Исследование авиационного оборудования

 

Авиационное оборудование современных ВС – это сложнейший комплекс устройств, непосредственно влияющих на работоспособность практически всех систем и определяющий эффективность и безопасность полётов. В связи с этим,  при расследовании АП, анализу подвергаются не только те устройства и системы, которые могли стать источниками отказа и причиной АП, но и другие устройства и системы, которые могут нести косвенную информацию о состоянии анализируемой системы. В самом начале расследования необходимо зафиксировать показания приборов, положение переключателей, автоматов защиты сети, исполнительных устройств и т. п.

Особое внимание следует уделить аккумуляторной батарее. В отличие от других агрегатов, её необходимо в кратчайшее время очистить от загрязнений, чтобы предотвратить саморазряд батареи, который может исказить истинный уровень зарядки аккумулятора в момент падения ВС.

Исследование энергосистем постоянного и переменного тока. Параметрами, свидетельствующими о работоспособности энергосистем ВС, являются напряжения в бортовой сети номинальной величины и исправное техническое состояние источников электроэнергии, аппаратуры защиты, регулирования и коммутации.

Для оценки работоспособности энергосистемы в качестве примеров рассмотрим следующие методы:

− изучение следов (отпечатков) стрелок на шкалах приборов, на кинематике сопряженных деталей приборов и т. д.;

− определение величины и изменение напряжения в бортовой сети по изменению калибровочных уровней линий, зафиксированных БУР. Стабильность напряжения характеризуется постоянством расстояния между калибровочными максимальными и минимальными уровнями;

− определение напряжения по частоте вращения электрических машин. Этот метод основан на замере выработки и задиров (длины, ширины) на неподвижных деталях из-за кратковременного уменьшения зазоров между сопрягаемыми деталями при ударе. Наличие, например, спиралевидной дорожки на коллекторе, якоре и т. д. свидетельствует о том, что в момент удара якорь вращался;

− определение наличия напряжения по изменению геометрических форм нитей накаливания ламп в момент соударения. Признаками включенного состояния лампы является вытяжка спирали нити накаливания, деформация витков спирали и увеличение шага её намотки и т. п.;

− определение наличия напряжения путем анализа нитей накаливания на предмет образования окислов вольфрама на нитях в момент разрушения баллона лампы при включенном её состоянии;

− определение величины напряжения по состоянию аккумуляторной батареи путем измерения остаточной емкости электролита.

Определение причин нарушения работоспособности энергосистем. Для решения данной задачи наиболее часто используются следующие методы:

− определение причины отказа источников электроэнергии путем анализа основных (мощных) потребителей и резервных устройств. При появлении аварийного режима в энергосистеме ВС автоматически отключаются мощные потребители, а если аварийный режим возник в энергосистеме переменного оттока, то происходит дополнительно автоматическое включение в работу аварийных источников переменного тока. По данным признакам можно установить факт появления аварийного режима в работе энергосистем;

− определение режима короткого замыкания по различному положению деталей в кинематике автомата защиты сети (АЗС) в случае механического воздействия или прохождения в защищаемом фидере токов короткого замыкания и токов перегрузки. Этот метод реализуется, как правило, рентгенопросвечиванием АЗС;

− определение режима короткого замыкания по состоянию изоляции проводов, экранизирующей оплётки и жил проводов. Признаками данных явлений являются изменение цвета изоляции, вспучивание хлорвиниловой изоляции, прогары и потемнение изоляции, потеря эластичности провода и т. п. Эти явления могут иметь место в условиях определенных значений токов короткого замыкания.

Исследование приборного оборудования. При исследовании приборного оборудования ВС решаются следующие задачи:

− установление факта работоспособности приборного оборудования;

− определение фактических показаний приборов.

Наиболее простыми методами исследования приборов являются:

− определение показаний приборов путем визуального анализа отпечатков стрелок со шкалой;

− определение показаний приборов путем сопоставления направления и характера надиров на шкале и стрелке;

− определение показаний приборов по заклиненному положению стрелок относительно шкалы;

− определение показаний приборов по заклиненному положению подвижных деталей кинематических схем.

Исследование работоспособности топливомеров и расходомеров. При исследованиях аварийной топливо-измерительной аппаратуры важное место занимают задачи по определению показаний и сигнализации аварийных (критических) сигналов топлива. Определить показания топливомеров
 – расходомеров типа ТР можно по:

− заклиненному положению щётки на обмотке потенциометра;

− положению кулачка сигнализатора аварийного остатка топлива и последующего сравнения с положением кулачка на неисправном сигнализаторе;

− положению выключателя сигнализации критического остатка топлива.

Исследование работоспособности кислородного оборудования. Определяющими параметрами для оценки работоспособности кислородного оборудования являются: наличие давления кислорода в системе и исправность узлов и агрегатов данного оборудования. Если рассматривается версия об отказе рассматриваемой системы, то необходимо первоначально проверить следующие варианты:

− негерметичность какого-либо агрегата или магистрали, вследствие чего произошла утечка кислорода и его не хватило экипажу;

− кислород не поступал в кабину ВС вследствие перекрытия системы, т. е. расхода кислорода не было.

Отсутствие или наличие поступления кислорода экипажу можно определить по положению (открытого или закрытого) вентилей, клапанов и кранов, кислородного оборудования. Это осуществляется продувной системой или её участками, определением взаимного положения деталей визуальным осмотром и рентгеновским просвечиванием. Причиной отсутствия кислорода может быть и разрушение кислородного баллона в результате пробоины или в результате сдавливания. В первом случае возможно оплавление металла баллона в районе пробоины при наличии в нем кислорода, а во втором – происходит, как правило, разрыв боковой поверхности баллона без оплавления даже при наличии кислорода.

Также не исключаются при исследовании кислородного оборудования и такие методы, как определение показаний кислородных манометров (по отпечаткам стрелок и т. д.), расчетный метод сопоставления остаточного давления кислорода в баллонах и фактической величины давления в системе.

Исследование анероидно-мембранных приборов. Анероидно-мембранные приборы (АМП) совместно с системой приёмников воздушного давления (ПВД) играют значительную роль в обеспечении экипажа достоверной текущей информацией о параметрах движения ВС. Поэтому оценка работоспособности АМП при расследовании авиационных происшествий должна производиться параллельно с оценкой работы системы ПВД.

Для АМП наиболее уязвимой частью является анероидно-мембранный узел, чувствительный к деформации гофров, нарушению заделки в соединениях мембран, мембранных коробок и сильфонов по причине неправильной эксплуатации, в том числе и проверок.

При расследовании авиационного происшествия АМП должны подвергаться тщательной проверке и на предмет установления нарушений технологии изготовления или ремонта АМП. Для ПВД наиболее характерными причинами отказов являются закупорка отверстий и каналов посторонними частицами, в том числе и льдом.

В связи с тем, что физическое состояние частиц и их наличие после авиационного происшествия может измениться для оценки влияния систем ПВД на работу АМП, необходимо использовать не только результат исследования технического состояния элементов данной системы, но и изучить данные о работе других систем, являющихся потребителями входной информации о системе ПВД, которая, как правило, регистрируется посредством бортовых СОК.

Особое внимание следует уделить анализу действий экипажа перед взлетом по установке (вводу) начального давления в районе аэродрома и, особенно при вводе барометрического давления аэродрома посадки, т. к. ошибочные действия экипажа могут быть источником развития опасной ситуации.

Определение показаний авиационных приборов. При решении данной задачи требуется выявить величину параметра, измеряемого прибором в момент разрушения ВС. Это может послужить для установления причин АП при расследовании. Особенно ценны выявленные показания в тех случаях, если установлено, что поврежденный (разрушенный) прибор был работоспособен и функционировал нормально. На рис. 18.25…18.28 показано состояние приборов на месте АП.

 

Рисунок 18.25 – Положение стрелок указателя углов атаки и нормальной перегрузки и пилотажного прибора в момент удара о землю

 

Рисунок 18.26 – Состояние приборов на месте АП

 

Рисунок 18.27 – Положение стрелок авиационных часов
Рисунок 18.28 –  Положение стрелок указателя оборотов двигателя

 

Наиболее применяемым методом выявления показаний приборов является:



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: