Вербальная и невербальная коммуникация

Лекция № 12

«Общение. Конфликты. Агрессия»

Казалось бы, смысл понятия «общение» ясен и особых разъяснений не требует. Существует, однако, немало понятий, значение которых в обыденной речи и в научном употреблении не вполне совпадает; а бывает и так, что и в самой науке термин употребляется в различных значениях. Это относится и к понятию «общение».

Обще́ние — «передача информации от человека к человеку», сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность.

Выделяют три аспекта общения, такие как передача информации (коммуникативный аспект общения); взаимодействие (интерактивный аспект общения); понимание и познание людьми друг друга (перцептивный аспект общения).

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. В общении выделяются аспекты содержания, цели и средств.

Содержание – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного человека к другому. Люди обмениваются информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно и в высшей степени разнообразно по своему внутреннему содержанию.

Цель общения – то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Это передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое. Цели человеческого общения представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.

Кодирование информации – это способ передачи ее от одного живого существа к другому. Например, информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками. Информация может передаваться и восприниматься людьми на расстоянии, через органы чувств (наблюдения со стороны одного человека за движениями другого или восприятие производимых им звуковых сигналов).

У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записи).

Классификация сторон и функций общения:

1. Коммуникативная: обмен информацией между общающимися индивидами.

2. Интерактивная: организация взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

3. Перцептивная: процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Или:

1. информационно-коммуникативная (приём и передача информации)

2. регуляционно-коммуникативная (взаимокорректировка действий в совместной деятельности)

3. аффективно-коммуникативная

Или:

1. инструментальная функция (основная рабочая функция, обмен информацией в процессе управления и совместного труда);

2. синдикативная (сплочение групп)

3. трансляционная функция (применяема при передаче знаний, оценок)

4. самовыражение (поиск и достижение взаимопонимания)

Функции по целям общения:

1. контактная (установление контакта, то есть готовности к приёму и передаче сообщений и поддержании взаимосвязи)

2. информационная (приём и передача сообщений в ответ на запрос)

3. побудительная (целевая стимуляция активности)

4. координационная (взаимная координация и согласованность в совместной деятельности)

5. функция понимания (адекватное понимание смысла, взаимопонимание в целом)

6. эмотивная (обмен эмоциями)

7. функция установления отношений (фиксация своего места в социуме)

8. функция оказания влияния (изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера).

Вербальная и невербальная коммуникация

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно можно построить классификацию коммуникативных процессов. Различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы. Соответственно возникает и многообразие видов коммуникативного процесса, каждый из которых необходимо рассмотреть в отдельности.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

Различают письменную и устную речь. Устная речь подразделяется, в свою очередь, на диалогическую и монологическую.

Письменная речь появилась в истории человечества намного позднее устной речи. Она возникла как результат потребности общения между людьми, разделенными пространством и временем. Письменная речь берет свое начало от пиктографии — условных схематических рисунков. Затем письменная речь приобретает форму письма. Благодаря письму оказалось возможным передавать от поколения к поколению опыт, накопленный людьми, так как при передаче с помощью устной речи он мог подвергаться искажению, видоизменению или даже исчезнуть. Письменная речь играет важную роль в развитии сложных обобщений, которыми пользуется наука.

Могут существовать две разные задачи в ориентации партнера по общению. А. А. Леонтьев предлагает обозначать их как личностно-речевая ориентация (ПРО) и социально-речевая ориентация (СРО), что отражает преимущественную тематику, содержание коммуникации1. Само же воздействие может быть понято различно: оно может носить характер манипуляции другим человеком, т. е. прямого навязывания ему какой-то позиции, а может способствовать актуализации партнера, т. е. раскрытию в нем и им самим каких-то новых возможностей.

«Убеждающая коммуникация» — совокупность определенных мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия. На основе «убеждающей коммуникации» разрабатывается так называемая экспериментальная риторика — искусство убеждения посредством речи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: