные воспоминания, которые всегда у каждого найдутся. Общение в плохом настроении всегда односторонне и плохо действует на партнера, особенно не склонного к сопереживанию. Не случайно в Японии считается невоспитанностью показывать посторонним свои отрицательные переживания. Это не только снижает работоспособность человека, но и отталкивает от него большинство людей.

Наконец, в условиях человеческой коммуникации могут возникнуть совершенно специфические коммуникативные барьеры. Эти барьеры не связаны с уязвимыми местами в каком-либо канале коммуникации или с погрешностями кодирования и декодирования. Они носят социальный или психологический характер. С одной стороны, такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует понимание ситуации общения, вызванное не просто различным «языком», на котором говорят участники коммуникативного процесса, но и различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые не только порождают различную интерпретацию (истолкование) тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание.

 

Агрессия

Агрессия в психологии определяется как особый вид поведения, который направлен исключительно на нанесение вреда, как живым людям, так и неживым объектам. Как правило, такое проявление служит реакцией на разного рода психические или физические фрустрации, дискомфорт, стрессы. В некоторых случаях агрессия может быть использована для достижения некой цели, например, для самоутверждения или получения некоего статуса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: