Авиационное оборудование современных ВС – это сложнейший комплекс устройств, непосредственно влияющих на работоспособность практически всех систем и определяющий эффективность и безопасность полётов. В связи с этим, при расследовании АП, анализу подвергаются не только те устройства и системы, которые могли стать источниками отказа и причиной АП, но и другие устройства и системы, которые могут нести косвенную информацию о состоянии анализируемой системы. В самом начале расследования необходимо зафиксировать показания приборов, положение переключателей, автоматов защиты сети, исполнительных устройств и т. п.
Особое внимание следует уделить аккумуляторной батарее. В отличие от других агрегатов, её необходимо в кратчайшее время очистить от загрязнений, чтобы предотвратить саморазряд батареи, который может исказить истинный уровень зарядки аккумулятора в момент падения ВС.
Исследование энергосистем постоянного и переменного тока. Параметрами, свидетельствующими о работоспособности энергосистем ВС, являются напряжения в бортовой сети номинальной величины и исправное техническое состояние источников электроэнергии, аппаратуры защиты, регулирования и коммутации.
|
|
Для оценки работоспособности энергосистемы в качестве примеров рассмотрим следующие методы:
− изучение следов (отпечатков) стрелок на шкалах приборов, на кинематике сопряженных деталей приборов и т. д.;
− определение величины и изменение напряжения в бортовой сети по изменению калибровочных уровней линий, зафиксированных БУР. Стабильность напряжения характеризуется постоянством расстояния между калибровочными максимальными и минимальными уровнями;
− определение напряжения по частоте вращения электрических машин. Этот метод основан на замере выработки и задиров (длины, ширины) на неподвижных деталях из-за кратковременного уменьшения зазоров между сопрягаемыми деталями при ударе. Наличие, например, спиралевидной дорожки на коллекторе, якоре и т. д. свидетельствует о том, что в момент удара якорь вращался;
− определение наличия напряжения по изменению геометрических форм нитей накаливания ламп в момент соударения. Признаками включенного состояния лампы является вытяжка спирали нити накаливания, деформация витков спирали и увеличение шага её намотки и т. п.;
− определение наличия напряжения путем анализа нитей накаливания на предмет образования окислов вольфрама на нитях в момент разрушения баллона лампы при включенном её состоянии;
− определение величины напряжения по состоянию аккумуляторной батареи путем измерения остаточной емкости электролита.
|
|
Определение причин нарушения работоспособности энергосистем. Для решения данной задачи наиболее часто используются следующие методы:
− определение причины отказа источников электроэнергии путем анализа основных (мощных) потребителей и резервных устройств. При появлении аварийного режима в энергосистеме ВС автоматически отключаются мощные потребители, а если аварийный режим возник в энергосистеме переменного оттока, то происходит дополнительно автоматическое включение в работу аварийных источников переменного тока. По данным признакам можно установить факт появления аварийного режима в работе энергосистем;
− определение режима короткого замыкания по различному положению деталей в кинематике автомата защиты сети (АЗС) в случае механического воздействия или прохождения в защищаемом фидере токов короткого замыкания и токов перегрузки. Этот метод реализуется, как правило, рентгенопросвечиванием АЗС;
− определение режима короткого замыкания по состоянию изоляции проводов, экранизирующей оплётки и жил проводов. Признаками данных явлений являются изменение цвета изоляции, вспучивание хлорвиниловой изоляции, прогары и потемнение изоляции, потеря эластичности провода и т. п. Эти явления могут иметь место в условиях определенных значений токов короткого замыкания.
Исследование приборного оборудования. При исследовании приборного оборудования ВС решаются следующие задачи:
− установление факта работоспособности приборного оборудования;
− определение фактических показаний приборов.
Наиболее простыми методами исследования приборов являются:
− определение показаний приборов путем визуального анализа отпечатков стрелок со шкалой;
− определение показаний приборов путем сопоставления направления и характера надиров на шкале и стрелке;
− определение показаний приборов по заклиненному положению стрелок относительно шкалы;
− определение показаний приборов по заклиненному положению подвижных деталей кинематических схем.
Исследование работоспособности топливомеров и расходомеров. При исследованиях аварийной топливо-измерительной аппаратуры важное место занимают задачи по определению показаний и сигнализации аварийных (критических) сигналов топлива. Определить показания топливомеров
– расходомеров типа ТР можно по:
− заклиненному положению щётки на обмотке потенциометра;
− положению кулачка сигнализатора аварийного остатка топлива и последующего сравнения с положением кулачка на неисправном сигнализаторе;
− положению выключателя сигнализации критического остатка топлива.
Исследование работоспособности кислородного оборудования. Определяющими параметрами для оценки работоспособности кислородного оборудования являются: наличие давления кислорода в системе и исправность узлов и агрегатов данного оборудования. Если рассматривается версия об отказе рассматриваемой системы, то необходимо первоначально проверить следующие варианты:
− негерметичность какого-либо агрегата или магистрали, вследствие чего произошла утечка кислорода и его не хватило экипажу;
− кислород не поступал в кабину ВС вследствие перекрытия системы, т. е. расхода кислорода не было.
Отсутствие или наличие поступления кислорода экипажу можно определить по положению (открытого или закрытого) вентилей, клапанов и кранов, кислородного оборудования. Это осуществляется продувной системой или её участками, определением взаимного положения деталей визуальным осмотром и рентгеновским просвечиванием. Причиной отсутствия кислорода может быть и разрушение кислородного баллона в результате пробоины или в результате сдавливания. В первом случае возможно оплавление металла баллона в районе пробоины при наличии в нем кислорода, а во втором – происходит, как правило, разрыв боковой поверхности баллона без оплавления даже при наличии кислорода.
|
|
Также не исключаются при исследовании кислородного оборудования и такие методы, как определение показаний кислородных манометров (по отпечаткам стрелок и т. д.), расчетный метод сопоставления остаточного давления кислорода в баллонах и фактической величины давления в системе.
Исследование анероидно-мембранных приборов. Анероидно-мембранные приборы (АМП) совместно с системой приёмников воздушного давления (ПВД) играют значительную роль в обеспечении экипажа достоверной текущей информацией о параметрах движения ВС. Поэтому оценка работоспособности АМП при расследовании авиационных происшествий должна производиться параллельно с оценкой работы системы ПВД.
Для АМП наиболее уязвимой частью является анероидно-мембранный узел, чувствительный к деформации гофров, нарушению заделки в соединениях мембран, мембранных коробок и сильфонов по причине неправильной эксплуатации, в том числе и проверок.
При расследовании авиационного происшествия АМП должны подвергаться тщательной проверке и на предмет установления нарушений технологии изготовления или ремонта АМП. Для ПВД наиболее характерными причинами отказов являются закупорка отверстий и каналов посторонними частицами, в том числе и льдом.
В связи с тем, что физическое состояние частиц и их наличие после авиационного происшествия может измениться для оценки влияния систем ПВД на работу АМП, необходимо использовать не только результат исследования технического состояния элементов данной системы, но и изучить данные о работе других систем, являющихся потребителями входной информации о системе ПВД, которая, как правило, регистрируется посредством бортовых СОК.
Особое внимание следует уделить анализу действий экипажа перед взлетом по установке (вводу) начального давления в районе аэродрома и, особенно при вводе барометрического давления аэродрома посадки, т. к. ошибочные действия экипажа могут быть источником развития опасной ситуации.
|
|
Определение показаний авиационных приборов. При решении данной задачи требуется выявить величину параметра, измеряемого прибором в момент разрушения ВС. Это может послужить для установления причин АП при расследовании. Особенно ценны выявленные показания в тех случаях, если установлено, что поврежденный (разрушенный) прибор был работоспособен и функционировал нормально. На рис. 18.25…18.28 показано состояние приборов на месте АП.
Рисунок 18.25 – Положение стрелок указателя углов атаки и нормальной перегрузки и пилотажного прибора в момент удара о землю |
Рисунок 18.26 – Состояние приборов на месте АП |
Рисунок 18.27 – Положение стрелок авиационных часов |
Рисунок 18.28 – Положение стрелок указателя оборотов двигателя |
Наиболее применяемым методом выявления показаний приборов является: